Темы статей
Выбрать темы

Инвентаризируем основные средства

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Свириденко Алла, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Прежде чем начинать инвентаризацию основных средств (далее — ОС), нужно понимать, каковы особенности ее проведения и документального оформления результатов такой инвентаризации. Эти вопросы мы и рассмотрим далее.

2.1. Главные процедурные особенности

Напомним: ОС, с точки зрения п. 4 НП(С)БУ 7, — это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он дольше года).

При этом для упрощения далее под ОС мы будем понимать и прочие необоротные материальные активы, поскольку по отношению к ним применяют тот же порядок инвентаризации.

В общем случае инвентаризацию ОС осуществляют в таких целях:

— проверка фактического наличия ОС;

— установление излишка или недостачи ОС;

— проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации ОС;

— выявление активов, не соответствующих критериям признания;

— выявление активов, не используемых предприятием;

— проверка реальной стоимости числящихся на балансе ОС (решение вопроса о необходимости проведения их переоценки).

Еще до начала инвентаризации ОС рабочая инвентаризационная комиссия должна проверить наличие и состояние:

— регистров аналитического учета ОС (инвентарных карточек, инвентарных книг или описей);

— технических паспортов или другой технической документации;

— документов на ОС, переданные или принятые предприятием в аренду, на ответственное хранение, во временное пользование. При отсутствии таких документов следует принять меры для их получения или оформления;

— документов на объекты ОС, переведенные на консервацию или выведенные из эксплуатации в связи с реконструкцией, техническим перевооружением и другими улучшениями.

При обнаружении расхождений и неточностей в бухгалтерском учете или технической документации нужно внести соответствующие исправления и уточнения

Инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) проверяет правильность присвоения инвентарных номеров (п.п. 1.7 разд. III Положения № 879).

При проведении инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений, другой недвижимости, водоемов и прочих объектов природных ресурсов проверяют также наличие документов, подтверждающих право собственности предприятия на эти объекты (абзац шестой п.п. 1.3 разд. III Положения № 879). А во время инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) проверяет заводские номера кузова, двигателя, шасси и т. п.

Обратите внимание: если в ходе инвентаризации комиссия выявляет пригодные для использования объекты ОС, остаточная стоимость которых согласно учетным данным равна нулю, она передает соответствующие материалы руководителю предприятия (п.п. 1.4 разд. III Положения № 879). В дальнейшем такие объекты могут быть дооценены.

Помните, что объекты ОС, которые будут отсутствовать на предприятии в период проведения инвентаризации, нужно проинвентаризировать до момента их временного выбытия с предприятия.

2.2. Документирование инвентаризации основных средств

О том, какие формы можно использовать для оформления данных инвентаризации ОС, вы можете узнать из табл. 1.4.

Инвентаризационная (рабочая инвентаризационная) комиссия составляет инвентаризационную опись по объектам или группам ОС и отдельно по каждому материально ответственному лицу (п.п. 1.2 разд. III Положения № 879).

В инвентаризационной описи объекты ОС фиксируют по наименованиям в соответствии с их основным назначением. При этом в описи указывают (п.п. 1.3 разд. III Положения № 879): инвентарный номер, изготовителя, заводской номер (в случае его наличия), год выпуска, первоначальную (переоцененную) стоимость, сумму износа, срок полезного использования, другие сведения.

Подробнее об особенностях отражения в инвентаризационной описи отдельных объектов ОС см. в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Особенности составления инвентаризационных описей ОС

№ п/п

Объекты ОС

Порядок отражения в инвентаризационной описи

1

Однотипные по техническим характеристикам, назначению и условиям использования объекты ОС с одинаковой стоимостью, в отношении которых ведется групповой учет

Включают в опись по наименованию с указанием количества этих объектов

2

Объекты, прошедшие восстановление, реконструкцию, расширение или переоборудование, вследствие чего изменилось их основное назначение

Вносят в инвентаризационную опись под наименованием, соответствующим новому основному назначению объекта

3

Многолетние насаждения

Вносят в инвентаризационную опись по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости

4

Ирригационные и мелиоративные сооружения

Записывают по виду и роду сооружений с указанием их размеров, года сооружения, балансовой стоимости и других сведений, характеризующих их назначение и состояние

5

Неучтенные объекты, а также объекты, данные о которых отсутствуют в учете

Вносят в инвентаризационную опись отсутствующие сведения о таких объектах и их технические показатели*. Например, в отношении зданий указывают их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем, площадь (общую полезную площадь), число этажей, подвалов, полуподвалов, год постройки и т. п.

Оценку выявленных объектов производят по справедливой стоимости

6

Библиотечные фонды

Оформляют групповыми инвентаризационными описями

7

Объекты, которые ремонтируются на других предприятиях

Вносят в инвентаризационную опись на основании документов о передаче объектов в ремонт

8

Объекты, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению**

На такие объекты составляют отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, которые привели эти объекты к состоянию непригодности

9

Малоценные необоротные материальные активы (далее — МНМА), выданные в индивидуальное пользование работников

На такие объекты можно составлять групповые инвентаризационные описи с указанием в них ответственных за эти объекты лиц (на которых ведутся личные карточки) с их распиской в инвентаризационных описях

10

Белье, постельные вещи, одежда и обувь одного наименования, близкие по размерам, качествам материала и цене

Вносят в инвентаризационную опись суммарно, с указанием количества этих предметов и их номенклатурных номеров

11

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт

Вносят в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций поставщика услуг

* Одновременно с этим инвентаризационная комиссия обязана выяснить, когда и по чьему распоряжению возведены (приобретены) выявленные инвентаризацией неучтенные объекты, куда списаны затраты на их возведение (приобретение), и отразить это в протоколе.

** Такие объекты списывают в порядке, установленном законодательством.

Учите также, что при установлении факта неотражения выполненных работ капитального характера (достройка этажей, пристройка новых помещений и т. п.) или частичной ликвидации зданий и сооружений (снос отдельных конструктивных элементов) нужно:

1) в бухгалтерском учете предприятия отразить сумму увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта;

2) в инвентаризационной описи указать данные о проведенных изменениях.

С образцом заполнения Инвентаризационной описи необоротных активов вы можете ознакомиться.

img 1

img 2

После оформления инвентаризационные описи передают в бухгалтерию. Там на выявленные недостачи и излишки составляют сличительную ведомость (см. пример в статье «9. Учитываем результаты инвентаризации»).

выводы

  • ОС, которые будут отсутствовать на предприятии в период проведения инвентаризации, нужно проинвентаризировать до момента их временного выбытия с предприятия.
  • Инвентаризационную опись составляют по объектам или группам ОС и отдельно по каждому материально ответственному лицу.
  • Рабочая инвентаризационная комиссия может рекомендовать перевести объекты ОС в состав других активов, сделать их переоценку или списать с баланса.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше