Темы статей
Выбрать темы

Первичные документы для подтверждения дохода единоналожника

ФЛП на едином налоге (гр. 3 без НДС) оказывает услуги. Оплата приходит безналичным расчетом. Нужны ли документы, которые подтверждают получение дохода? (г. Черкассы)

Вопрос старый и неоднозначный. Вообще обязанность подтверждать учет доходов и расходов, в частности первичными, а также другими документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, ведение которых предусмотрено законодательством, установлена в п. 44.1 НКУ, а срок их хранения — в п. 44.3 НКУ. Это общие нормы, касающиеся всех плательщиков.

Но у единоналожников есть свои, специальные правила. Согласно п. 292.13 НКУ единоналожный доход определяется на основании данных учета, который ведется в соответствии со ст. 296 НКУ. А сам порядок ведения учета единоналожниками установлен в п. 296.1 НКУ. Он оговаривает только ведение Книги учета доходов путем ежедневного, по итогам рабочего дня, отражения полученных доходов. О первичных или каких-либо других документах здесь ничего не сказано. То есть законодательством предусмотрено только ведение Книги и предоставление декларации.

Кроме того, есть еще один аргумент. Пункт 296.1.3 содержит отсылочные нормы к пп. 44.2, 44.3 НКУ, но касаются они исключительно юрлиц-единоналожников. Именно они используют данные упрощенного бухгалтерского учета относительно доходов и расходов с учетом положений пп. 44.2, 44.3 НКУ. Если бы законодатель предусматривал обязанность иметь первичные документы и для ФЛП, он бы сделал аналогичную оговорку и для них. Либо вообще не делал бы никаких отсылок, предполагая, что подтверждение доходов первичкой работает для всех по умолчанию.

Более того, сам термин «первичный документ» — из сферы бухгалтерского учета (Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV, Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88), который, как известно, ФЛП не ведет.

Все эти аргументы дают основания полагать, что единоналожникам достаточно просто заполнять Книгу учета доходов без подтверждения записей первичкой и на ее основании составить декларацию (тем более, если речь идет о гр. 1 или 2, ведь у них сумма налога вообще не зависит от суммы дохода).

Выходит, ФЛП на едином налоге не стоит вообще заморачиваться с первичкой?

Как бы не так! Мнение налоговиков нетрудно предугадать. Еще в письме от 17.05.2016 г. № 10714/6/99-99-13-04-02-15 они утверждали: в соответствии с требованиями п. 44.1 НКУ показатели декларации плательщика единого налога, в том числе сумма дохода, должны быть подтверждены первичными документами, которые в случае необходимости имеют право изучать и проверять контролирующие органы при проведении проверок в соответствии с п.п. 20.1.6 и п. 85.2 НКУ.

Как правило, налоговики ссылаются еще и на п. 8 ст. 19 ХКУ, в котором сказано, что все субъекты хозяйствования, в том числе и ФЛП, обязаны вести первичный (оперативный) учет результатов своей работы.

Напомним, что с 01.01.2021 г. порядок ведения Книг значительно упростится. Установленная форма канет в Лету, а вместо нее будет применяться учет в произвольной форме путем помесячного отражения полученных доходов.

Налоговики в информационном письме № 16 уже отреагировали на грядущее изменение. Но их доктрина относительно подтверждения доходов первичными документами не изменилась. Распространяя на ФЛП-единоналожников п. 44.1 НКУ, они утверждают, что месячные обороты, которые нужно будет заносить в произвольный реестр, должны соответствовать содержанию первичных документов за соответствующий период.

Подведем промежуточный итог.

НКУ позволяет сделать вывод, что ФЛП на едином налоге не обязаны подтверждать данные учета первичкой. Налоговики считают иначе

Понять их можно: голой цифрой в Книге сложно подтвердить, что доход получен именно в этой сумме. Для гр. 1 и 2 могут быть вопросы с предельным размером дохода, а для гр. 3 — еще и с самой суммой единого налога.

Более того, непонятно, за что получены средства, к какому виду деятельности они относятся и по какой ставке единого налога их облагать. Иными словами, как подтвердить, что доход получен именно от того вида деятельности, который ФЛП указал в единоналожном Реестре? Или того больше — может, вы вообще вели запрещенную деятельность, указанную в п. 291.5 НКУ. Ведь бывали случаи, когда даже при наличии первичных документов налоговики притягивали за уши получение дохода от запрещенного вида деятельности (постановление Шестого апелляционного административного суда от 06.10.2020 г. по делу № 826/4615/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/92051104, благо суд отбросил надуманные налоговиками аргументы о том, что доходы были получены от аудита). Что уж говорить, если таких документов не будет... Не факт, что суд станет на сторону предпринимателя.

А ответственность за проведение деятельности, не указанной в единоналожном реестре, весьма существенная: ФЛП на гр. 3 должен покинуть упрощенную систему, а на гр. 1 и 2 — еще и заплатить с суммы дохода 15 % единого налога. Если же налоговики будут инкриминировать запрещенную деятельность, то последствия для гр. 1 и 2 те же, а для гр. 3 — еще и обязанность заплатить 15 %.

Ну и поскольку фискалы распространяют на ФЛП п. 44.1 НКУ, то при отсутствии первички, скорее всего, будут применять штраф согласно п. 121.1 НКУ за необеспечение хранения первичных и других документов или непредставление их или их копий при осуществлении налогового контроля (первый раз — 1020 грн, повторно в течение года — 2040 грн).

Поэтому гораздо разумнее — не нарываться на эти неприятности и все-таки документы сохранять

В зависимости от характера продаж и формы оплаты это могут быть:

— накладная или акт выполненных работ (оказанных услуг);

— товарный чек;

— фискальный чек РРО (если вы его применяете);

— расчетная квитанция (если имеете право работать по Перечню отдельных форм и условий деятельности, утвержденному постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336).

Три последних документа также подтверждают получение наличной оплаты.

Если же оплата пришла по безналичному расчету, то ее будет подтверждать банковская выписка (налоговики давно согласились, что она относится к первичным документам, см. ОНК, утвержденную приказом ГНСУ от 05.07.2012 г. № 583; БЗ 129.04).

Что касается счета-фактуры (инвойса), то он приобретает статус первичного документа только в случае его оплаты (письмо Минфина от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339, подробнее см. «Налоги & бухучет», 2017, № 45, с. 8). Совсем нелишним будет и наличие договора. И не забывайте: первичные документы должны быть оформлены надлежащим образом (обязательные реквизиты и правила оформления оговорены в разделе 2 Положения № 88).

Итак, если вы предоставляете услуги и оплату получаете по безналу, то вам нужно иметь хотя бы банковскую выписку, и нелишним будет оплаченный счет-фактуру (инвойс). Но если вы хотите иметь железобетонные доказательства своих сделок, то желательно иметь договор, акт оказанных услуг и банковскую выписку. С таким набором документов налоговики вряд ли будут предъявлять претензии.

Дмитрий Костюк, зам. главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше