Вывод документа
На физическое лицо — плательщика платы за землю, которое не подавало налоговую декларацию по плате за землю, не распространяется право на освобождение от уплаты арендной платы за март
В свое время мы предполагали (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 26, с. 2), что фискалы будут пытаться лишить ФЛП мартовского освобождения от платы за землю, ссылаясь на то, что на «физиков» оно вообще не распространяется.
Так вот, тогда фискалы заявили, что ФЛП в части начисления платы за землю приравнены к юрлицам. Хотя в НКУ есть только две категории плательщиков: (1) «юрики», которые самостоятельно исчисляют и декларируют плату за землю (п. 286.2 НКУ), и (2) «физики» (в том числе и ФЛП), которым ее начисляют контролеры (п. 286.5 НКУ).
Фискалы выдумали третью категорию — ФЛП, которые имеют правоустанавливающие документы на землю, оформленные именно на предпринимателя, а не на «физика»-гражданина. Такие ФЛП вроде бы тоже самостоятельно должны исчислять плату за землю и подавать отчетность. И именно по критерию подачи отчетности плательщики платы за землю (т. е. только первая да еще третья категория, представителей которой, может, и нет вовсе) имеют право на мартовское освобождение (см., например, письма ГНСУ от 17.04.2020 г. № 1605/6/99-00-04-03-03-06/ІПК и от 04.05.2020 г. № 1794/6/99-00-04-03-03-06/ІПК).
В то же время критерий, прописанный в п. 524 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, — использование земельных участков в хозяйственной деятельности — налоговики считают второстепенным. Особенно ярко это видно из писем ГНСУ от 14.04.2020 г. № 1520/6/99-00-04-03-03-06/ІПК и от 15.04.2020 г. № 1528/5/99-00-04-03-03-05/ІПК. В последнем вообще идет речь о юрлице, которое не имеет права и не осуществляет деятельность, направленную на получение дохода, т. е. не проводит хозяйственную деятельность в понимании НКУ — и ему все равно позволяют воспользоваться мартовским освобождением!
Фабула же комментируемого письма диаметрально противоположна. Гражданин (к сожалению, не известно, ФЛП он или нет), который вносит арендную плату по уведомлению-решению, составленному налоговиками, интересуется, имеет ли он право воспользоваться освобождением от арендной платы за март. При этом специально подчеркивает, что арендованные земельные участки использует в хоздеятельности.
Ответили фискалы в том же ключе, что и в разъяснениях, упомянутых выше, — на «физика»-землепользователя, который не подавал годовую отчетность, мартовское освобождение от платы за землю не распространяется. При этом они даже не поинтересовались, зарегистрирован ли такой «физик» как ФЛП, а также о какой именно хоздеятельности идет речь в запросе.
Должны констатировать, что такая тенденциозность в разъяснениях фискалов, с одной стороны, неоправданно расширяет круг льготников за счет юрлиц, не использующих землю в хоздеятельности, а с другой — оставляет за бортом мартовского освобождения практически всех ФЛП, что, безусловно, является несправедливым.
По нашему же твердому убеждению, налоговики обязаны уменьшить плату за землю за март всем ФЛП-землесобственникам и землепользователям, не выдвигая к ним бессмысленных требований об обязательности декларирования ими платы за землю. Единственный законный критерий такого освобождения, повторим еще раз, — использование земельных участков в хозяйственной деятельности.