Темы статей
Выбрать темы

Последствия потери неприбыльного статуса

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
Безусловно, каждая неприбыльная организация боится потерять свой неприбыльный статус. В каком случае возникает риск расстаться с неприбыльностью и какие последствия ожидают такого «счастливчика»?

Основания для исключения

Основания для исключения ОСМД из неприбыльного Реестра обозначены в п. 16 Порядка № 440 и п.п. 133.4.3 НКУ. А именно, в случае:

1) использования доходов (прибылей) неприбыльной организации для иных целей, нежели содержание такой организации, реализация цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных п.п. 133.4.2 НКУ;

2) распределения доходов (прибылей) неприбыльной организации или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;

3) несоответствия неприбыльной организации и/или учредительных документов такой организации требованиям, установленным п. 133.4 НКУ;

4) внесения в ЕГР записи о государственной регистрации прекращения неприбыльной организации (в результате ее ликвидации, слияния, присоединения, разделения или преобразования);

5) по инициативе неприбыльной организации.

Как видим, выйти из неприбыльного Реестра ОСМД может как добровольно, так и в связи с нарушением требований НКУ. Ясное дело, что потеря неприбыльного статуса грозит ОСМД значительными финансовыми потерями, поэтому отказаться от него по собственной инициативе — это случай, скорее всего, нереальный.

Последствия потери статуса

Нарушитель неприбыльных условий исключается из Реестра и считается плательщиком налога на прибыль для целей налогообложения с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение.

При этом присвоенный ему признак неприбыльности отменяется (п. 17 Порядка № 440):

— с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло несоблюдение требований п. 133.4 НКУ;

— с даты прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, присоединения, разделения или преобразования);

— с даты поступления в контролирующий орган заявления неприбыльной организации об исключении из Реестра по собственной инициативе.

При наличии нескольких оснований для исключения неприбыльной организации из Реестра датой отмены признака неприбыльности считается дата того события, которое произошло раньше

А вот, собственно, сам порядок действий плательщика при исключении его из Реестра будет зависеть от того, кто такое нарушение выявит: контролирующий орган или же сам нарушитель. Причем механизм одинаков для всех неприбыльщиков-нарушителей (102.04 БЗ).

Нарушение выявлено самостоятельно (п.п. 133.4.3 НКУ). В таком случае нарушителю придется:

1) подать неприбыльный Отчет за период с начала года (или с даты получения неприбыльного статуса, если он получен позже) по последний день месяца нарушения. В поле 2 указать номер месяца, в котором допущено нарушение. Предоставить его надо в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем отчетного месяца, в котором допущено нарушение (п.п. 49.18.1 НКУ). Например, если вы нарушите требования п. 133.4 НКУ в октябре 2021 года, Отчет придется подавать за период с 01.01.2021 по 31.10.2021 и не позже 20.11.2021. В таком Отчете в поле 2 вы проставляете номер месяца «10»;

2) указать (в части II Отчета) и уплатить сумму самостоятельно начисленного обязательства по налогу на прибыль.

Важно (!):

налоговое обязательство рассчитывается только исходя из суммы операций нецелевого использования активов

Остальные операции за месяц нарушения налогом на прибыль не облагают. Причем подать Отчет необходимо также, если уставные документы перестали соответствовать требованиям п.п. 133.4.1 НКУ, но вот налоговые обязательства в таком случае начислять не надо.

В дальнейшем за период с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором допущено нарушение, по 31 декабря отчетного года ОСМД обязано:

(1) ежеквартально подавать прибыльную декларацию и уплачивать в квартальные сроки налог на прибыль (п.п. 49.18.2, п. 57.1 НКУ) и

(2) ежеквартально (вместе с декларацией) подавать финотчетность.

Со следующего отчетного налогового года ОСМД подает прибыльную декларацию и финотчетность, уплачивает налог в общем порядке, как обыкновенный плательщик налога на прибыль (п.п. 133.4.3 НКУ, 102.04 БЗ).

Нарушение выявили контролеры (п.п. 133.4.4 НКУ). Если контролеры установят факт использования доходов ОСМД для целей, не предусмотренных п.п. 133.4.2 НКУ, они исключат такую организацию из Реестра и начислят обязательства по налогу на прибыль, штраф и пеню.

Учтите: распределение доходов среди участников (прочих запрещенных лиц) — это не что иное, как использование доходов для целей, не предусмотренных п.п. 133.4.2 НКУ. А значит, и в этом случае начисления обязательств, штрафа и пени не избежать.

Выявив нарушения, контролеры начислят налоговые обязательства, штраф и пеню на сумму всех операций начиная с первого числа месяца, в котором допущено нарушение. А вот в случае несоответствия уставных документов налоговые обязательства/штраф/пеня будут начислены только начиная с месяца, следующего за месяцем нарушения, то есть с даты исключения организации из Реестра неприбыльщиков. Ведь в п.п. 133.4.4 НКУ о таком нарушении ничего не сказано*.

* Более детально о последствиях нарушения неприбыльных условий см. «Налоги & бухучет», 2021, № 12, с. 4.

Радует, что на период карантина на штрафы и пени наложен мораторий. Поэтому пока они нарушителю не грозят (п. 521 разд. 10 подразд. ХХ НКУ).

Повторная регистрация неприбыльщиком

После окончания отчетного календарного года, в котором ОСМД было исключено из неприбыльного Реестра, объединение может подать повторно заявление о включении в Реестр. К такому выводу фискалы приходят в письме ГФСУ от 19.06.2017 № 726/6/99-99-15-02-02-15/ІПК. Аргументацию находим в п.п. 133.4.3 НКУ, который говорит о переходе со следующего календарного года на общие правила налогообложения плательщика, нарушившего условия неприбыльности. То есть только со следующего года ОСМД может восстановить свои права и обязанности, в том числе и возможность попасть в неприбыльный Реестр.

При этом решение о включении, повторном включении, отказе о включении (повторном включении) ОСМД в Реестр контролирующие органы должны принять в течение 3 рабочих дней со дня получения регистрационного заявления и прилагаемых к нему документов (п. 8 Порядка № 440).

выводы

  • Основанием для исключения ОСМД из Реестра является нарушение условий неприбыльности.
  • Последствия и порядок действий при нарушении условий неприбыльности зависят от того, кто выявил это нарушение: само ОСМД или контролирующий орган.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше