Темы статей
Выбрать темы

Раздача носителей рекламной информации

Костенко Нина, эксперт по вопросам оплаты труда
Рекламные буклеты, визитки, прайс-листы, каталоги и прочий подобный рекламный ассортимент не имеют самостоятельной ценности, а используются только как носитель информации. Для большинства субъектов хозяйствования распространение таких рекламных материалов является важной частью их хозяйственной деятельности. И это логично, ведь это один из продуктивных способов донести информацию о себе и своем товаре потенциальному покупателю. О том, как эти операции отражаются в учете, и пойдет речь в этой статье.

Сам себе реклама

Довольно часто субъекты хозяйствования у сторонней организации заказывают только создание рекламных материалов. А занимаются их распространением самостоятельно. Что происходит в таком случае в учете рекламодателя?

НДС. Приобретая рекламный материал (буклеты, листовки и т. д.) с входным НДС, предприятие (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН) имеет право отразить НК на общих основаниях (п. 198.3 НКУ). При этом никаких компенсирующих НДС-обязательств по п. 198.5 НКУ в любом случае, считаем, начислять не нужно. Ведь рекламная раздача направлена на увеличение объема продаж, а значит, непосредственно связана с хоздеятельностью предприятия. Не отвертеться от компенсирующих НО разве что в случае рекламы безНДСной, льготной или освобожденной от НДС деятельности (см. п. 198.5 НКУ). И то здесь есть исключение — бесплатная передача льготных товаров из п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, которые законодатель прямо освободил от компенсирующих НО по п. 198.5 НКУ.

При этом, считаем, операции по бесплатной раздаче рекламных материалов, которые можно использовать исключительно как носители информации, нельзя считать поставкой товара. Ведь рекламные материалы, которые выполняют одну лишь информационно-рекламную функцию, самостоятельной ценности не имеют. Следовательно, распространение таких носителей информации не вписывается в определение поставки товаров (п.п. 14.1.191 НКУ). А раз так, то нет и объекта обложения НДС (ст. 185 НКУ) и, соответственно, не возникает база обложения НДС (п. 188.1 НКУ).

А вот бесплатную раздачу в рекламных целях материальных носителей, которые можно использовать не только с целью получения информации (канцтовары, посуда и т. д.), вполне можно считать поставкой товара. Хотя есть судебные решения*, в которых предприятия отстаивали необложение НДС операций по бесплатной раздаче и такой рекламной продукции (в частности, кружки, брелки и пр.) (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 57, с. 12).

* reyestr.court.gov.ua/Review/44798868

Но учтите: налоговики настаивают на применении общерекламных НДС-правил** даже к бесплатным раздачам рекламного «хлама» (письма ГНСУ от 17.06.2021 г. № 2470/ІПК/99-00-21-03-02-06, от 04.09.2020 г. № 3705/ІПК/99-00-05-06-02-06). То есть, по мнению фискалов, если стоимость рекламных бесплатностей не включена в состав стоимости других самостоятельно изготовленных товаров/услуг, то операции по их раздаче следует облагать как отдельную операцию поставки товаров (см. письмо ГУ ГНС во Львовской обл. от 30.06.2020 г. № 2607/ІПК/13-01-04-01-10).

** Хотя раньше налоговики справедливо считали, что эти операции под НДС-обложение не подпадают (см. письма ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26 и от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26).

Налог на прибыль. Для целей определения объекта обложения налогом на прибыль рекламные операции учитывают исключительно по правилам бухучета. Причем в бухгалтерском учете, как мы знаем, расходы признают независимо от связи с хозяйственной деятельностью. Важно только наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих факт осуществления операции.

Никаких корректировок финрезультата НКУ в данном случае не предусматривает, в том числе для «прибыльщиков», обязанных применять налоговые разницы. Более того, не имеет значения статус получателя* таких рекламных материалов. Ведь распространение рекламных материалов не связано с передачей товаров, т. е., как мы говорили выше, не происходит поставки материального актива третьим лицам.

* Напомним: пп. 140.5.9 и 140.5.10 НКУ предусматривают применение корректировки финрезультата в зависимости от статуса получателя бесплатностей.

Бухучет. В бухучете приобретение рекламных материалов отражаем на субсчете 209 «Прочие материалы», так как такие ресурсы соответствуют определению запасов (п. 6 НП(С)БУ 9). Учитываем такие активы по первоначальной стоимости.

В связи с тем, что бесплатная раздача материалов носит рекламный характер, в момент выбытия (непосредственной раздачи) списываем их себестоимость в состав расходов на сбыт и отражаем проводкой Дт 93 — Кт 209 (п. 19 НП(С)БУ 16). А вот доходы предприятие не отражает — не соблюдаются критерии их признания (п. 5 НП(С)БУ 15).

Реклама через стороннюю организацию

Согласно условиям договора на предоставление рекламных услуг исполнитель обязан раздать рекламные буклеты, брошюры и прочие рекламные носители информации. Учет таких операций зависит от того, (1) сам исполнитель приобретает рекламные материалы или (2) его ими снабдит рекламодатель.

(1). Исполнитель самостоятельно приобретает рекламные материалы, которые он должен бесплатно раздавать. В таком случае стоимость рекламных материалов исполнитель включает в стоимость своих рекламных услуг.

При этом сумма НДС от всей стоимости предоставленных рекламных услуг включается рекламодателем на общих основаниях в налоговый кредит. А вот если рекламировались не облагаемые НДС (в том числе льготируемые) товары/услуги рекламодателя, тогда рекламодателю придется со всей (или с определенной части) стоимости рекламных услуг начислить компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ (ср. ).

(2). Рекламодатель снабжает исполнителя рекламными носителями информации. В таком случае, считаем, в части операции по распространению таких рекламных материалов никаких НДС-последствий возникать не должно (письмо ГУ ГНС в г. Киеве от 03.03.2021 г. № 788/ІПК/26-15-04-02-16).

В бухучете списание рекламных материалов в состав расходов на сбыт у рекламодателя происходит на дату раздачи товара, которая указана в отчете исполнителя. При этом доходы не отражают, поскольку не соблюдаются критерии их признания. В налоговоприбыльном учете полностью ориентируемся на бухучет.

Ниже покажем в проводках отражение в бухгалтерском учете операции по приобретению и распространению рекламных материалов.

Учет распространения рекламных материалов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Перечислена предоплата за рекламные брошюры

371

311

24000

2

Отражена сумма НДС (до регистрации НН в ЕРНН)

644/1

644

4000

3

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641/НДС

644/1

4000

4

Оприходованы брошюры

209

631

20000

5

Отражена сумма НДС

644

631

4000

6

Произведен зачет задолженностей

631

371

24000

7

Предоставлен отчет о розданных рекламных брошюрах

93

209

20000

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше