Темы статей
Выбрать темы

Минимальные цены повышены

Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
Постановление КМУ от 13.01.2021 г. № 17

Вывод документа

Повышены минимальные цены на вина игристые с 89 грн до 109 грн. Кроме того, в эту же «игристую» категорию отнесены отдельные виды винодельческой продукции с кодами УКТ ВЭД 2205 10 10 00, 2205 90 10 00, 2206 00 39 00

Сразу успокоим: по крепкому алкоголю (водка, коньяк, прочие спиртные напитки) ничего не меняется. Новации касаются только винодельческой продукции. Чиновники решили выразить заботу об отечественном производителе вин и о потребителях этого продукта. По сути, имеем две новации: переклассификация отдельных видов винодельческой продукции и повышение минимальных цен на игристые вина с учетом этой переклассификации.

Переклассификация. О манипуляциях с названиями алкогольной продукции знают многие. В последнее время все чаще появляется продукт, который внешне похож на игристое вино (а иногда выглядит даже более эффектно), но таковым, по сути, не является. Это так называемые винные напитки, качество которых сильно отличается от вина, чаще всего в худшую сторону. Как правило, этот товар относится к коду 2206 00 39 00 согласно УКТ ВЭД. В свое время разработчики минимальных цен, видимо, считая этот продукт дешевым заменителем игристого вина, отнесли его к категории напитков с очень низкой минценой (29,8 грн).

Тем не менее уже достаточно давно на него установлен такой же акциз, как и на игристые вина. Чиновники уверяют: на сегодня минцена на этот напиток не соответствует реальным расходам на производство и реализацию и требует корректировки.

Поэтому комментируемым постановлением его переводят в одну категорию с винами игристыми. Это последняя строка в таблице с размером минцен.

Честно говоря, решение правительства вызывает вопросы. Не получится ли так, что забота о потребителе обернется тем, что он будет покупать тот же суррогат, но по более высокой цене? Представляется, что поставленную задачу лучше решать через усиление защиты прав потребителя, а не с помощью увеличения цены.

Кроме того, в эту же игристую категорию переносят некоторые вермуты и прочее виноградное вино с добавлением растительных или ароматических веществ (коды 2205 10 10 00 и 2205 90 10 00). Это напитки с концентрацией спирта 18 об. % или меньше. Раньше на них минцена была на уровне 49 грн, теперь — вровень с игристыми.

Изменение описания товара. Но это еще не все. Описание последней, игристой, позиции меняется: в ней теперь указаны только те напитки, которые закупорены грибовидной пробкой и/или имеют чрезмерное давление (судя по всему, это разного рода шипучки).

Приведет ли это к каким-то последствиям? Ведь в подобных случаях ориентироваться нужно не только на код УКТ ВЭД, но и на описание. Помните, сколько шума наделала история с маслами и смазками в середине прошлого года при изменении ставки акциза (см. письмо ГНСУ от 04.06.2020 г. № 8944/7/99-00-17-03-01-07 // «Налоги & бухучет», 2020, № 48, с. 28). Аналогичный подход (ориентируемся не только на код, но и на описание) в отношении кода 2206 00 39 00 налоговики исповедовали в письме от 01.07.2019 г. № 3010/6/99-99-15-03-03-15/ІПК (речь шла о пивном напитке). Правда, то было толкование НКУ, здесь — другой документ. Но подход должен быть аналогичным.

Что получилось в итоге. С напитками по коду 2206 00 39 00 более-менее понятно. Под этот код подпадают игристые вина. Они соответствуют новому описанию последней строки таблицы и полностью переносятся в эту игристую позицию.

А вот с вермутами и прочими винами (2205 10 10 00, 2205 90 10 00) чуть по-другому. В последнюю строку перенесли только те их них, которые соответствуют ее описанию, т. е. только шипучки. Что же касается обычных, не игристых вермутов и вин с растительными и ароматическими добавками, то, похоже, они выпадают из сферы применения минимальных цен. Ведь их исключили из специальной строки (с минценой 49 грн) и не включили в игристую строку. По крайней мере, формально можно сделать такой вывод. Но для окончательных выводов, конечно, следует дождаться детального разъяснения.

Увеличение минцены. Это второй момент изменений.

На вина игристые она была установлена на уровне 89 грн. Будет 109 грн.

В связи с изменением напомним три важных момента.

1. Минимальная цена — это окончательная цена, в которую включаются все налоги, в том числе акциз (письмо ГФСУ от 15.01.2016 г. № 668/6/99-95-42-01-16-01). То есть накручивать акциз сверху не нужно.

2. Цена на алкогольные напитки должна быть новой, даже по остаткам товара, числящимся по состоянию на дату вступления в силу комментируемого постановления. Ведь никаких переходных положений в таких случаях не предусматривается.

3. Минимальную цену надо учитывать при проведении разного рода акций, скидок, уменьшения цены и т. п. Ну и, само собой, бесплатная передача будет являться нарушением (БЗ 113.05).

И не забудьте перепрограммировать РРО под новую цену.

Проверки. К сожалению, мораторий на проведение проверок, установленный в п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ на время карантина, не распространяется на проверки оборота алкогольных напитков. Поэтому уже с даты вступления в силу этого постановления контролеры могут проверять соответствие цен новым условиям.

Штрафы. За оптовую или розничную торговлю алкогольными напитками по ценам ниже минимальных ст. 17 Закона № 481 установлена весьма внушительная санкция — в размере 100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных цен, но не менее 10000 грн.

То есть расчет ведется не от стоимости проданной бутылки алкоголя, а от минцены всей партии полученного товара, в которую входит бутылка, проданная с нарушением минцены. А партия определяется по количеству товара, полученному одновременно по одному товаросопроводительному документу (ТТН).

Кроме того, согласно ст. 1652 КУоАП за нарушение порядка формирования и применения цен и тарифов может быть применен админштраф. Причем его размер в прошлом году значительно увеличился. Например, для должностных лиц субъекта хозяйствования его размер составляет 2250 грн. За повторное нарушение в течение года — 3400 грн.

Дата вступления в силу. Это традиционный камень преткновения. Как и в предыдущих случаях, комментируемое постановление вступает в силу через 10 дней со дня опубликования (опубликовано в газете «Урядовий кур’єр» № 10 от 16.01.2021 г.). Вообще-то, отсчет дней должен начинаться со следующей даты (т. е. с 17 января), а слово «через» предполагает, что внутри должны быть полные 10 дней (такой принцип заложен в расчет сроков при вступлении в силу нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела, см. п. 4 ст. 2 ТКУ). Однако в предыдущих случаях госорганы считали срок иначе. Уверены, в этот раз будет так же. Следуя их подходу, постановление вступает в силу 26.01.2021 г. (такая информация уже размещена на сайте Верховной Рады Украины).

Подробнее обо всех тонкостях применения минимальных цен (расчет по разным видам напитков, ответственность, судебная практика и т. д.) вы можете прочитать в «Налоги & бухучет», 2018, № 79, с. 6. Разумеется, сделайте поправку на новые нормы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше