Темы статей
Выбрать темы

Новые ориентиры для налоговых проверок

Амброзяк Наталья, юрист
Приказы ГНСУ от 04.09.2020 г. № 470 и от 15.09.2020 г. № 499

Этими приказами утверждены общие методрекомендации для проверок (Методрекомендации № 470) и те, которые касаются проверок в связи с прекращением ФЛП (Методрекомендации № 499). Что же отличает новые методрекомендации от предыдущих (утвержденных приказом ГФСУ от 31.07.2014 г. № 22, который, к слову, пока действует)? В большинстве своем общего очень много.

Вывод документа

Решение о целесообразности проведения проверки принимает руководитель органа ГНС (непосредственно ГНСУ). А о необходимости проверки ФЛП после прекращения статуса «предприниматель» — специальная комиссия

Как и раньше, по новым Методрекомендациям № 470 решение о назначении проверки принимает руководитель органа ГНС (или непосредственно ГНСУ), а не сам инспектор.

Инспектор подает докладную записку с указанием на то, что есть основания для проведения внеплановой документальной или фактической проверки.

В свою очередь, руководитель органа ГНС рассматривает эту записку и принимает решение о целесообразности проведения проверки.

А вот о необходимости проверки ФЛП в случае его прекращения в ЕГР теперь будет принимать решение комиссия (п. 3.1 Методрекомендаций № 499).

При этом без «ликвидационной» проверки по налогам/сборам и ЕСВ могут проскочить те ФЛП (п. 3.7 Методрекомендаций № 499):

— у которых отчетность с нулевыми показателями;

— по которым отсутствует в информационных базах ГНС информация о:

а) получении доходов (в том числе от хоздеятельности и тех, которые не облагаются налогами) от налоговых агентов;

б) открытых расчетных счетах в проверяемом периоде. То есть то, что ФЛП закроет счет перед ликвидацией, не пройдет. Тут могут срезаться многие. Особенно с учетом того, что сроков давности по ЕСВ нет;

в) наличии наемных работников и о начислении (выплате) им зарплаты либо начислении (выплате) оплаты по гражданско-правовым договорам;

г) налоговом долге, задолженности (недоимке) по ЕСВ и другим платежам, подконтрольным ГНС.

Учтите: тех, кто был зарегистрирован до 01.10.2013 г., будут шерстить и через Пенсионный фонд за период с 01.01.2011 г. по 01.10.2013 г. Так что и в этих периодах должно быть все чисто (п. 3.8 Методрекомендаций № 499);

д) рассроченных, отсроченных, реструктуризированных суммах платежей и об обжаловании в административном/судебном порядке или открытых исполнительных производствах.

Вывод документа

Перед тем, как прийти на проверку, может происходить допроверочная подготовка в отношении плательщика

Говорим сейчас о п. 2.1 Методрекомендаций № 470. Практически такой же пункт был и в старых Методрекомендациях № 22. Здесь обратите внимание на такие нюансы.

1. Допроверочная работа идет на основании данных, которые смогли собрать налоговики из своих баз данных. Сопоставляются данные ЕРНН, ЕРАН, а также об остановке регистрации и отказе в регистрации НН/РК. Также сопоставляются данные финансовой и налоговой отчетности на предмет несовпадений, частоты/периодичности корректировок финотчетности и подачи уточняющих расчетов. Это, конечно, не преступление. Но может вызвать у проверяющих подозрения.

Кроме того, среди перечня анализируемой информации есть информация из открытых источников (СМИ, Интернет и т. д.). Учитываются отношения с нерезидентами (в том числе зарегистрированными в офшорах). Отношения со связанными лицами — еще одна сфера интереса. Хотя в НКУ прямое влияние на налогообложение связанные лица имеют только в рамках трансфертного ценообразования (ст. 39 НКУ). Привлекают внимание и операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Изучается еще и информация о применении плательщиком схем уклонения от уплаты налогов или схем минимизации (если таковые проводились). Здесь напомним: не стоит это путать с налоговой оптимизацией. Она не правонарушение, а использование всех прав и возможностей плательщика на полную катушку.

Также информацию налоговики получают с помощью запросов, которые они направляют налогоплательщикам. Так что не устанем повторять: к ответу на запрос нужно подходить обдуманно и стараться лишних документов не давать. А уж если и давать, то быть уверенными в них на все 100 %.

2. Информация, полученная налоговиками, может не сразу «выстрелить». Прибежать на проверку к вам могут, но не сию секунду. В зависимости от гипотетических потерь бюджета информация о возможных «нарушениях» может учитываться для будущих проверок.

Вывод документа

Допроверочные или послепроверочные споры разрешаются в специальных комиссиях, а в процессе проверки могут проходить рабочие встречи с плательщиками

И снова, в сущности, ничего нового. Но в любом случае нужно запомнить несколько важных моментов (п. 2.1 Методрекомендаций № 470):

1) речь идет о так называемых рабочих встречах плательщиков в рамках проведения той или иной проверки с проверяющими и теми, кто их возглавляет. Могут также привлечь представителей других отделов. Обсуждают на таких встречах выявленные нарушения, пояснения плательщика, полноту предъявления последним документов;

2) рабочие встречи рекомендуется проводить не позднее чем за один рабочий день до окончания проверки (для обычных плательщиков) или за два рабочих дня (для крупных плательщиков). При этом предлагать время, дату и место проведения встречи может плательщик. Правда, в письменном виде;

3) по результатам встречи рекомендуется составлять протокол, а их учет ведется в специальном журнале. Ключевое слово здесь — рекомендуется. То есть если такого протокола не будет, это не повлияет на результаты обсуждения. Впрочем, и сам протокол не оспоришь, так как формально он не влияет на права и обязанности плательщика;

4) если вдруг возникают споры в процессе проведения проверки или после нее, то вопрос передается постоянно действующей комиссии в том же органе ГНС. Эта же комиссия рассматривает возражения на акты проверок. По результатам рассмотрения принимается обоснованный вывод. Он потом обязательно учитывается в процессе дальнейшей проверки и ложится в основу акта (справки) по ее результатам или при рассмотрении возражений на акт. Также составляется протокол заседания. Заметим: подобная комиссия будет выведена на уровень НКУ только с 01.01.2021 г. (см. ст. 86 НКУ в редакции от 1 января).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше