Темы статей
Выбрать темы

Передаешь горючее на хранение? Ты — плательщик акциза!

Павленко Алексей, налоговый эксперт
По материалам категории 114.11.1 Базы знаний

Вывод документа

Хозcубъект, который приобрел горючее для собственного потребления или промышленной переработки и планирует для хранения отгрузить его на акцизный склад другого субъекта, должен за три рабочих дня до отгрузки горючего зарегистрироваться плательщиком «горючего» акциза

Ситуация, из этой консультации — яркий пример того, как можно на ровном месте нарваться на штраф по п. 117.3 НКУ (в размере стоимости отгруженного на хранение горючего).

Но сначала — о законности такого ответа. Для этого присмотримся к ряду «горючих» терминов НКУ и в основном к термину «реализация горючего» из п.п. 14.1.212 НКУ, который больше всего использовали авторы, чтобы прийти к такому фискальному заключению в этой консультации.

Итак, во-первых, реализацией горючего считаются любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом права собственности на него или без перехода, за плату (компенсацию) или без такой платы.

А во-вторых, такая передача горючего должна осуществляться хозсубъектом с акцизного склада или акцизного склада передвижного.

В нашем случае (физическая передача горючего на хранение) первое условие, конечно, выполняется, а вот по второму есть сомнения. Поэтому здесь надо обратиться еще к определениям «акцизный склад передвижной» (п.п. 14.1.61 НКУ) и «акцизный склад» (п.п. 14.1.6 НКУ).

Передвижной акцизный склад. Согласно п.п. 14.1.61 НКУ не является акцизным складом передвижным транспортное средство, используемое хозсубъектом, который не является распорядителем акцизного склада и плательщиком акцизного налога, для перемещения на таможенной территории Украины собственного горючего. Плательщиком акцизного налога наш субъект точно не является. Что касается распорядителя акцизного склада, то по п.п. 14.1.224 НКУ им может быть только плательщик акцизного налога. То же касается и распорядителя передвижного акцизного склада (см. этот термин в п.п. 14.1.2241 НКУ). Поэтому, если горючее собственнику отпустили в его собственный или арендованный им бензовоз и на нем горючее было доставлено к месту хранения (на акцизный склад плательщика акцизного налога — хранителя), то эти выводы фискалов явно некорректны.

В таком случае операция по передаче собственником горючего на хранение не может считаться его реализацией

Поскольку транспортное средство собственника горючего не будет передвижным акцизным складом. Но здесь важно, чтобы горючее поставщик сразу залил именно в бензовоз собственника-поклажедателя (или арендованный им), а не в какие-то его стационарные емкости.

Акцизный склад. А вот в определении акцизного склада (п.п. 14.1.6 НКУ) есть исключение, согласно которому акцизным складом не является помещение/территория, где общая вместимость емкостей не превышает 200 м3, а собственник или пользователь такого помещения/территории получает в течение календарного года горючее до 1000 м3 (без учета объема, полученного на АЗС/АГЗС), и использует горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки*. Но там есть такая оговорка: «и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам»! За нее налоговики формально и зацепились.

* Для плательщика единого налога группы 4 объем емкостей значения не имеет.

Итак, п.п. 14.1.6 НКУ опять же возвращает нас к термину «реализация горючего», и получается какой-то замкнутый круг. Но если делать акцент на использовании горючего исключительно для нужд собственного потребления или переработки, можно было бы легко прийти к либеральным выводам. При этом операцию по передаче горючего на хранение считать составляющей использования на собственные нужды. Но нашим фискалам такая либеральность не присуща.

Поэтому, учитывая появление этой консультации, хозсубъектам, чтобы не нарваться на такую неприятность и не получить штраф из п. 117.3 НКУ, лучше избегать стороннего хранения горючего, когда горючее передается на хранение из помещения/емкостей собственника.

Понятно, что фискалы в этой консультации формально манипулируют нормами п.п. 14.1.212 НКУ, но спорить с ними по этому вопросу может быть непросто. Да еще и неизвестно, к каким выводам придут судьи, если хозсубъекту придется в такой ситуации обжаловать решение налоговиков относительно упомянутого штрафа.

Как решить проблему. В связи с этим изложим некоторые наши мысли, как избежать подобной ситуации или разрулить ее.

1. Собственнику надо уйти от физической передачи горючего на хранение. То есть лучше, чтобы поставщик горючего сразу отвез его на место хранения, а собственник горючего (поклажедатель) физически его потом получал уже непосредственно от хранителя. И при этом не будет иметь значения, что обычные накладные при закупке горючего сначала пройдут транзитом через собственника*. О похожей схеме работы шла речь в «Налоги & бухучет», 2019, № 92, с. 14.

* А вот акцизные накладные поставщик горючего должен будет выписать прямо на хранителя!

2. Если горючее вы уже сами отгрузили хранителю, переделайте документы по упомянутой выше схеме, чтобы по документам не было видно физической передачи собственником горючего на хранение, т. е. чтобы из них следовало, что горючее попало к хранителю, обходя собственника. Если проверка обнаружит накладные на передачу горючего на хранение, настаивайте на том, что физической передачи не было. И что горючее поставщик отвез напрямую хранителю, а расходную накладную вы выписали для учета и подтверждения своего права собственности на это горючее.

3. Упомянутый выше вариант:

поставщик горючего img 1 бензовоз собственника (или арендованный им) img 2 склад хранителя

Не исключено, фискалы и здесь попробуют применить штраф, но буквально в этом варианте реализации горючего не будет. То есть можно или убедить фискалов, или отбить штраф в суде.

4. Можно попробовать вариант с арендой емкости (емкостей) у хранителя. Но в таком случае у собственника горючего должна быть лицензия на это место хранения. Хотя получение в таком случае лицензии может выйти собственнику дешевле, чем штраф в сумме стоимости горючего, или полмиллиона — за хранение в арендованных емкостях без лицензии на хранение.

5. Как вариант — передать горючее на хранение субъекту, который имеет лицензию, но не является распорядителем акцизного склада/плательщиком горючего акциза. Конечно, если вы такого найдете. И кстати, так его можно подставить, ведь возврат (физическую передачу) вам горючего из хранилища для такого хранителя фискалы могут расценить как реализацию им горючего.

Когда ничего из упомянутого сделать нельзя, а горючее уже отгружено кому-то на хранение, то ситуация патовая. Если тихо вернуть горючее и убрать все документы относительно хранения (накладную, договор хранения и т. п.), то у собственника могут быть неприятности из-за лицензии на хранение горючего — ведь по документам оно должно быть где-то у собственника. И здесь также могут выявить фактической проверкой и отсутствие горючего у собственника, и тот факт, что оно у кого-то хранится нелегально. ☹

Так что всегда будьте внимательны и осторожны с хранением собственного горючего!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше