Такие вопросы читателей нас не удивляют, ведь, к сожалению, давно стало привычным, что за законодательными изменениями изменения в подзаконных нормативах не успевают. А иногда чиновники могут о них и вообще забыть.
Ситуация, сложившаяся с отчетностью по жидкостям, используемым в ЭС, — очередной тому пример.
Отчетность по Закону № 481 (3-РС, 1-ОТ)
Законом Украины от 16.01.2020 № 465-IX были внесены изменения, в частности, в ч. третью ст. 16 Закона № 481*, которые касаются именно отчетности. Заметим, что эти изменения начали действовать с 1 января 2021 года (см. п. 1 ч. ІІ Закона № 465-IX).
* Закон Украины от 19.12.95 № 481/95-ВР.
Упомянутая норма, в частности, предусматривает: если вы получили лицензии на производство и/или оптовую торговлю жидкостями, используемыми в ЭС, и осуществляете такую деятельность и/или экспорт, импорт указанной продукции, то обязаны подавать в орган ГНС ежемесячно до 10 числа следующего месяца отчет об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) жидкостей, используемых в ЭС.
Кстати, в БЗ 113.04 налоговики указывают, что при такой формулировке («до 10 числа») последним днем представления отчетности является 9 (!) число следующего за отчетным месяца.
Увы, но табачные отчеты, утвержденные приказом Минфина от 11.02.2016 № 49 (далее — приказ № 49), для отражения в них жидкостей, используемых в ЭС, до настоящего времени не адаптированы. При этом
отдельные специальные отчеты для жидкостей, используемых в ЭС, также не разработаны
В то же время, как видим, требование о представлении такой отчетности начиная с 1 января этого года в законе есть. Что же делать?
Поэтому сейчас в рамках нашей темы вспомним несколько табачных отчетов, утвержденных приказом № 49. Хотя они и прямо не касаются жидкостей, которые используются в ЭС. Но может опосредованно?..
Форма № 3-РС. Первая форма — № 3-РС «Звіт про обсяги виробництва та реалізації тютюнових виробів».
В соответствии с Порядком заполнения формы отчета № 3-РС этот отчет подают ежемесячно до 10 числа следующего месяца в органы ГНС по основному месту учета в электронной форме хозсубъекты, которые производят табачные изделия.
То есть, несмотря на то, что в названии отчета упоминается и реализация, хозсубъекты, осуществляющие импорт и/или торговлю табачными изделиями, этот отчет не подают.
Форма № 1-ОТ. Вторая форма — № 1-ОТ «Звіт про обсяги придбання та реалізації тютюнових виробів у оптовій мережі».
Вот эта форма — уже именно для оптовых торговцев и импортеров. Согласно Порядку заполнения формы отчета № 1-ОТ его подают в тот же срок в свою ГНС в электронной форме хозсубъекты, которые получили лицензии на право оптовой торговли табачными изделиями (т. е. могут осуществлять их импорт и оптовую торговлю, в том числе на экспорт).
Почему мы вспомнили эти табачные формы? А потому что налоговики ненавязчиво рекомендуют по этим формам отчитываться и хозсубъектам, которые имеют дела с жидкостями, используемыми в ЭС (см. письмо ГНСУ от 19.07.2021 № 2807/ІПК/99-00-09-03-02-06).
Пока в Минфине прорабатывается проект приказа о внесении изменений в приказ № 49 в части разработки форм отчетов об обращении жидкостей, используемых в ЭС, фискалы предлагают субъектам, осуществляющим производство жидкостей для ЭС, подавать отчеты по форме № 3-РС, а тем, которые осуществляют импорт и оптовую торговлю такими жидкостями, — по форме № 1-ОТ в органы ГНС по основному месту их учета.
При этом в колонках указанных отчетов «Вид продукції», «Найменування тютюнової продукції за встановленим асортиментом» и «Продукція» налоговики приказывают отмечать «Рідини, що використовуються в електронних сигаретах», а в колонках «Код продукції» — код согласно УКТ ВЭД 3824 90 97 20 «Рідини, що використовуються в електронних сигаретах».
В колонках «Одиниці виміру» для жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, указывать литры. Соответственно показатели в разделах «Обіг тютюнових виробів», «Обсяги реалізації тютюнових виробів» и «Обсяги придбання та реализації тютюнових виробів» приводить в литрах.
Также в колонках отчетов по форме № 1-ОТ «Всього придбано» и «Всього реалізовано» показатели для жидкостей, используемых в ЭС, указывать в литрах.
Итог. Очевидно, что налоговики в упомянутом письме фактически утверждают, что отчитываться обязательно. Но, считаем,
можно с представлением этой отчетности и подождать, пока Минфином не будут утверждены (изменены) соответствующие формы отчетов
Ведь в упомянутых отчетах необходимо освещать всех своих контрагентов (как поставщиков, так и покупателей).
А когда надлежащая отчетность появится, считаем, фискалы не имеют права требовать ее представления за все прошлые месяцы, начиная с января-2021.
Акцентируем ваше внимание на том, что ст. 17 Закона № 481 штраф 17000 грн предусмотрен за непредставление или несвоевременное представление отчета или представление отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) только относительно спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. То есть за те же действия/бездействие в отношении отчетности по жидкостям для ЭС этот штраф неприменим!
Отчетность по НКУ (акцизная декларация)
Ситуация с представлением декларации по акцизному налогу для «ЭС-жидкостников» более-менее понятна. Подавать декларацию им нужно независимо от наличия обложенных акцизным налогом оборотов. Причем эта обязанность у плательщиков также возникла начиная с января 2021 года! Ведь именно с этой даты жидкости, которые используются в ЭС, включены в перечень подакцизных товаров (код УКТ ВЭД 3824 90 97 20) — см. п.п. 215.3.31 НКУ (ср. ). А в соответствии с п. 49.21 НКУ плательщики, которые имеют действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, обязаны за каждый отчетный месяц подавать налоговые декларации независимо от того, осуществляли ли такие плательщики хозяйственную деятельность в отчетном периоде!
Но кому конкретно из «ЭС-жидкостников» выпало «счастье» подавать акцизную декларацию? Эта норма НКУ конкретизирована в п. 2 разд. І Порядка № 14*, и там речь идет о хозсубъектах, которые в соответствии с п. 212.1 НКУ являются плательщиками акцизного налога (и имеют упомянутые выше лицензии).
Согласно этому п. 212.1 НКУ плательщиками акцизного налога будут, в частности, лица:
— которые производят жидкости, используемые в ЭС, на таможенной территории Украины, в том числе из давальческого сырья;
— которые ввозят жидкости, используемые в ЭС, на таможенную территорию Украины.
Кроме того, в этом пункте среди плательщиков также упомянуты лица — субъекты хозяйствования розничной торговли, которые осуществляют реализацию подакцизных товаров. Так вот,
главные налоговики считают, что розничные продавцы жидкостей для ЭС также являются плательщиками акцизного налога и должны ежемесячно подавать акцизную декларацию (БЗ 114.07)
Они пишут, что подавать ее необходимо с заполненным разделом «Д» и приложением 6 («Розрахунок суми акцизного податку з реалізації субєктами господарювання роздрібної торгівлі підакцизних товарів») с проставлением нулей, поскольку пока что НКУ не определена ставка налогообложения для таких операций.
Вот так! Исходя из такой тухлой логики, акцизную декларацию должны подавать вообще любые лица, торгующие в розницу любыми товарами, которые НКУ отнесены к подакцизным. То есть не только те плательщики (розничные торговцы алкоголем/табаком), для которых в п.п. 215.3.10 НКУ ставка определена (5 %), но и когда ставка акциза не установлена! С проставлением нулей в приложении 6, если ставка для таких продаж в НКУ не определена.
Нас такой подход конкретно удивил, и мы не видим в нем ничего законного! Ведь нет ставки налога, нет и плательщиков!
Таким образом, с точки зрения налоговиков — из перечня тех «ЭС-жидкостников», которые должны ежемесячно подавать акцизную декларацию, выпали только оптовые торговцы жидкостями для ЭС, если они не осуществляют импорта таких жидкостей. Ведь они в соответствии с нормами НКУ (и, в частности, п. 212.1) относительно жидкостей для ЭС не являются плательщиками акцизного налога. Мы же считаем, что, кроме оптовиков, не должны подавать декларацию и розничные торговцы жидкостями для ЭС. Но последние должны учитывать эту незаконную позицию налоговиков и быть готовыми обжаловать возможные штрафы за неподачу пустых акцизных деклараций. ☹
В упомянутой консультации налоговики также отмечают, что расчет акцизного налога по операциям по ввозу и продаже жидкостей, используемых в ЭС, осуществляется плательщиками в приложении 1 к декларации с переносом суммы налога в раздел Б декларации.
Резюмируем все сказанное в таблице.
Отчетность «ЭС-жидкостников»
Вид отчетности | Кто подает | Срок подачи | Примечания |
Форма № 3-РС | Производители жидкостей для ЭС | До (!) 10 числа следующего месяца | Эти формы не адаптированы для ЭС-жидкостей, но ГНС предлагает их подавать и дает рекомендации по заполнению. Штрафы за неподачу этих форм и за ошибки в них не предусмотрены |
Форма № 1-ОТ | Оптовые торговцы и импортеры | ||
Декларация акцизного налога | Производители и импортеры жидкостей для ЭС | Не позднее 20 числа следующего месяца | Подается, даже когда нет оборотов. Налоговики незаконно требуют представления декларации розничными торговцами жидкостей для ЭС |