Темы статей
Выбрать темы

Критерии рисковости плательщика

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Блокировка НН/РК досаждает плательщикам уже несколько лет. Но в последнее время количество блокировок явно увеличилось. Блокируют даже тем, кто никогда с этим явлением не сталкивался. При этом жизнь не стоит на месте. Появляются новые вопросы, налоговики то и дело придумывают очередные препоны, есть свежая судебная практика. Об этом и поговорим в сегоняшнем номере. А начнем с включения плательщика НДС в список рисковых. Чтобы вам было немного легче в этом ориентироваться (бороться с рисковостью), обсудим критерии, наиболее популярные среди фискалов, и разные (в т. ч. надуманные) основания, по которым плательщиков загоняют в список рисковых.
Содержание статьи:

Критерии рисковости плательщика НДС приведены в приложении 1 к Порядку № 1165. Всего в этом приложении в наличии 8 таких критериев. Далее коснемся только самых «юзаных» фискалами. Но сначала — несколько общих моментов.

Общее

Решение о соответствии/несоответствии плательщика критериям рисковости принимается комиссией регионального уровня, и при соответствии хотя бы одному из 8 критериев плательщик признается рисковым (абз. 2 и 3 п. 6 Порядка № 1165). О включении плательщика в рисковые/исключении из них фискалы извещают через Электронный кабинет* по форме (приложение 4 к Порядку № 1165) в день принятия решения с указанием в нем конкретного критерия. А если рисковость — по критерию 8, то с указанием, какая именно налоговая информация побудила фискалов «присвоить» рисковость!

* Такая информация содержится в приватной части Электронного кабинета (меню «Моніторинг ПН/РК»).

Чтобы опровергнуть рисковость, плательщик подает региональной комиссии документы, неисчерпывающий (!) перечень которых приведен в п. 6 Порядка № 1165. Для подачи фискалам информации и копий таких документов предназначена электронная форма «Повідомлення» (J/F 1314901). Количество документов, прилагаемых (на базе формы J(F) 1360102) к «Повідомленню», не должно превышать 100. (Подробнее о подаче «Повідомлення» и документов к нему читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 13, с. 17.) Поданные плательщиком информация и копии документов комиссия рассматривает в течение 7 рабочих дней, следующих за датой их поступления, принятое решение посылается плательщику в день принятия в приватную часть Электронного кабинета.

В случае непринятия за 7 дней решения рисковость с плательщика должна сняться автоматически

Но это тоже не гарантирует от нового (вскоре) включения его в рисковые…

Если комиссия примет негативное решение, можете подать пакет документов снова (Порядок № 1165 этого не запрещает), усилив новыми документами/информацией.. Может, тогда комиссия снимет с вас рисковый статус**. Есть также вариант с админжалобой в комиссию ГНС. Кроме того, п. 6 Порядка № 1165 предусматривает исключение плательщика из перечня рисковых по решению суда. Но это не быстрый путь...

** Порядок № 1165 предусматривает вариант исключения из числа рисковых и если налоговики самостоятельно выявят обстоятельства и/или получат информацию о несоответствии плательщика таким критериям, однако…

На сайтах территориальных ГНС ищите необходимые контактные данные, возможно, некоторые «рисковые» вопросы удастся прояснить и просто позвонив по телефону налоговикам***. Теперь — о «модных» критериях рисковости.

*** Например, на сайте ГНС в г. Киеве необходимую информацию и контакты см. здесь: kyiv.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/453449.html. Там есть даже два мобильных номера «для выведения плательщиков из перечня рисковых»!..

Критерии 6 и 7

Критерий 6. Содержит основание: неподача за два последних отчетных месяца деклараций по НДС. Здесь «попасть» можно даже подав отчетность, но с опозданием, или не по той форме, или «некомплект» (без необходимых приложений и т. п.). Сейчас, когда форму декларации меняют «как перчатки», будьте особо внимательны. А вот если показателей для декларирования не было и декларации по НДС (согласно п. 49.2 НКУ) не подавались, включить плательщика в рисковые по этому критерию фискалы права не имеют.

Критерий 7. Основание: плательщиком налога на прибыль не подана фискалам финансовая отчетность за последний отчетный период в нарушение п.п. 16.1.3 и п. 46.2 НКУ. Здесь тоже можно попасть в рисковые не только вообще не подав финотчетность, но и подав «некомплект» или не по той форме.

А в этом году еще и всплывает «аудиторская» проблема. Ведь п. 46.2 НКУ требует от плательщиков налога на прибыль, для которых проведение аудита является обязательным, не позже 10 июня следующего года подавать фискалам годовую финансовую отчетность, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом. Круг предприятий, для которых аудит за 2020 год обязателен, значительно расширен (в него вошли даже средние предприятия). Поэтому неподача фискалам до 10 июня обнародованной с аудиторским заключением финотчетности грозит «подаудитным» плательщикам НДС попаданием в рисковые по критерию 7.

Подробнее о проведении обязательного аудита, а также и об этой опасности читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 21, с. 5.

Критерий 8

Основание: у фискалов имеется налоговая информация, которая определяет рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации НН/РК. Это самый «модный» у фискалов критерий — главный источник блокировочного произвола и незаконного обогащения нечестных мытарей… ☹

Мы уже упоминали: когда рисковость присвоена по критерию 8, то в решении указывается, какая именно налоговая информация является основанием! Да и суды отмечают обязательность указания налоговым органом конкретных оснований принятия решения о рисковости (фактических и юридических), а также убедительных и понятных мотивов его принятия*.

* В частности, см. в постановлении ВС от 18.02.2020 г. по делу № 360/1776/19 (reyestr.court.gov.ua/Review/87682411).

Поэтому если в решении, где в качестве основания фигурирует критерий 8, в реквизите «Податкова інформація…» формы пусто, стоит прочерк или просто указано «имеется налоговая информация» — это процедурное нарушение и весьма серьезный аргумент для обжалования.

Но такое случается все реже, и блокировочные фантазии фискалов гуляют, как могут. Чаще всего в этом реквизите значится: «платник та/або контрагент задіяні в проведенні ризикових операцій»; «платник має ознаки «вигодотранспортуючого суб’єкта»»; «відсутність за офіційним місцем реєстрації»; «невідповідність реалізованих товарів/послуг придбаним»; «відсутність реалізації придбаних товарів»; «відсутність достатніх трудових/виробничих ресурсів» и прочее… При этом фискалы порой вообще не обращают внимание, что речь в критерии 8 идет о рисковости конкретной (!) операции, указанной в НН/РК. Часто приведенная фискалами информация не может свидетельствовать о нереальности хоздеятельности самого плательщика. Например — включение в рисковые ввиду рисковости (сомнительности) контрагента. Но ведь плательщик не должен отвечать за действия его контрагентов — именно так считают и суды: см., например, решение Львовского окружного админсуда от 25.01.2021 г. по делу №380/9012/20 (reyestr.court.gov.ua/Review/94520806).

В общем, когда нет четкой определенности и непонятно, в чем заключается рисковость плательщика в конкретном случае, покинуть список рисковых плательщиков бывает очень непросто.

Но здесь не следует опускать руки — и о вариантах и процедурах обжалования решения комиссии о включении плательщика в рисковые подробно читайте на с. 15 этого номера.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше