Темы статей
Выбрать темы

Карантинные ставки ЕН и место осуществления деятельности

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Могут ли применять уменьшенную ставку единого налога на основании решения местной власти те ФЛП, которые осуществляют деятельность по всей Украине или получают доходы от субъектов хозяйствования, расположенных на территории, где действует стандартная ставка? Достаточно злободневный вопрос в период карантина, согласитесь. И ответ на него не настолько очевиден, как кажется.

Напомним, что органы местного самоуправления имеют право уменьшить фиксированные ставки единого налога (ЕН) для плательщиков групп 1 и 2 на 2020 год, установленные в соответствии с предварительно принятым ими решением (п. 526 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)*. Такие новые решения могут быть приняты по ускоренной процедуре (п. 527 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

* Подробно об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 36, с. 22.

Единый налог является местным (п.п. 10.1.2 НКУ), т. е. он полностью зачисляется в бюджеты местного самоуправления (п. 20 ч. 1 ст. 64; п. 7 ч. 1 ст. 69 БКУ). Это значит, что любой субъект хозяйствования, который уплачивает ЕН, пополняет этим налогом бюджет той административно-территориальной единицы, в которой он находится на учете по основному месту. Для ФЛП таким местом является его налоговый адрес (п. 295.4 НКУ), т. е. его место жительства (п. 45.1 НКУ).

Решения органов местного самоуправления, принятые в рамках предоставленных им полномочий, являются обязательными для выполнения на подведомственной им территории (ч. 1 ст. 73 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР). Поэтому

органы местного самоуправления имеют право устанавливать решения по размерам ставок ЕН только в отношении тех ФЛП, которые имеют налоговый адрес на подведомственной им территории

Ведь только эти ФЛП будут уплачивать ЕН в местный бюджет, который контролирует орган местного самоуправления, установивший указанный размер ставки.

Приведем пример. В г. Львове до 30.06.2020 г. установили ставку ЕН 0 % для тех ФЛП групп 1 и 2, которые осуществляют определенные виды деятельности (см. определение Львовского городского совета от 28.04.2020 г. № 6465). Так вот, эта ставка действует лишь для тех ФЛП-единоналожников, налоговым адресом для которых является г. Львов. Если же ФЛП имеет на территории г. Львова торговую точку, однако его налоговым адресом является другой населенный пункт, решение Львовского городского совета для такого ФЛП ничего не означает. Ему нужно искать решение своего органа местного самоуправления.

К слову, во избежание каких-то недоразумений ивано-франковские депутаты прямо прописали, что снижение ставки ЕН касается лишь тех ФЛП на ЕН, налоговым адресом для которых является именно г. Ивано-Франковск (см. решение Ивано-Франковского горсовета от 22.04.2020 г. № 85-39).

Теперь о самом интересном. Согласно п. 293.7 НКУ ФЛП групп 1 и 2, которые осуществляют деятельность на территориях, подведомственных разным органам местного самоуправления, применяют максимальный размер ставки ЕН, установленный п. 293.2 НКУ. Эта норма прописана чрезвычайно неудачно. Поэтому ее практическое применение всегда вызывало ряд вопросов.

Во-первых, что считать осуществлением деятельности одновременно на территориях, подвластных нескольким органам местного самоуправления? Налоговики в БЗ 107.01.04 (консультация утратила силу 02.04.2020 г.) заявили: если ФЛП осуществляет деятельность на территории одного местного совета, но не по месту налогового адреса, он обязан применять п. 293.7 НКУ. Мол, собственно наличие налогового адреса уже означает осуществление деятельности. Поэтому в таком случае мест деятельности — два.

Плательщикам порой удавалось опровергнуть этот вывод в судах. Например, это получилось у ФЛП группы 2, который имел налоговый адрес в г. Харькове, но свой единственный магазин — на территории г. Краснограда.

При таких обстоятельствах суд признал, что плательщик имеет только одно место деятельности и потому п. 293.7 НКУ не применяется. Соответственно, в бюджет г. Харькова ФЛП должен уплачивать ЕН по ставке 10 %, а не 20 % (см. постановление Второго апелляционного админсуда от 12.03.2019 г. по делу № 2040/6602/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/80478459).

Во-вторых, какую ставку для целей п. 293.7 НКУ считать максимальной, установленной ст. 293 НКУ? Если смотреть на п. 293.2 НКУ, то этот пункт формально устанавливает не конкретный размер ставки ЕН, а лишь верхний порог, в пределах которого орган местного самоуправления может устанавливать ставку.

При таком подходе п. 293.7 НКУ можно понимать так, что максимальной является самая высокая из всех ставок, установленных теми органами местного самоуправления, на территории которых работает ФЛП, а не вообще максимально возможная ставка согласно НКУ.

На такую логику могут опираться те ФЛП, у которых ставки ЕН на основании п. 526 подразд. 10 разд. ХХ НКУ снизили как орган местного самоуправления по месту налогового адреса, так и орган местного самоуправления по другому месту осуществления деятельности.

Например, если по обоим местам ставку ЕН установили на уровне 0 %, можно говорить, что она и является максимальной. Однако вряд ли налоговики с этим согласятся. Скорее всего, они будут требовать, чтобы ФЛП уплачивал ЕН по максимально возможной ставке ЕН. Поэтому рекомендуем получить от них индивидуальную консультацию.

В-третьих, каким образом вообще установить, что ФЛП осуществляет деятельность на территориях, подведомственных нескольким органам местного самоуправления?

Судя по всему, налоговики будут инкриминировать указанную норму всем ФЛП с неопределенным местом деятельности

Напомним: таким ФЛП налоговики рекомендовали при переходе на упрощенную систему указывать местом осуществления хозяйственной деятельности всю территорию Украины (БЗ 107.01.01).

Соответственно, именно такая информация и будет содержаться в отношении ФЛП в Реестре плательщиков ЕН (п.п. 3 п. 299.7 НКУ). Да и выбранную ставку ЕН плательщик в заявлении о переходе на ЕН тоже должен указывать с учетом требований п. 293.7 НКУ и она тоже попадет в Реестр.

Так вот, судя по всему, именно данные единоналожного Реестра и будут для налоговиков источником информации о том, от каких именно ФЛП нужно требовать уплаты максимальной ставки ЕН согласно п. 293.7 НКУ. Поэтому

если у вас местом осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с данными Реестра является не конкретный город или село, в котором орган местного самоуправления установил уменьшенную ставку ЕН, а вся территория Украины, — это повод напрячься

Тем более что судебная практика знает прецеденты, когда п. 293.7 НКУ применяли к ФЛП, который занимался торговлей через Интернет, и только на основании того, что в соответствии с данными Реестра местом осуществления его деятельности была вся территория Украины (см. постановление Второго апелляционного админсуда от 23.12.2019 г. по делу № 480/2490/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/86547305).

Также вышеприведенное дело показательно тем, что налоговики в апелляционной жалобе ссылались на то, что, указав в Заявлении о переходе на ЕН максимальную ставку 20 %, плательщик согласовал все дальнейшие суммы налоговых обязательств, исчисленные исходя из этой ставки.

То есть если вы на этапе подачи Заявления о переходе на ЕН на всякий случай указали максимальную ставку ЕН (с учетом требований п. 293.7 НКУ), а фактически осуществляли деятельность только на территории одного органа местного самоуправления, вы все равно в зоне риска.

«Карантинный» п. 526 подразд. 10 разд. ХХ НКУ актуализировал в придачу еще один вопрос. Дело в том, что п. 293.7 НКУ говорит о том, что ФЛП осуществляет деятельность на территории, подвластной нескольким разным органам местного самоуправления. Но «карантинное» снижение ставки ЕН было призвано снять груз уплаты ЕН по фиксированной ставке как раз с тех ФЛП, которые в связи с карантином простаивали, т. е. НЕ осуществляли деятельность.

Большинство решений органов местного самоуправления, которыми были снижены ставки ЕН, касаются не всех ФЛП, а тех, деятельность которых была заблокирована карантином

Поэтому если ФЛП на время карантина прекратил деятельность на территории, подвластной одному или нескольким местным советам, — это для него дополнительный аргумент, чтобы воспользоваться «карантинным» снижением ставки ЕН. Даже в том случае, если местом его деятельности является вся территория Украины, а не только территория его налогового адреса, подведомственная органу местного самоуправления, который установил сниженную ставку ЕН. Так как можно говорить, что фактически ФЛП деятельность на территориях, подвластных нескольким органам местного самоуправления, не осуществлял, а потому п. 293.7 НКУ в этом случае не действует.

Есть надежда, что п. 526 подразд. 10 разд. ХХ НКУ как специальная норма все же перекроет п. 293.7 НКУ (ср. ). Надежда основывается на том, что вышеупомянутая консультация из БЗ 107.01.04 утратила силу 02.04.2020 г. То есть именно в тот день, когда в НКУ появилась указанная «карантинная» спецнорма.

И последнее. Если ваш орган местного самоуправления принял решение, что для применения сниженной ставки ЕН необходимо подать заявление по произвольной форме, — не спорьте с этим.

Да, это НКУ не предусмотрено, однако лучше выполнить требование местной власти, чем с ней судиться. Даже в том случае, если ваше место осуществления деятельности дает налоговикам повод придираться к вам и лишить вас права на сниженную ставку. Не стоит давать повод тем, кто его ищет.

выводы

  • ФЛП-единоналожник независимо от места осуществления своей деятельности уплачивает ЕН в бюджет, подконтрольный тому органу местной власти, на территории которого ФЛП имеет налоговый адрес.
  • Если указанное в Реестре плательщиков ЕН место осуществления деятельности ФЛП не совпадает с местом его налогового адреса, у плательщика могут возникнуть проблемы с применением сниженной ставки ЕН в связи с карантином.
  • Налоговики уходят от ответа на вопрос, как п. 526 подразд. 10 разд. ХХ НКУ согласуется с п. 293.7 НКУ, однако есть надежда, что «карантинная» спецнорма перевесит общую.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше