Темы статей
Выбрать темы

Проблемы собственного бензовоза

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Предприятие использует горючее только для собственных нужд, но имеет в своем распоряжении технику (автопогрузчики, каток, экскаваторы), которая не может самостоятельно заправляться на АЗС. Для заправки спецтехники предприятие планирует приобрести бензовоз (вариант: уже им пользуется), в который будет наливаться горючее на АЗС. Бензовоз будет ездить и заправлять упомянутую технику и/или стоять в отведенном на территории предприятия месте, куда будет подъезжать и заправляться упомянутая и другая техника. Будет ли такой бензовоз считаться передвижным акцизным складом и нужно ли будет предприятию регистрироваться плательщиком акцизного налога? Нужно ли ему приобретать лицензию на хранение горючего в бензовозе? Ищем ответы.

Подобные вопросы от читателей мы уже получали. А местные налоговики по большей части консультируют, что в таких ситуациях нужно регистрироваться плательщиком горючего акциза. Но верно ли это? Давайте вместе посмотрим.

Потребление = «реализация»?

Плательщиком горючего акциза обязано зарегистрироваться лицо, которое реализует горючее (п.п. 212.1.15 НКУ). Поэтому здесь в первую очередь исследуем термин «реализация горючего», который определен в п.п. 14.1.212 НКУ.

В этом термине среди прочих упоминаются любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом права собственности на горючее или без перехода, за плату или без такой на таможенной территории Украины из акцизного склада передвижного (или из акцизного склада) для собственного потребления или промышленной переработки.

Но есть оговорка, что не считаются реализацией горючего операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего, в частности при использовании горючего хозсубъектами, которые не являются распорядителями акцизного склада/акцизного склада передвижного, переданного (отпущенного, отгруженного) плательщиком акцизного налога таким субъектам исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки. Кстати,

фраза о распорядителе акцизного склада передвижного появилась в этой норме с 01.01.2020 г.*

* Она была внесена в п.п. 14.1.212 НКУ Законом Украины от 18.12.2019 г. № 391-ІХ (далее — Закон № 391).

До этого здесь был только «распорядитель акцизного склада».) На эту фразу и ссылаются местные фискалы, фискаля в таких вопросах.

Итак, чтобы наше предприятие не попало под «реализацию горючего» и соответственно у него не возникло обязанности регистрироваться плательщиком горючего акциза, ему нужно:

— не быть распорядителем акцизного склада передвижного;

— не быть распорядителем акцизного склада («стационарного» ☺);

— горючее приобретать/получать только у плательщиков акцизного налога.

Плательщик ли акциза?

Поскольку у нас речь идет о бензовозе, который потенциально может считаться передвижным акцизным складом, то нам нужно выяснить: не будет ли в данном случае в терминах НКУ бензовоз передвижным акцизным складом, а предприятие соответственно распорядителем такого акцизного склада передвижного?

Сначала обратимся к термину «распорядитель акцизного склада передвижного». НКУ (см. п.п. 14.1.2241) к нему относит хозсубъекта — плательщика акциза, который является владельцем горючего и который с использованием транспортного средства (не важно, чьего), в частности, реализует или хранит горючее. А как мы уже говорили, к реализации относится физическая передача горючего с акцизного склада передвижного (или «стационарного»), в том числе и для собственного потребления.

Хотя в этой дефиниции (и в термине «распорядитель акцизного склада», п.п. 14.1.224 НКУ) и упомянуто, что этот субъект — плательщик акциза, это для наших целей не имеет значения. Ведь эта фраза должна пониматься в том числе и как: «должен быть плательщиком». И вот здесь уже нам нужно обратиться к определению термина «акцизный склад передвижной», приведенного в п.п. 14.1.61 НКУ.

Так вот, обращаем внимание читателей (но особенно фискалов), что тем же Законом № 391 в это определение была внесена такая оговорка, которая также применяется с 01.01.2020 г. Не является акцизным складом передвижным, в частности, транспортное средство, используемое хозсубъектом, который не является распорядителем акцизного склада и плательщиком акцизного налога, для перемещения на таможенной территории Украины собственного горючего для нужд собственного потребления или промышленной переработки.

То есть в это исключение, считаем, вписывается и наш бензовоз. И хотя здесь формально можно прицепиться к тому, что бензовоз используется не только для перемещения горючего, но и для его хранения, но мы считаем такие фискальные инсинуации абсолютно бесперспективными. Поскольку «передвижное» должно передвигаться ☺, поэтому здесь законодатель и вспомнил только «перемещение» горючего. И от того факта, что в нем горючее еще и хранится, бензовоз не станет передвижным акцизным складом**. Следовательно,

** Разве что «стационарным», если с него снимут колеса. ☺

чтобы в данном случае ваш бензовоз стал передвижным акцизным складом, вы должны сначала быть распорядителем акцизного склада («стационарного»)

То есть отвечать определениям терминов, приведенных в пп. 14.1.224 и 14.1.6 НКУ.

Таким образом, чтобы считаться распорядителем акцизного склада и иметь акцизный склад в тех случаях, когда горючее используется хозсубъектом только для собственных нужд, у такого субъекта (см. п.п. 14.1.6 НКУ) объем емкостей для хранения горючего в конкретном помещении/территории должен превышать 200 м3 или объем полученного на протяжении года горючего (кроме из АЗС) должен превышать 1000 м3. (Для плательщиков ЕН 4 группы — только 1000 м3.)

Следовательно, если ваше предприятие эти параметры не превышает, то оно — не распорядитель акцизного склада (а также и передвижного!) и, соответственно, его бензовоз не является передвижным акцизным складом.

То есть такое предприятие не осуществляет операции по реализации горючего в понимании п.п. 14.1.212 НКУ и ему не нужно регистрироваться плательщиком горючего акциза.

Вот такие терминологические шарады…

Нужна ли лицензия?

Что лицензия на хранение горючего в бензовозе нужна налоговики начали разъяснять с конца прошлого года***. И мы об этом предупреждали читателей (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 40, с. 24). Например, в письме ГНСУ от 20.12.2019 г. № 2062/6/99-00-04-01-01-15/ІПК, а также в БЗ 113.04 налоговики разъясняют, что надо приобретать лицензию на место (территорию), где находится топливозаправщик «как емкость, которая используется для хранения горючего». Но бензовоз — вещь передвижная, и здесь непонятно, на какое место нужно приобретать лицензию. Может, на место ночной парковки такого транспортного средства? Но оно тоже может не быть постоянным.

*** Напомним, что сначала они в этом вопросе логично ориентировались только на стационарные объекты, но потом развернули все в фискальную сторону. Ведь бюджету нужны деньги, а здесь штраф достаточно крупный...

Лицензию хоть на какое-то место парковки бензовоза лучше приобрести. Ведь нарваться на достаточно крупный (0,5 млн) штраф и потом судиться с налоговиками явно дороже 780 грн в год. Ну, а если фактическая проверка обнаружит отсутствие бензовоза на «лицензионном» месте, то он только что отбыл по производственным делам…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше