Темы статей
Выбрать темы

Разницы с нерезидентами: что обобщил Минфин

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Приказ Минфина от 14.05.2021 г. № 266

Вывод документа

Минфин в ОНК пояснил применение отдельных положений трансфертной ст. 39 НКУ и отражения разниц по пп. 140.5.4, 140.5.51, 140.5.6 НКУ по операциям с нерезидентами

Трансфертные моменты. Прежде всего Минфин обратился к трансфертной ст. 39 НКУ и прояснил вопросы, касающиеся:

— сырьевых товаров;

— товаров, имеющих биржевую котировку;

— критериев признания операций реструктуризации бизнеса контролируемыми;

— подачи Уведомления о заключении контракта на осуществление операций с сырьевыми товарами.

Все это, безусловно, заинтересует плательщиков, осуществляющих контролируемые операции.

Разницы по операциям с нерезидентами. Впрочем, выводы ОНК будут не менее интересны и другим плательщикам, которые контролируемые операции не осуществляют, однако сотрудничают с нерезидентами, и у которых в связи с этим могут возникать налоговые разницы по пп. 140.5.4, 140.5.51, 140.5.6 НКУ.

Речь идет об операциях с особыми нерезидентами:

— из низконалоговых стран — по п.п. 39.2.1.2 НКУ и Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2017 г. № 1045, а также

— с особой организационно-правовой формой (ОПФ) — по п.п. «г» п.п. 39.2.1.1 НКУ и Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 480.

Напомним, что такие разницы отражают по итогам года. Им посвящены вопросы 6 — 9 ОНК.

Вывод документа

Разъяснения из ОНК касаются: получения справки об уплате налога нерезидентом с особой ОПФ (вопрос 6), отражений разниц при посредничестве (вопрос 7), подтверждения доходов (расходов) по принципу «вытянутой руки» (вопросы 8 — 9)

Нерезиденты с особой ОПФ. Когда по операциям (покупкам/продажам) с нерезидентами с особой ОПФ по п.п. «г» п.п. 39.2.1.1 НКУ не будет 30 % разницы из пп. 140.5.4, 140.5.51 НКУ? Если нерезидент с особой ОПФ уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) в стране, в которой он зарегистрирован, ввиду чего может считаться налоговым резидентом такой страны.

Однако тут необходимо документальное подтверждение. Для этого нужно получить от нерезидента документ, подтверждающий уплату налога нерезидентом в соответствующем государстве в периоде осуществления операции.

При этом пп. 140.5.4, 140.5.51 НКУ не выдвигают специальных требований к форме такого документа, а также требований к органу, который должен выдавать этот документ. Однако с учетом положений п. 103.5 НКУ лучше получить от нерезидента документ, выданный финансовым (налоговым) органом страны нерезидента по форме, утвержденной согласно законодательству его страны. Такой документ должен быть надлежащим образом легализован и переведен в соответствии с законодательством Украины.

Полученный от нерезидента документ хранится у плательщика и может предоставляться контролерам по запросам при проверках (ст. 85 НКУ) или при сборе налоговой информации (п. 73.3 НКУ).

Посредничество — кто с разницей: комитент или комиссионер? Что если заключен договор комиссии и операции покупки/продажи с нерезидентами осуществляет комиссионер-резидент по поручению комитента-резидента? Нужно ли посреднику показывать увеличивающую разницу и корректировать финрезультат?

Нет, посредника 30 % корректировка не касается. По договорам комиссии право собственности на приобретаемый товар переходит непосредственно от поставщика к комитенту, а на реализуемый товар — непосредственно от комитента к покупателю. И раз такие операции влияют на объект обложения налогом на прибыль комитента, а не комиссионера, то отражать 30 % увеличивающую разницу при покупках (п.п. 140.5.4 НКУ) и продажах (п.п. 140.5.51 НКУ) должен комитент, а не посредник-комиссионер.

Как подтвердить доходы (расходы) по принципу «вытянутой руки»? Нерезидентские разницы по пп. 140.5.4, 140.5.51, 140.5.6 НКУ не возникают, если операция не является контролируемой, однако при этом доходы (расходы) подтверждаются плательщиком по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки» (по процедуре, установленной трансфертной ст. 39 НКУ, но без подачи Отчета о контролируемых операциях). Как в этом случае доходы (расходы) подтвердить?

Объем налогооблагаемой прибыли считается соответствующим принципу «вытянутой руки», если условия осуществленных операций не отличаются от условий, которые применяются между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

Поэтому для подтверждения цены операции по принципу «вытянутой руки» плательщику необходимо сравнить с этими условиями условия осуществленных операций. Сопоставление условий проводится по методам, определенным п. 39.3 НКУс использованием метода, наиболее подходящего для осуществленных плательщиком операций. И, в частности, сумма доходов (расходов) считается подтвержденной по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки», если цена (или показатель рентабельности) соответствующей операции находится в пределах диапазона цен (рентабельности), рассчитанного на основании показателей сопоставимых неконтролируемых операций.

Конечно же, такое соответствие необходимо подтвердить документально. Для этого ориентируются на положения п.п. 39.4.6 НКУ. В нем определены требования к составлению документации по трансфертному ценообразованию и содержанию такой документации для контролируемых операций. Однако в данном случае — операции неконтролируемые. Поэтому подавать по полной всю трансфертную документацию не придется. А для обоснования величины доходов (расходов) плательщику с оглядкой на п.п. 39.4.6 НКУ достаточно подготовить документацию (пакетом документов или единым документом) в том объеме, который необходим для оценки соответствия уровня цены или показателя рентабельности соответствующей операции (операций) принципу «вытянутой руки». Такую документацию составляют в произвольной форме. При этом объем указанной в ней информации считается достаточным, если плательщик надлежащим образом обосновал уровень цен/показатель рентабельности наиболее целесообразным (подходящим) методом из п.п. 39.3.1 НКУ (ср. ).

Такое документальное обоснование хранится у плательщика и подается на запрос контролирующего органа во время проведения документальной проверки или при сборе налоговой информации (п. 73.3 НКУ).

Если доходы (расходы) принципу «вытянутой руки» не соответствуют. А как быть, если плательщик полагал, что подтвердил доходы (расходы) по принципу «вытянутой руки», однако оказалось, что цена этому принципу не соответствует или такое расхождение выявили контролеры при проверке? В каком размере корректировать финрезультат: на 30 % разницу или на другую сумму?

При завышении цены покупки/занижении цены продажи по отношению к цене, определенной по принципу «вытянутой руки», плательщик имеет право осуществить самостоятельную корректировку по правилам п.п. 39.5.4 НКУ или такая корректировка может быть осуществлена на основании проверки контролирующего органа.

При этом такая корректировка осуществляется на разницу между ценой приобретения/ценой продажи и ценой, определенной по принципу «вытянутой руки», и может быть как меньше, так и больше 30 % разницы. Поэтому к 30 % разнице в данном случае привязываться не нужно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше