Темы статей
Выбрать темы

Старая НН от бывшего НДСника: в каком периоде отражать НК?

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Покупатель не включил входную налоговую накладную (НН) в НДС-декларацию того месяца, в котором она была составлена поставщиком. А когда включил ее в состав налогового кредита (НК) текущего периода, то вторая квитанция о приеме НДС-декларации пришла с предупреждением, что поставщик уже не плательщик НДС. Что делать? Можно ли проигнорировать предупреждение и оставить НН в составе НК текущего периода? Или лучше подать уточняющий расчет к НДС-декларации соответствующего периода?

Плательщику НДС ничего не мешает подать уточняющий расчет и включить НН от бывшего НДСника в состав НК соответствующего периода. В то же время гораздо проще не заморачиваться с уточненкой, а включить такую НН в НДС-декларацию любого последующего периода в пределах срока, установленного абзацем четвертым п. 198.6 НКУ. Ведь никаких законодательных препятствий для этого нет. А теперь подробнее.

Общие правила формирования НК установлены ст. 198 НКУ. В частности, в состав НК включают суммы налога, уплаченные/начисленные при приобретении/изготовлении товаров и услуг при условии, что такие суммы налога подтверждены НН, зарегистрированной в ЕРНН (пп. 198.1 и 198.6 НКУ). То есть если входная НН зарегистрирована в ЕРНН (что может сделать исключительно плательщик НДС (101.16 БЗ)), составлена на основании первичных документов и вписывается в требования п. 201.11 НКУ, то ваше право на НК бесспорно. Теперь о периоде, в котором это право может сработать.

Первый отчетный период, в котором НН может быть включена в состав НК, зависит от своевременности ее регистрации в ЕРНН. Если НН зарегистрирована своевременно, то она может быть учтена в составе НК уже в периоде, в котором составлена. Если несвоевременно — в периоде, в котором зарегистрирована в ЕРНН. В любом случае, если вы сразу таким правом не воспользовались, оно за вами сохраняется в течение 1095 календарных дней с даты составления НН (п. 198.6 НКУ, 101.13 БЗ). Этот срок установлен без какой-либо зависимости от смены НДС-статуса поставщика в будущем.

Поэтому отложенную НН можно включить в НК любого следующего периода в пределах 1095 дней с даты ее составления, несмотря на текущий НДС-статус поставщика, составившего такую НН.

В отношении информации из второй квитанции отметим, что она является подтверждением о приеме или сообщением о неприеме декларации (п. 12 Порядка № 557*). Поэтому, если во второй квитанции сказано, что декларация принята, то уведомление о том, что поставщик, составивший НН, на момент подачи декларации не зарегистрирован НДСником, является лишь справочной информацией. То есть эта информация попросту доводится до сведения плательщика и не является основанием для отказа в приеме декларации.

* Порядок обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденный приказом Минфина от 06.06.2017 г. № 557.

Впрочем, фискалы считают, что они имеют право после получения плательщиком 2-й квитанции о приеме декларации направить такому плательщику письменное уведомление об отказе в ее приеме с указанием причин такого отказа (см. 129.03 БЗ). Для этого у них есть 5 рабочих дней с даты получения декларации (п. 49.11 НКУ). Мы с этим не согласны, и суды на нашей стороне**. В общем, учитывая, что между потерей поставщиком статуса НДСника и правом покупателя на НК по НН, составленной и зарегистрированной в ЕРНН таким поставщиком (в период действия его НДС-регистрации), нет никакой связи, информацию из второй квитанции можно смело проигнорировать. Эта информация не может быть основанием не признать НДС-декларацию налоговой отчетностью.

** Подробнее см. «Налоги & бухучет», 2019, № 32, с.27, 2020, № 66, с. 17.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше