Темы статей
Выбрать темы

Трудовая квота: выполняем и информируем

Марченко Елена, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Не все граждане по разным причинам достаточно конкурентоспособны на рынке труда. Государство заботится об особо уязвимых категориях таких лиц и устанавливает для них дополнительные гарантии в трудоустройстве. Так, на работодателей возлагается обязанность выполнения так называемой трудовой квоты на трудоустройство определенных лиц и раз в году отчетности об этом. Сейчас самое время проанализировать выполнение трудовой квоты за 2020 год и позаботиться о составлении «квотного» отчета. Начнем!

Что такое трудовая квота и кто ее выполняет?

Трудовая квота — это норматив трудоустройства работодателями граждан, имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве. Перечень категорий таких граждан указан в ст. 14 Закона о занятости*.

* Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Однако в трудовую квоту включаем не все категории, перечисленные в этой статье. Мимо квоты проходят (1) лица с инвалидностью, не достигшие пенсионного возраста, и (2) неработающие трудоспособные лица, получающие государственную социальную помощь малообеспеченным семьям.

А чтобы вы ненароком не запутались в квотниках, их перечень мы привели в табл. 1.

Обязанность по выполнению квоты распространяется на предприятия всех форм собственности с численностью от 8 работников.

Работодатели с меньшим количеством работников и самозанятые лица пролетают мимо трудовой квоты. Это подчеркивает и Минсоцполитики в письме от 16.11.2017 г. № 718/0/126-17/241.

Размер трудовой квоты составляет для предприятий со среднеучетным количеством штатных работников (далее — СКШР):

— 8 — 20 человек — не менее одного человека, которому до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058** осталось 10 и менее лет (далее — лица предпенсионного возраста);

** Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

— 21 и более — 5 % СКШР за предшествующий отчетному календарный год.

СКШР рассчитываем в соответствии с Инструкцией № 286*** (п. 2.1 Порядка № 271****). Подробно о том, какие категории работников нужно включать в расчет, а какие в него попадать не должны, и о механизме определения СКШР на предприятии читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 77, с. 15.

*** Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

**** Порядок, утвержденный приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271.

Как рассчитать трудовую квоту?

Трудовую квоту рассчитываем самостоятельно. При расчете учитываем работников квотных категорий, которые работают у работодателя по основному месту работы на условиях полной занятости.

Соответственно лица, которые работают по совместительству, в квоту не засчитываются. Также не засчитываем лиц, которые работают на условиях неполного рабочего времени.

Если квотник относится к нескольким квотным категориям, то его учитываем только один раз.

Принадлежность к квотным категориям подтверждаем соответствующими документами (см. табл. 1).

Таблица 1. Лица, для трудоустройства которых установлена трудовая квота

Категории лиц, которых учитываем в трудовую квоту

Документы, подтверждающие принадлежность работника к квотной категории

Порядок зачисления в квоту

1. Один из родителей или лицо, которое их заменяет и:

— имеет на содержании детей (ребенка) в возрасте до 6 лет

1. Копия свидетельства о рождении ребенка.

2. Копия решения местного органа исполнительной власти и органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над ребенком или решения суда — для лица, которое заменяет одного из родителей

До достижения детьми (ребенком) 6 лет

В счет квоты может быть учтен только один из родителей ребенка. Кто именно родители решают самостоятельно. Подтверждать документально, что второй не учтен, не нужно.

— воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью

1. Копия свидетельства о рождении ребенка.

2. Копия решения об установлении опеки или попечительства над ребенком или решения суда — для лица, заменяющего одного из родителей.

3. Копия пенсионного удостоверения с записью об инвалидности* — для подтверждения инвалидности ребенка.

4. Справка о получении (неполучении) помощи по форме, приведенной в приложении 11 к Инструкции, утвержденной приказом Минтруда от 19.09.2006 г. № 345, — для одинокой матери (отца)

До достижения ребенком 14 лет, а ребенком с инвалидностью — 18 лет

— содержит без одного из супругов лицо с инвалидностью с детства (независимо от возраста) и/или лицо с инвалидностью I группы (независимо от причины инвалидности)

1. Копия решения об установлении опеки или попечительства над ребенком или решения суда — для лица, заменяющего одного из родителей.

2. Копия пенсионного удостоверения с записью об инвалидности*.

3. Справка о получении (неполучении) помощи по форме, приведенной в приложении 11 к Инструкции, утвержденной приказом Минтруда от 19.09.2006 г. № 345, — для одинокой матери (отца)

До достижения родителями пенсионного возраста в соответствии со ст. 26 Закона № 1058

* Если пенсионное удостоверение отсутствует, подойдет: копия удостоверения лица, получающего соцпомощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку, утвержденному приказом Минсоцполитики от 11.01.2019 г. № 35; копия формы № 080/о, утвержденной приказом Минздрава от 04.12.2001 г. № 482; копия формы № 157-1/о, утвержденной приказом Минздрава от 30.07.2012 г. № 577.

2. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки

Копия из электронной учетно-статистической карточки ребенка по форме, утвержденной приказом Минсоцполитики от 28.11.2015 г. № 1256

До достижения детьми 18 лет

3. Лица, которым исполнилось 15 лет, принятые на работу с согласия одного из родителей или лица, которое их заменяет

Копия свидетельства о рождении ребенка

В течение 3 лет со дня приема на работу

4. Лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения

Копия справки об освобождении по форме, приведенной в приложении 9 к Инструкции, утвержденной приказом Минюста от 08.06.2012 г. № 847/5

До прекращения трудовых отношений с работодателем, принявшим их на работу

В квоту включаются лица, которые после освобождения не находились в трудовых отношениях.

5. Молодежь в возрасте до 35 лет, которая:

— закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях

Копия диплома или другого документа об образовании

В течение 3 лет со дня приема на работу

Засчитываем в квоту, если такие работники были впервые приняты на работу в течение 6 месяцев после завершения или прекращения обучения

— уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы

Копия военного билета

В течение 3 лет со дня заключения первого трудового договора после увольнения со службы

Засчитываем в квоту, если такие работники были впервые приняты на работу в течение 6 месяцев после завершения или прекращения службы

6. Лица предпенсионного возраста

1. Копия паспорта.

2. Информация, подтверждающая (удостоверяющая) пенсионный страховой стаж работника

До достижения права на пенсию по возрасту

Если работник станет лицом предпенсионного возраста во второй половине года, его учитывают при расчете квоты (см. письмо Минсоцполитики от 09.11.2018 г. № 21833/0/2-18/53)

7. Участники боевых действий, указанные в пп. 19 — 21 ч. 1 ст. 6 Закона Украины от 22.10.93 г. № 3551-ХІІ

Копия удостоверения участника боевых действий по форме, приведенной в приложении 2 к постановлению КМУ от 12.05.94 г. № 302

До прекращения трудовых отношений с работодателем, принявшим их на работу

Заметим, что работодателям помочь с поиском квотных категорий работников с целью их трудоустройства может центр занятости.

Если хотите воспользоваться его услугами, подайте в центр занятости форму № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)».

Информация о выполнении квоты

О выполнении квоты работодатели обязаны ежегодно информировать Государственную службу занятости, предоставляя в центр занятости «Інформацію про зайнятість і працевлаштування громадян, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню» (далее — Информация).

Формируем ее на бумажных носителях. В верхней части формы вносим данные о названии, ЕГРПОУ и местонахождении предприятия, а также его телефон, факс, электронную почту.

Табличная часть Информации содержит 6 строк. Порядок их заполнения мы привели в табл. 2.

Сдаем форму в любой центр занятости независимо от местонахождения предприятия.

За 2020 год Информацию о выполнении трудовой квоты подаем не позднее 1 февраля 2021 года.

Таблица 2. Порядок заполнения строк Информации за 2020 год

Код строки

Пояснение по заполнению

Строки 01 — 03 заполняют предприятия со СКШР более 20 человек

01

Указываете СКШР за 2019 год (в целых единицах)

02

Проставляете за отчетный 2020 год СКШР, которые относятся к квотным категориям и при этом трудоустроены на условиях полной занятости

03

Указываете размер квоты на 2020 год (5 % от показателя, проставленного в строке 01 Информации). Результат округляете так: если последняя значащая цифра меньше или равна «4», она отбрасывается; если больше или равна «5» — ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу

Строки 04 — 05 заполняют предприятия со СКШР в 2020 году от 8 до 21 человека

04

Указываете СКШР всех работников за 2020-й (в целых единицах)

05

Проставляете СКШР предпенсионного возраста за 2020 год, работающих на условиях полной занятости

Строку 06 заполняют все!

06

Указываете количество граждан, которых планируете трудоустроить в 2021 году в счет выполнения трудовой квоты. Если не планируете никого трудоустраивать, проставьте «0». Прилагать к Информации какие-то пояснения не надо

Ответственность за нарушения

Санкции за неподачу Информации и/или невыполнение квоты на сегодня Законом о занятости не предусмотрены.

Но если работодатель не выполнил квоту и при этом необоснованно отказал в трудоустройстве квотным категориям граждан, то ему грозит штраф в размере 2-х минималок за каждый такой необоснованный отказ в пределах соответствующей квоты (п. 2 ст. 53 Закона о занятости).

По мнению Минсоцполитики (письмо от 02.07.2016 г. № 352/13/116-16), обоснованным отказом в приеме на работу может быть, например, отсутствие вакансий, отсутствие у претендента образования или необходимой квалификации и опыта работы и т. п.

Важно! В случае неподачи работодателем Информации о трудоустройстве квотников Государственная служба занятости может сообщить об этом Гоструда.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше