Темы статей
Выбрать темы

Неприбыльные организации: их виды и порядок регистрации

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Существует немало организаций, деятельность которых не предусматривает получения прибыли. О таких — неприбыльных — организациях и пойдет речь в нашем сегодняшнем тематическом номере. В этой статье рассмотрим, кто такие неприбыльщики и каков порядок их регистрации в налоговых органах.

Неприбыльщики: кто они?

Согласно п. 38 разд. I Закона № 361 неприбыльными организациями (НПО) считаются: (1) юрлица (кроме госорганов, органов госуправления и учреждений гос- и коммунальной собственности), которые не являются финучреждениями, (2) созданные для ведения научной, образовательной, культурной, оздоровительной, экологической, религиозной, благотворительной, социальной, политической и прочей деятельности в целях удовлетворения потребностей и интересов граждан (3) без цели получения прибыли.

Но для целей НКУ неприбыльными являются только те НПО, которые соответствуют одновременно всем таким требованиям (п. 133.4 НКУ):

1) созданы и зарегистрированы в порядке, определенном профильным законом, регулирующим деятельность соответствующей НПО. В учредительных документах ссылка на конкретный закон не обязательна (см. письмо ГФСУ от 25.05.2017 г. № 360/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);

2) внесены в Реестр неприбыльных учреждения и организаций (далее — Реестр НПО);

3) учредительные документы содержат:

запрет на распределение полученных доходов (прибылей) или их частей среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления ЕСВ), членов органов управления и других связанных с ними лиц. Не считаются распределением дохода выплаты в связи с финансированием расходов НПО, определенных п.п. 133.4.2 НКУ (подробнее о направлениях использования доходов НПО см. «Доходы и расходы неприбыльщика» этого номера);

передачу активов одной или нескольким НПО соответствующего вида, другим юрлицам, осуществляющим негосударственное пенсионное обеспечение согласно закону (для негосударственных пенсионных фондов) или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате ее ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования). Положения этого абзаца не распространяются на ОСМД и ЖСК.

Условия о наличии уставных документов на бюджетные учреждения не распространяются.

И еще: если согласно профзакону НПО имеет право распределять прибыль между участниками и передавать им активы при ликвидации (например, согласно Закону № 1087 такие права есть у обслуживающих кооперативов), но уставные документы на это содержат запрет, учреждение имеет право получить неприбыльный статус в целях налогообложения (см. письмо Минфина от 02.09.2019 г. № 11210-09-63/21886).

Виды НПО

Виды НПО перечислены в п. 4 Порядка № 400. Налоговики в их числе видят (БЗ 102.04):

— бюджетные учреждения (в том числе учебно-воспитательные заведения, см. письмо ГФСУ от 04.01.2017 г. № 101/5/99-99-15-02-02-16);

— общественные объединения, политические партии, творческие союзы, религиозные и благотворительные организации, пенсионные фонды (в том числе негосударственные, см. письмо ГФСУ от 03.08.2019 г. № 7471/7/99-99-12-02-04-17);

— союзы, ассоциации, другие объединения юрлиц;

— ЖСК (с первого числа месяца после ввода в эксплуатацию (приобретения) жилого дома). В случае начала строительства ЖСК лишается неприбыльного статуса, см. письмо ГФСУ от 05.04.2019 г. № 1454/6/99-99-15-02-02-15/ІПК); дачные (дачно-строительные), садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (товарищества);

— ОСМД, ассоциации владельцев жилых домов;

— профсоюзы, их объединения и организации профсоюзов, а также организации работодателей и их объединения;

— обслуживающие сельхозкооперативы и их объединения (согласно Закону № 819, причин непризнания их в составе неприбыльных уже нет, см. «Налоги & бухучет», 2020, № 70, с. 25);

— прочих юрлиц, деятельность которых соответствует требованиям п. 133.4 НКУ (органы самоорганизации населения, которые входят в систему местного самоуправления, см. письмо ГФСУ от 21.11.2017 г. № 2680/З/99-99-15-02-02-14/ІПК); товарные биржи, см. письмо ГФСУ от 30.06.2017 г. № 924/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Не зарегистрируют НПО: кредитные союзы (письмо ГФСУ от 30.06.2017 г. № 930/6/99-99-15-02-02-15/ІПК); организации без статуса юрлица; обособленные подразделения НПО без статуса юрлица (см. письмо ГФСУ от 29.12.2016 г. № 28492/6/99-99-15-02-02-15) и представительство нерезидента (БЗ 102.04).

Порядок регистрации НПО

Для внесения в Реестр НПО следует подать контролирующему органу по основному месту учета (п. 6 Порядка № 440, БЗ 102.04):

1) регистрационное заявление по форме 1-РН (приложение 1 к Порядку № 440);

2) копии уставных документов НПО (кроме тех, которые обнародованы на портале электронных сервисов согласно Закону № 755).

Дополнительно к этим документам: ЖСК должны предоставить документы, подтверждающие дату принятия в эксплуатацию жилого дома, факт сооружения или приобретения такого дома ЖСК; НПО, действующие на основании уставных документов организации высшего уровня, — копию документа, который подтверждает присоединение к организации высшего уровня и предоставляет право действовать на основании ее уставных документов. Все копии должны быть заверены подписью руководителя/представителя НПО и скреплены печатью (при ее наличии).

Подать заявление и документы можно: (1) лично руководителем/представителем (с документальным подтверждением личности и полномочий) или уполномоченным лицом; (2) по почте с уведомлением о вручении и описью вложения; (3) средствами е-связи по е-почте с соблюдением условий о регистрации е-подписи, если уставные документы обнародованы на портале е-сервисов; (4) госрегистратору как приложение к заявлению о госрегистрации изменения сведений о юрлице.

А вот при госрегистрации создания юрлица в заявлении госрегистратору достаточно сделать пометку о включении в Реестр НПО (заявление по ф. 1-РН сформируется автоматически). Либо подать его в течение 10 календарных дней со дня госрегистрации в контролирующий орган по основному месту регистрации.

По результатам рассмотрения поданных документов контролеры должны принять решение в течение 3 рабочих дней

Если повода для отказа в регистрации нет, то в этот же срок организацию внесут в Реестр НПО. Решение о включении в Реестр контролеры не выдают (письмо ГФСУ от 25.06.2019 г. № 20139/7/99-99-15-02-01-17). С перечнем НПО, включенных в Реестр, плательщик может ознакомиться в е-кабинете (cabinet.tax.gov.ua) (БЗ 102.04).

Отказать в регистрации фискалы могут, если НПО: подала неполный пакет документов или не соответствует требованиям п. 133.4 НКУ.

Получив решение об отказе, НПО может устранить недостатки и повторно подать документы на регистрацию, не меняя положения уставных документов, к которым у контролеров не было замечаний (п. 9 Порядка № 440).

Новичков, подавших документы во время или в течение 10 дней со дня госрегистрации и внесенных в Реестр НПО, считают НПО со дня госрегистрации (БЗ 102.04). Если же в 10-дневный срок уложиться не удалось (или с первого раза налоговики не зарегистрировали), то НПО получит неприбыльный статус с даты включения в Реестр.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше