На наш взгляд, эти ФЛП правы. Думаем, всем известно, что в форме № 20-ОПП нужно указывать все помещения (места), которыми пользуется ФЛП, в том числе и на условиях аренды/ссуды и т. п.* Как и о том, что фискалы за неподачу/несвоевременную подачу ф. № 20-ОПП не очень законно применяют штрафы, из п. 117.1 НКУ. То есть для самозанятых лиц: 340 грн, а в случае неустранения таких нарушений или за повторное нарушение в течение года — 680 грн (см. БЗ, 116.12). Эти штрафы сопоставьте с рисками и возможными последствиями фактических проверок фискалов**.
* Подробнее об этом читайте «Правила заполнения формы № 20-ОПП» этого номера.
** Об основаниях для фактических проверок см. п. 80.2 НКУ (и в первую очередь — п.п. 80.2.2).
Согласно п. 80.1 НКУ фактические проверки проводятся без предупреждения плательщика. И внезапное появление в месте деятельности непрошеных фискалов вряд ли кого-то обрадует. Но пока сведения о помещении или месте, в котором ФЛП осуществляет свою деятельность, к налоговикам в ф. № 20-ОПП не поступят, им не будет известно, где фактически работает (торгует и/или производит работы/услуги) такой ФЛП. (Исключение — когда ФЛП использует РРО или осуществляет операции с горючим, в т. ч. его хранение. Вот в таком случае нужно обязательно отправить налоговикам ф. № 20-ОПП). У фискалов могут быть и другие источники информации о месте деятельности ФЛП, но без данных в ф. № 20-ОПП риск проверок весьма снижается.
Здесь напомним, что в направлении на проведение фактической проверки фискалы должны указать реквизиты проверяемого субъекта или объекта, а также в приказе на проведение такой проверки: реквизиты субъекта и в случае проведения проверки в другом месте — адрес объекта, проверка которого проводится (п. 81.1 НКУ). То есть если официально не сообщить об объекте, где ФЛП проводит деятельность, то фискалам не так просто будет оформить и предъявить ему эти необходимые для проверки документы.
Однако напомним, что место осуществления деятельности плательщики ЕН должны указывать в Заявлении о применении упрощенной системы налогообложения (в п. 6). Но рассудительные плательщики ЕН там обычно указывают только название населенного пункта или вообще — «территория Украины» (налоговики такое допускают, см. БЗ, 107.01.01).
Еще несколько моментов. Фактических проверок не стоит сильно бояться многим плательщикам ЕН, которые не применяют РРО. А вот штраф в 340 (680) грн может быть для них значительной суммой потерь. Однако фискалы у таких единщиков могут проверить, например, учет товарных запасов. Но единщикам — неплательщикам НДС, которые не применяют РРО, следует волноваться только в том случае, если они торгуют ТСБТ, лекарствами или ювелиркой (см. п. 12 ст. 3 Закона об РРО). А прочие безРРОшники могут не бояться высветить налоговикам место своей деятельности в ф. № 20-ОПП, если такой штраф для них — большая плата за покой...
Еще напомним, что карантин продлен до 31 октября, то есть до этой даты будет действовать далее и штрафной мораторий (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Считаем, что штрафы из п. 117.1 НКУ полностью под него подпадают. Поэтому это еще один повод не очень сейчас спешить с ф. № 20-ОПП. Кстати, продлевается действие и проверочного моратория (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Исключение — фактические проверки в части алко-табачно-горючего лицензирования.