Темы статей
Выбрать темы

РРО/ПРРО & POS-терминал

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Какие субъекты хозяйствования обязаны обеспечить возможность осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием POS-терминала? (г. Кременчуг)

По общему правилу в случае применения РРО обязательно должен быть и POS-терминал (п. 14.19 Закона № 2346, п. 1 постановления № 878, см. также 109.06 БЗ). Из этого общего правила есть всего три исключения, которые касаются (п. 2 постановления № 878):

1) заведений общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей;

2) предприятий торговли с торговой площадью до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций);

3) субъектов хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

Как видим, наличие РРО практически всегда предусматривает наличие платежного терминала.

Причем, учтите: POS-терминал устанавливают дополнительно к РРО, а не вместо него. Ведь он не выполняет фискальные функции РРО. Операции, которые осуществляют с помощью платежного терминала, оформляются соответствующей квитанцией (п. 6 разд. VII Положения № 705), в которой нет информации о количестве проданного товара (услуги). То есть этот документ не является расчетным документом в понимании Закона об РРО (ст. 2 Закона об РРО, письмо НБУ от 28.11.2019 г. № 57-0007/62082). А значит, расчетные операции через платежный терминал не осуществляются.

С 01.08.2020 г. на равных правах с традиционными РРО будут использоваться программные РРО (ПРРО) (подробнее см. «Программные РРО: начало» текущего номера). Логично утверждать, что здесь должны применяться те же правила. Ведь и у РРО, и у ПРРО одно и то же предназначение — регистрация расчетных операций. Следовательно, в случае применения ПРРО обязательно должен быть и POS-терминал.

Хотя, если подойти формально к вопросу, то в постановлении № 878 сказано о применении POS-терминала вместе с РРО, а не c ПРРО. Впрочем, едва ли это можно назвать серьезным аргументом для ухода от терминала.

Заметим: сейчас активно разрабатывают программные POS-терминалы, которые, аналогично ПРРО, можно установить на смартфон. Например, Tap to Phone* позволяет использовать смартфоны на операционной системе Android с NFC для приема платежей за товары и услуги. При этом для iOS-смартфонов эта система не подойдет**.

* www.oschadbank.ua/ua/press-service/news/vpershe-v-ukraini-ta-regioni-snd-ta-pivdenno-skhidnoi-evropi-visa-ta-oschadbank

** tehnot.com/visa-zapustila-v-ukraine-tehnologiyu-tap-to-phone-prevrashhayushhuyu-smartfony-v-platezhnye-terminaly/

Еще один момент. В настоящее время платежный терминал можно использовать и без привязки к РРО, при условии, что субъект хозяйствования освобожден от применения РРО согласно Закону об РРО. Никаких запретов на этот счет законодательство не содержит (см. письма Минэкономики от 07.02.2013 г. № 3501-06/4370-12 и ГУ ГФС в г. Киеве от 14.11.2017 г. № 2616/ІПК/26-15-14-09-13 // «Налоги & бухучет», 2019, № 23, с. 79). Хотя, если такой субъект хозяйствования использует РРО в нефискальном режиме для ведения учета и распечатки чеков (ч. 4 ст. 13 Закона об РРО, а с 01.08.2020 г. тоже коснется и ПРРО), то фискалы настаивали на установке еще и POS-терминала (см. письмо Миндоходов от 26.02.2014 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15). Впрочем, в консультации, размещенной в подразделе 109.10 БЗ, они акцент на этом моменте уже не делают (что, правда, не означает изменения их позиции). Наша позиция не менялась: те лица, которые РРО/ПРРО применять, согласно Закону об РРО, не обязаны, также не обязаны использовать и POS-терминалы (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 23, с. 81).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше