Акт проверки: форма
С формой актов проверок на сегодняшний день весьма странная ситуация. Дело в том, что не для всех проверок есть утвержденная форма. Более того, некоторые формы имеют, в сущности, рекомендательный характер. Они утверждены приказами главных фискалов, но являются приложениями к тем или иным методическим рекомендациям.
Итак, на сегодняшний день у нас есть:
— для документальных проверок юридических лиц (плановых/внеплановых выездных) форма акта утверждена приказом ГНСУ от 25.02.2021 г. № 244;
— для камеральных проверок (кроме декларации об имущественном состоянии и доходах, а также декларации ФЛП-единоналожника) форма акта утверждена приказом Миндоходов от 14.06.2013 г. № 165;
— для проверок по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» форма акта утверждена приказом Минфина от 13.07.2017 г. № 629.
Как видите, отсутствует утвержденная форма акта для фактических, невыездных документальных проверок, а также для документальных проверок ФЛП.
Однако этот факт не мешает налоговикам проводить проверки. Во-первых, НКУ не требует утверждения какой-либо формы каким-либо органом. Во-вторых, ссылаться на требование о существовании унифицированной формы акта тоже бесполезно. Ведь это требование содержится в Законе № 877. А он с некоторых пор на налоговиков не распространяется. Да и ранее фискалы не особо ему следовали (что, к слову, иногда помогало в обжаловании результатов проверок).
Хотя по большому счету такая ситуация весьма странная и не совсем все-таки законная с точки зрения общих принципов правового регулирования. Моментов, которые закреплены нормативно, не так уж много.
Для всех актов это то, что они составляются в двух экземплярах (для плательщика и налоговой), подписываются проверяющими и регистрируются в налоговой. Также акт подписывается со стороны плательщика самим плательщиком или его представителем либо лицом, которое непосредственно проводило расчетные операции. Об этих требованиях сказано в пп. 86.2, 86.3, 86.4 и 86.5 НКУ.
Для актов документальной проверки по юрлицам это то, что акт составляется на украинском языке и должен иметь сквозную нумерацию страниц. На титульном листе указывается информация о местонахождении налоговой, которая проводила проверку, номера телефонов, телефакса и адрес электронной почты. Также в акте документальной проверки не допускаются какие-либо исправления цифровых показателей, дат и иных данных.
Все стоимостные показатели отражаются с гривне, а показатели в инвалюте должны указываться с эквивалентом в гривне по курсу, установленному НБУ на дату проведения финоперации, если иное не установлено законом.
Обо всех указанных правилах для актов документальных проверок по юрлицам говорится в пп. 6, 7 разд. II Порядка № 727.
Что должно быть в акте?
Несмотря на то, что формы акта есть не для всех проверок, однако структура у них все равно приблизительно одинаковая: вступительная часть, общие положения, описательная часть и заключение. С содержанием каждого из разделов можно детально ознакомиться, прочитав документы, указанные выше. Здесь же мы хотели бы обратить ваше внимание на наиболее критичные пункты и пункты, где чаще всего делают ошибки фискалы.
Так, во вступительной части должна быть информация о вручении под подпись приказа или направлении копии приказа о проведении проверки (если это плановая проверка, к примеру); правильные реквизиты плательщика.
Если проверкой охватывались разные периоды и в отношении отдельных видов налогов, то во вступительной части должна указываться систематизированная информация с учетом четкого разграничения видов налогов и охваченных периодов.
В описательной части — проверяемые периоды, какие именно документы проверялись, каким способом (сплошной проверкой или выборочно). Также нужно в описательной части обращать внимание на то, как описано каждое нарушение. Проверяйте, чтобы:
— было четко изложено содержание нарушения со ссылкой на конкретные пункты и статьи нормативно-правовых актов, которыми установлены нарушенные нормы.
При этом налоговики не могут ссылаться на внутренние (методические, обзорные, рекомендационные и т. д.) документы ГНС, ГНА, ГФС или Миндоходов.
Письма судебных органов высшего уровня, судебные решения могут использоваться в материалах проверки только как инструмент подтверждения правомерности выводов;
— был указан период (календарный день, месяц, квартал, полугодие, три квартала, год) деятельности плательщика и хозоперации, при которых выявлены нарушения;
— четко указана связь между нарушением и показателями соответствующих конкретных строк деклараций, расчетов, отчетов, регистров бухучета/первички, которые налоговая проверяла;
— были развернутые ссылки на конкретные договоры, первичные документы, регистры бухучета, которые подтверждают правонарушение;
— расчеты доначислений и штрафных санкций были правильными. Обращайте внимание на то, нет ли там арифметических ошибок. Не исключен человеческий фактор;
— был указан перечень должностных лиц плательщика, ответственных за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов и соблюдение законов о налогообложении и иного законодательства в периоде совершения правонарушения и чьи действия привели к нарушениям.
Также должны быть учтены пояснения, которые давали должностные лица во время проверки и документы, предоставляемые как плательщиком, так и этими должностными лицами.
Обращайте внимание на то, указаны ли в акте факты наличия/отсутствия вины.
Это важно не только для написания возражений в дальнейшем, но и для обжалования в случае чего налогового уведомления-решения.
Сроки составления актов
Для вашего удобства сроки составления актов мы разместили в таблице. Часто эти сроки, кстати, нарушают.
Сроки составления актов
Вид проверки | Тип плательщика | Срок |
Выездная документальная | Обычные плательщики | 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки |
Юрлица с филиалами | 10 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки | |
Невыездная документальная | Все плательщики | 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки |
Фактическая | Все плательщики | Не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки |
А если не подписать/не получить?
Не подписывать или не получить акт — решение так себе. Дело в том, что отказ в подписании либо в получении акта не будет мешать налоговикам применить штраф и провести доначисления. Об этом говорят пп. 86.3, 86.4, 86.6 НКУ.
Если плательщик отказывается от подписания акта, то этот факт просто фиксируется в самом акте либо отдельным документом. Потом акт могут вручить, направив плательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или прислав через Электронный кабинет.
Но обратите внимание: направление акта через Электронный кабинет возможно только тогда, когда вы давали свое согласие на получение документов в электронном виде.
Точно так же фискалы поступают тогда, когда вы отказываетесь получить акт.
Поэтому самое взвешенное решение — это написать возражения на акт.
Возражения на акт
Поскольку достаточно часто акт подписывается плательщиком в достаточно нервной обстановке, то плательщики иногда забывают о возражениях. А мы вам напоминаем ☺: когда подписываете акт, то пишите сразу фразу вроде: «З висновками акта не згодні. Заперечення до акта будуть представлені в строки, встановлені ПКУ».
Не забывайте также, что возражения вы можете подать как прямо при подписании акта, так и в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (п.п. 86.7.1 НКУ).
Затем эти возражения будут рассматриваться специальной комиссией в течение 10 рабочих дней со дня получения ими ваших возражений.
Отправить возражения можно по почте или сдать в канцелярию лично. При этом лучше сделать два экземпляра.
Когда будете подавать документы через канцелярию, то не забудьте проследить, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о приеме документов (штампик).
Если отправляете по почте, то отправляйте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Обратите внимание на три важных момента:
1) вы (ваш представитель) можете присутствовать при рассмотрении возражений (п.п. 86.7.3 НКУ). Хотя ваше (представителя) отсутствие не будет препятствовать рассмотрению возражений. О заседании комиссии вас должны предупредить не позднее чем за 4 дня до его проведения (п.п. 86.7.3 НКУ). Но на практике возможны ситуации, когда вы можете узнать о таком заседании слишком поздно. Обращайте внимание на этот момент. Во время обжалования пригодится как дополнительный аргумент;
2) если вы предоставили с возражениями документы, которые не предоставляли во время проверки и которые значительно влияют на ее результаты, то налоговики имеют право провести новую внеплановую документальную проверку (пп. 78.1.5, 44.6 НКУ);
3) предоставление возражений не считается админобжалованием. Так что после их подачи можно подавать жалобу в ГНСУ.
Ошибки в акте влияют на результат?
В первую очередь здесь поговорим об обжаловании. Да, ошибки в акте могут помочь в обжаловании налогового уведомления-решения. Но сам акт и факт его вынесения мы в суде не обжалуем (постановление ВС от 10.09.2019 г. по делу № 826/6984/15 // reyestr.court.gov.ua/Review/ 84166422). Акт не влияет на права и обязанности плательщика. Только уведомление-решение.
Какие ошибки могут помочь? В первую очередь те, которые влияют на размер доначислений и штрафных санкций. По сути то, что мы уже перечислили выше. Это подтверждает и судебная практика (постановление ВС от 09.07.2020 г. по делу № 340/94/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/90329205).
В свою очередь, отсутствие подписи одного из проверяющих на акте не может быть самостоятельным основанием для отмены налогового уведомления-решения (постановление ВС от 19.06.2020 г. по делу № 140/388/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/90242392). Хотя ранее у Верховного Суда была противоположная идея (постановление ВС от 03.12.2019 г. по делу № 1440/1965/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/86103091).