Темы статей
Выбрать темы

Продали 5 бутылок водки как 0,5: каковы последствия?

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Кассир супермаркета вместо 5 бутылок алкоголя (водка) пробила 0,5 бутылки. Соответственно и денег покупатель именно за эту позицию уплатил в 10 раз меньше. Нас интересует: нужно ли доплачивать с разницы розничный акциз, в частности если виновный кассир впоследствии компенсирует сумму недополученной разницы? Возможен ли в таком случае штраф за продажу ниже минимальной цены?

Акциз. Согласно п.п. 213.1.9 НКУ объектом обложения акцизным налогом являются операции по реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров. А базой обложения акцизным налогом в таком случае в соответствии с п.п. 214.1.4 НКУ является стоимость (с налогом на добавленную стоимость и без учета акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров) реализованных подакцизных товаров. Поэтому базой налогообложения в данном случае будет только та малая стоимость, по которой были ошибочно реализованы все 5 бутылок водки. И это подтвердит сумма акцизного налога, которая должна выделяться в кассовом чеке отдельной строкой.

Но здесь многое будет зависеть от того, как вы будете исправлять такую ошибку. Ведь в учете у вас при этой продаже фактически было списано 0,5 бутылки водки, а должно быть 5 бутылок. То есть, если кассир внесет в кассу РРО деньги как за приобретение 4,5 бутылки водки, то у вас дополнительно возникнет налоговое обязательство по розничному акцизу. И даже если такая ошибка будет обнаружена не в тот же день, все равно, на наш взгляд, ее удобнее исправить именно таким способом (почему — см. ниже о штрафе).

Но если все 5 бутылок будут списаны в учете «под» ту небольшую сумму, которая была фактически уплачена покупателем, то доплачивать розничный акциз не надо. Ведь НКУ не предусматривает ни обложения этим налогом какой-то недоплаченой разницы в случае дешевой продажи, ни налогообложения бесплатной передачи подакцизных товаров.

При этом если недополученная кассиром разница будет внесена в кассу предприятия или удержана из заработка кассира, то такая сумма уже будет отражаться в учете как возмещение нанесенного предприятию ущерба*, а не как выручка от реализации водки, а это может привести к неприятным последствиям (см. ниже).

* Подробно о компенсации работником нанесенного хозсубъекту ущерба см. «Налоги & бухучет», 2017, № 98, с. 30.

Штраф на продажу ниже минимальной цены. Напомним: в соответствии со ст. 17 Закона № 481 к хозсубъектам применяется штраф в случае оптовой или розничной торговли коньяком, алкогольными напитками, водкой, ликеро-водочными изделиями и вином по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на такие напитки — 100 процентов стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных цен, но не менее 10000 гривень. Решение о взыскании такого штрафа принимают налоговики.

Поэтому,

если не будет через РРО довнесена недополученная разница, то есть опасность, что налоговики будут квалифицировать такую операцию как розничную торговлю водкой по цене ниже установленной минимальной

И поэтому вам здесь грозит штраф в 10000 грн, потому что 5 бутылок водки по установленной минимальной цене (89,40 грн за 0,5 л) явно будут стоить меньше этой суммы... В таком случае отбивайтесь тем, что имела место ошибка кассира в количестве, а торговля осуществлялась по «правильным» ценам. К тому же недополученная разница в цене была кассиром впоследствии компенсирована. Но, возможно, такие доводы налоговиков не убедят, и вам придется либо обжаловать штраф, либо молча уплатить...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше