Темы статей
Выбрать темы

Как обойти 4 % комиссию при возврате финпомощи

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Директору с расчетного счета предприятия выплачивали возвратную финансовую помощь. Теперь он готов ее вернуть, однако за возврат финпомощи банк поднял комиссию до 4 %. Можно ли в момент возврата финпомощи указать назначение платежа «Внесення власних коштів», а не «Повернення фіндопомоги»? Какие могут быть последствия?

РКО за финпомощь

Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) — это услуги, предоставляемые банком клиенту на основании соответствующего договора, заключенного между ними, связанные с переводом средств со счета (на счет) этого клиента, выдачей ему средств в наличной форме, а также осуществлением других операций, предусмотренных договорами (п. 1.37 Закона № 2346*).

* Закон Украины «О платежных системах и переводах средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

Банк осуществляет РКО клиентов на основании действующего законодательства, договора банковского обслуживания и внутренних правил осуществления расчетов.

За предоставление услуг РКО по договору с банком клиент обязан выплатить банку вознаграждение в размерах, определенных тарифами банка, оговоренными в договоре.

Так, на основании п.п. 3.1.2 Условий и правил предоставления АТ «КБ» «ПриватБанк» банковских услуг (далее — Условия предоставления банковских услуг) для клиентов юрлиц и предпринимателей действует комиссия в размере 4 % от суммы платежа (но не менее 100 грн) за прием наличных платежей для зачисления на счет юрлица (предпринимателя)

в виде пополнения финансовой помощи/беспроцентного кредитования (финансирования) с дальнейшим зачислением на счет данного клиента, открытый в банке

Заметим, что при внесении наличных в кассу банка для их дальнейшего зачисления на счет предприятия важную роль играет оформление платежного документа — «Заяви на переказ готівки» (см. приложение 9 к Инструкции № 103**), в частности его поля «Призначення платежу».

** Инструкция о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденная постановлением Правления НБУ от 25.09.2018 г. № 103.

Согласно Правилам заполнения платежных документов во время приема наличных (см. приложение 18 к Инструкции № 103) в реквизите «Призначення платежу» указывается вид платежа или источник поступления наличных.

Именно на основании информации о назначении платежа, указанной в объявке, банк идентифицирует операцию и взимает плату за расчетно-кассовое обслуживание согласно действующему по договору с клиентом тарифу.

Чтобы уйти от 4 % комиссии за возврат финпомощи на счет предприятия, идеальный вариант — вернуть финпомощь в кассу предприятия (с учетом предельной суммы расчетов в один день или несколько дней), а затем уже из кассы предприятия направить в банк для зачисления на счет предприятия как собственные деньги предприятия.

Однако и при возврате финпомощи напрямую через кассу банка 4 % комиссию за погашение финпомощи можно обойти.

Учитывая, что директор предприятия является уполномоченным идентифицированным представителем предприятия, то при внесении финпомощи сразу в кассу банка он может случайно ошибиться и вместо «Повернення фіндопомоги» указать в объявке в поле назначения платежа «Внесення коштів підприємства». Тогда такой платеж банк идентифицирует как «Прийом грошової виручки/інших платежів від уповноважених ідентифікованих представників юридичних осіб та підприємців у касі з подальшим зарахуванням на рахунок даного Клієнта, відкритий в будь-якій філії (відділенні) Банку».

Тем самым можно сэкономить на комиссии банка. Ведь для таких платежей Условиями предоставления банковских услуг тариф установлен в размере 14 грн (независимо от вносимой суммы).

Последствия «не того» платежа

По своей сути возврат финпомощи (а именно зачисление ее суммы на счет) у предприятия-заимодателя: не попадает под объект обложения НДС, определенный в п. 185.1 НКУ; не формирует в бухучете-доход (п.п. 6.5 П(С)БУ 15 «Доход»); не формирует разниц, корректирующих финрезультат до налогообложения.

В то же время переклассификация поступающего от директора платежа с возвращаемой финпомощи в платеж «Унесення коштів підприємства» может навредить учету. Ведь операции по поступлению денежных средств в учете отражаются на основании соответствующих банковских выписок.

Получив на счет личные деньги, во-первых, предприятие не закроет висящую в учете дебиторскую задолженность по возвратной финпомощи с директором.

Во-вторых, такие ошибочно заявленные денежные средства без наличия соответствующего документального подтверждения о том что это средства предприятия, налоговики наверняка при проверке станут идентифицировать как аванс и могут настаивать на начислении налоговых обязательств по НДС. Признать доходом поступившие на счет деньги налоговики не вправе. В бухучете доход по деньгам не возникает.

Поэтому чтобы средства, полученные предприятием, прошли в учете в нужном направлении — именно как возврат финпомощи от физического лица (директора), предприятие непременно должно позаботиться об исправлении назначения полученного платежа.

Исправляем ошибку платежа

Обращаться в банк с целью внести исправления в назначение платежа, указанное в объявке, не имеет смысла. Согласно Закону № 2346 и Инструкции № 103 банкам запрещено вносить исправления в расчетные документы клиентов, тем более в реквизит «Призначення платежу».

За формулировку назначения платежа отвечает составитель расчетного документа. Банк лишь визуально проверяет эту информацию.

К тому же в самих Условиях предоставления банковских услуг (пп. 3.1.2.11.4, 3.1.2.11.5) указано, что плательщик и получатель осуществляют контроль за своевременным проведением расчетов и рассматривают возникшие претензии без участия банка. При этом ответственность за правильность заполнения реквизитов расчетного документа несет лицо, которое оформило этот документ и подало к обслуживанию в банк (о чем ставит свою подпись в расчетных документах на перечисление наличных — заявлении и квитанции).

Как ранее пояснял НБУ (см. письмо от 09.06.2011 г. № 25-111/1438-7141), если после исполнения банком платежного поручения выяснилось, что в реквизите «Призначення платежу» была допущена ошибка, то

вопрос об уточнении информации в этом реквизите решается непосредственно между участниками расчетов без участия банка

Для этого контрагент, допустивший ошибку, направляет второй стороне (получателю) письмо в произвольной форме об уточнении (изменении) назначения платежа.

Так что в вашем случае для исправления назначения платежа с «Унесення коштів підприємства» на платеж «Повернення фінанасової допомоги», директор должен направить письмо как от обычного физлица, сообщающее о неправильной(ых) формулировке(ках), допущенной в объявке (и соответственно банковской выписке), и извещающее предприятие о том, какой должна(ы) быть на самом деле правильная(ные) формулировка(ки) в таких документах (пример такого письма см. ниже).

Пример письма

img 1

Полученное письмо на предприятии прилагают к выписке банка. По мнению судов, такое письмо является достаточным основанием, для того чтобы считать назначение платежа исправленным (см. определение ВАСУ от 13.11.2012 г. № К-20530/10, а также определения ВАСУ от 17.06.2013 г. № К-28921/10 и от 09.07.2013 г. № К/9991/15258/12). О том, что при наличии подобных исправлений в назначении платежа сложилась благоприятная судебная практика, свидетельствует и постановление ВС от 19.06.2018 г. по делу № 809/34/17 (ср. ).

Главное при этом — чтобы другие документы четко подтверждали, что вносились наличные физлица (директора) именно в качестве платежа по договору о предоставлении финпомощи (такой договор нужно иметь в письменном виде, чтобы при случае предъявить проверяющим).

Урегулирован вопрос о назначении платежа письмом от директора с пояснением, за что в действительности были внесены через кассу банка денежные средства, зачисленные на счет предприятия, можно проводить их в учете как возврат финпомощи.

Что касается отношений предприятия с банком, то согласно п.п. 3.1.2.10.3.2 Условий предприятие обязано уведомлять банк обо всех замеченных ошибках в выписках по счету и других документах.

В противном случае согласно п.п. 3.1.2.13.3.1.2 Условий предприятие-клиент несет ответственность в полном объеме за ущерб, причиненный банку в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязательств.

Однако это сугубо договоренности с банком, как с участником договорных отношений в части РКО, которые могут быть урегулированы в досудебном или судебном порядке. Ни Закон № 2346, ни нормативные акты НБУ исполнение такого обязательства, как информирование банка об ошибках, допущенных в полученных расчетных документах/выписках (в том числе и в таком их реквизите, как «Призначення платежу»), от предприятия не требуют.

выводы

  • Чтобы сэкономить на комиссии банка при возврате финпомощи (через кассу банка), директор может ошибочно указать другое назначение платежа «Унесення коштів підприємства».
  • Исправление ошибки в назначении платежа решается без участия банка — на основании уточняющего письма.
  • Письмо от директора, изменяющее назначение платежа, приложенное к выписке, будет основанием для того чтобы провести в учете поступившие деньги как возврат финпомощи.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше