Темы статей
Выбрать темы

Пахнет ли эконалогом бочка с горючим?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Запах — это особое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния. Распространение запахов происходит из-за проникновения молекул этих веществ между молекулами воздуха. Так объясняет это явление физика. А вот о том, пахнут ли деньги и можно ли выделить именно их запах, наука молчит. Однако, похоже, это знают и умеют фискалы. Нюх у них на такое просто безукоризненный! Недавно им запахло налоговыми поступлениями от мест хранения горючего. Но не ошиблись ли они? Расскажем еще одну реальную историю, на этот раз с запахом эконалога*.

* Предыдущую историю — с привкусом эконалога — читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 76, с. 14.

Фабула. Предприятие, имеющее так называемую лайт-лицензию на хранение горючего (для собственного потребления), получило запрос от налоговиков. В нем они утверждали, что предприятие должно было подавать декларацию по эконалогу за загрязнение воздуха.

Казалось бы, что здесь необычного? А необычным было то, что до сих пор (до получения горючей лицензии) к предприятию таких претензий налоговики не выдвигали. А еще то, что никакого стационарного источника загрязнения (даже в сверхфискальном понимании этого термина — см. БЗ 117.06) на предприятии нет и никогда не было. Так что же изменилось?

Откуда ветер дует? Как именно работает соображалка у налоговиков, мы не знаем. Однако можем предположить, что к таким вот запросам (а информация о них в последнее время поступает из разных регионов) их подтолкнула победа в Верховном Суде в споре об уплате эконалога за технологические выбросы метана (постановление ВС от 14.09.2020 г. по делу № 520/9364/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/91722519).

Если коротко, то предприятие — истец по этому делу не отчитывалось за выбросы метана, так как было убеждено, что этот газ не относится к загрязняющим веществам. По мнению же налоговиков (и Верховного Суда, вставшего на их сторону), указанное предприятие является стационарным источником загрязнения выбросами метана из газового оборудования, газовых приборов и трубопроводов. А сам метан относится к загрязняющим веществам согласно Перечню**, который, оказывается, следует учитывать при взимании эконалога. Хотя, заметим, этот документ был принят еще в докодексное время и случайно остался действующим до сих пор.

** Перечень загрязняющих веществ, которые относятся к «твердым веществам» и «углеводородам» и за выбросы которых взимается сбор, утвержденный приказом Минэкологии от 14.03.2002 г. № 104.

Вы спросите, какая связь между метаном и бочкой с горючим? Горючее по естественным причинам испаряется, такие испарения (как и метан) попадают в воздух — следовательно, можно лепить очередную небылицу о загрязнении атмосферы и уплате эконалога…

Как бороться? Обязательно дать ответ на такой запрос! И вложить в него креативности не меньше, чем сами фискалы. Например, указать, что:

— никаких стационарных источников загрязнения вы не имеете, поэтому получать спецразрешения на их эксплуатацию не должны;

— ваши емкости с горючим абсолютно герметичны и не допускают ни малейшего испарения;

— ни счетчики-расходомеры, ни фактическая инвентаризация не подтверждают потерь горючего от испарения, следовательно, нет оснований отражать такие потери в бухучете.

По этим причинам, т. е. из-за отсутствия объекта налогообложения, вы и не подавали отчетность по эконалогу, что прямо предусмотрено п. 49.2 НКУ.

И не пытайтесь за свои деньги привлекать разных там специалистов для расчета суммы налога. Потому как заплатите несколько тысяч, а выйдет 84 копейки в бюджет за квартал. Это не шутка — это чистейшая правда! Пусть лучше попробуют сделать расчеты сами налоговики… ☺

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше