Темы статей
Выбрать темы

Упаковываем товар в пакеты с логотипом

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Торговое предприятие закупило пакеты с логотипом для упаковки товара (20 тыс. шт. на общую сумму 36 тыс. грн с НДС). Можно ли расходы на упаковку отнести на счет 93? (г. Чернигов)

Сразу скажем: безусловно, расходы на приобретение упаковочного материала с логотипом предприятия можно отнести на сбытовые расходы (в дебет счета 93). Причем никаких ограничений в сумме таких расходов законодательство Украины не предусматривает. А теперь подробнее.

Бухучет. Одноразовая тара — это тара, которая используется только один раз, не подлежит возврату и не принимается от покупателей. Она может быть бумажная, картонная, полиэтиленовая, в виде мешков, коробок бумажных и из полимерных материалов, используемых для упаковки продукции (см. п. 6.1 Методрекомендаций № 2*). В общем, торговые предприятия упаковочные пакеты отражают в учете как тару.

* Методрекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.

Особенность пакетов с логотипом предприятия заключается в том, что помимо своей прямой функции — использование для фасовки товара, они также несут рекламную нагрузку. Поэтому в подавляющем большинстве случаев такие рекламные пакеты могут раздаваться бесплатно.

Бухучет расходов на одноразовую тару зависит от того, продается она отдельно или только вместе с реализуемым товаром как упаковка.

Самый распространенный вариант отдельной продажи одноразовой тары — пакеты в супермаркетах. В этом случае они представляют собой, по сути, отдельный товар, который покупатель приобретает по желанию. В бухучете такую упаковку правильнее показывать на субсчете 281 «Товары на складе» или 282 «Товары в торговле». Соответственно, операции по реализации таких пакетов отражают в учете по общим «товарным» правилам.

В нашем случае покупатель приобретает пакет вместе с товаром. Учет такой тары зависит от того, на каком этапе происходит упаковка товара: (1) непосредственно в процессе производства (т. е. товар перед продажей фасуется в пакеты), (2) на складе или в торговой точке (п. 6.4 Методрекомендаций № 2).

(1). Если в торговый зал товары поступают уже упакованными, то стоимость таких пакетов включается в первоначальную стоимость реализуемых товаров, как расходы на доведение данных товаров до состояния, в котором они пригодны для продажи (п. 9 НП(С)БУ 9).

(2). А когда товар фасуют в пакеты на складе или в торговом зале, стоимость упаковки включают в состав сбытовых расходов (Дт 93). Такой вывод следует из п. 19 НП(С)БУ 16 и п. 6.1 Методрекомендаций № 2. При этом учитывают такие пакеты обычно на субсчете 284 «Тара под товарами».

НДС. При приобретении упаковочных материалов входной НДС попадает в налоговый кредит по общим правилам. Причем компенсирующие НО при условии, что в пакеты фасуют налогооблагаемый товар, начислять не нужно (п. 198.5 НКУ). Ведь в данном случае упаковка используется в хоздеятельности продавца, что подтверждается ее функциональным использованием и рекламной направленностью.

А нужно ли для целей НДС выделять стоимость одноразового пакета отдельно от стоимости товара, который в него упакован, и догонять стоимость переданных одноразовых пакетов до минбазы по п. 188.1 НКУ? Думаем, в этом необходимости нет. Ведь стоимость таких пакетов включается в состав конечной стоимости реализуемых товаров, увеличивая при этом базу обложения НДС**.

** Подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 76, с. 2 и № 46, с. 5.

Так, если товар фасуют в рекламные пакеты в торговом зале то, считаем, отдельно пакеты не распространяются, они потребляются в процессе реализации основной продукции.

Поэтому логично признать расходы на такие одноразовые пакеты расходами на сбыт (п. 19 НП(С)БУ 16). Получается, что стоимость используемых пакетов относится на расходы деятельности, которые должны покрываться торговой наценкой реализуемого товара.

Усилить данную позицию можно калькуляцией цены реализации (отпускной цены) или другим документом, устанавливающим цену продажи (письмо ГФСУ от 23.05.2019 г. № 2343/6/99-99-15-03-02-15/ІПК // «Налоги & бухучет», 2019, № 54, с. 3).

В результате, с учетом разъяснений контролеров и опираясь на калькуляцию цены реализации (отпускной цены) товара, передача пакетов покупателю не должна рассматриваться как отдельная операция поставки.

Налог на прибыль. Упаковка товара в пакеты с логотипом предприятия никаких особенностей в налоговоприбыльном учете не имеет. Поэтому для целей определения объекта обложения налогом на прибыль ориентируемся полностью на бухучет.

Учет пакетов в торговле (упаковка в торговом зале)

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

дебет

кредит

1

Отражены расходы на приобретение пакетов с логотипом предприятия

284

631

30000

2

Отражен неподтвержденный налоговый кредит по НДС

644/1

631

6000

3

Перечислены средства поставщику

631

311

36000

4

Отражен НК (НН зарегистрирована в ЕРНН)

641/НДС

644/1

6000

5

Переданы пакеты в торговый зал

93

284

30000*

* Доначислений НО не осуществляем, поскольку стоимость одноразовых пакетов с логотипом включена в калькуляцию конечной стоимости реализуемого товара.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше