Темы статей
Выбрать темы

Платные пакеты: уже штрафуют?

Амброзяк Наталья, юрист
Уже с 10 декабря мы должны были попрощаться с бесплатными пластиковыми пакетами в магазинах, на рынках, в общепите и сфере услуг. Штрафы за бесплатное распространение этого запрещенного товара ощутимые. Это более-менее понятно, ведь за каждой обязанностью у нас, как правило, стоит именно наказание. Но возникают вопросы: как и кто должен выявлять нарушение? На них мы и ответим в этой статье.

Чем, что и с когда запретили?

Чем? Речь идет о Законе Украины «Об ограничении оборота пластиковых пакетов на территории Украины» от 01.06.2021 № 1489-IX (далее — Закон № 1489).

С когда и что запретили? С 10 декабря текущего года запрещается бесплатное распространение пластиковых пакетов. В исключения попали пластиковые пакеты:

биоразлагаемые;

сверхтонкие шириной до 255 мм (без боковых складок), глубиной до 345 мм (с учетом боковых складок), длиной до 450 мм (с учетом ручек), предназначенные для упаковки и/или транспортировки свежей рыбы, мяса, продуктов из них, сыпучих продуктов (например, круп), льда и проч., используемые как первичная упаковка, распространяемая в объектах розничной торговли.

При этом КМУ должен установить минимальные цены! Чего на момент написания статьи так и не сделал. Есть только проект. Но этот факт все же не отменяет того, что бесплатное распространение пакетов (кроме исключений) запрещено.

Поэтому на практике каждый выполнял требования по-своему. Например, некоторые супермаркеты цены установили (рядом с пакетами есть ценник). Но в чеке пакет не отображается.

А уже с 9 марта 2022 года вступит в силу запрет на распространение сверхтонких, тонких и оксоразлагаемых пакетов. То есть это нельзя будет делать ни платно, ни бесплатно.

Исключения:

— биоразлагаемые пакеты;

— все те же сверхтонкие пакеты, используемые как первичная упаковка в рознице (действует до 01.01.2023).

А если нарушить? За нарушение запрета на бесплатное распространение пакетов (кроме исключений) грозит админхозсанкция — штраф от 1700 до 3400 грн. Если нарушение совершить повторно в течение 3 лет, то придется заплатить уже больше — от 3400 до 8500 грн (абз. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 1489).

С 9 марта 2022 года смогут также налагать штрафы за нарушение запрета на распространение сверхтонких, тонких и оксоразлагаемых пакетов.

Обойдется этот проступок уже дороже: сумма штрафа — от 8500 до 17000 грн. За повторное в течение 3 лет подобное нарушение — от 17000 до 34000 грн.

Обратите внимание: эти санкции применяются к юрлицам/ФЛП в целом, а не, скажем, к продавцу.

По штрафам есть еще один нюанс. Советуем хозсубъектам пристально следить за появлением минцен на пакеты.

Напомним: нарушение порядка установления и применения цен и тарифов влечет за собой админштрафы, которые применяют уже к должностным лицам, а не к хозсубъекту в целом (например, к директору).

Санкция составит 2550 грн. Повторное нарушение в течение года будет стоить уже 3400 грн.

Эти санкции установлены в ст. 1652 КУпАП.

Кто и как налагает штрафы?

Кто? Как админштраф по ст. 1652 КУпАП, так и «полиэтиленовые» штрафы по Закону № 1489 могут налагать:

— руководители (заместители руководителя) Госпродпотребслужбы;

— иные уполномоченные руководителем Госпродпотребслужбы должностные лица. Уполномоченными, скорее всего, станут руководители территориальных управлений этой службы.

Протоколы по ст. 1652 КУпАП имеют право составлять как представители Госпродпотребслужбы, так и органы Нацполиции. Но очевидно, что в части несоблюдения «пакетных» цен чаще всего сталкиваться хозсубъекты будут именно с Госпродпотребслужбой.

Как? Обратите внимание: санкции применяются по результатам проверки на основании акта и иных материалов, с ней связанных. При этом акт должен составляться отдельно на каждое выявленное нарушение. Об этом нам говорит ч. 4 ст. 6 Закона № 1489.

И здесь есть одно большое «но»! Порядок проведения проверок, в рамках которых выявляются «пакетные» нарушения, должен определяться постановлением КМУ. И пока такого нет.

Казалось бы, у Госпродпотребслужбы есть другие виды проверок. Но для каждой из них существуют свои формы актов. В них заложены конкретные вопросы. И ни в одном из таких актов не заложен вопрос о платности/бесплатности распространения пластиковых пакетов.

Единственный риск — проверки в рамках контроля за госрегулируемыми ценами. Здесь форма акта есть (см. приказ Минэкономики от 26.08.2020 № 1637). Но применить в рамках этих проверок, считаем, могут только админштраф по ст. 1652 КУпАП, но никак не финсанкции по Закону № 1489. И то только когда минцены утвердит КМУ!

Кстати, такого рода проверки (если они внеплановые или плановые, а хозсубъект с высокой степенью риска) Госпродпотребслужба может проводить и в период карантина.

Хотя схему составления акта Закон № 1489 обозначил. Этот документ составляется в 2 экземплярах, подписывается проверяющим и руководителем хозсубъекта или уполномоченным им лицом. Заметим, что здесь забыли о ФЛП…

Отказ от подписания акта — не панацея. В этом случае проверяющий лишь вносит соответствующую запись в такой акт. Дальше он все равно передается для принятия решения о применении штрафа.

Затем все материалы (включая акт) рассматриваются в течение 15 календарных дней и выносится постановление о применении санкции.

Штраф необходимо уплатить в течение опять же 15 календарных дней со дня получения нарушителем копии постановления. Более того, придется еще и копию заверенной банком платежки отправить в Госпродпотребслужбу или ее территориальный орган (в зависимости от того, кто конкретно вынес постановление) (абз. 2 ч. 7 ст. 6 Закона № 1489). Вот вам и «держава у смартфоні…» ☹

Постановление можно обжаловать. Но только в суде (ч. 9 ст. 6 Закона № 1489).

Если прошляпить сроки оплаты штрафа, то постановление сразу передается в исполнительную службу для принудительного взыскания

Это означает:

— к сумме штрафа добавится еще, как минимум, исполнительный сбор;

— риск получить арест на банковские счета хозсубъекта;

— прочие «радости», установленные в Законе Украины «Об исполнительном производстве» от 02.06.2016 № 1404-VIII.

То есть в перспективе будет два варианта: платить или обжаловать.

Причем, чтобы не было проблем с исполнительным производством, при подаче иска лучше еще и подать заявление об обеспечении иска с требованием приостановить исполнение решения (см. гл. 10 разд. І КАСУ).

А пока ждем от КМУ порядка проведения проверок, в рамках которых бы Госпродпотребслужба могла бы применить штрафы за бесплатное распространение пакетов. И помним, что карантин от них, к сожалению, не спасет... ☹

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше