Темы статей
Выбрать темы

Плата за вход в торговую сеть

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Каждый, кто занимался торговлей, знает: объем продаж существенно зависит от того, на каких площадках осуществлялась торговля. На базаре есть «хлебные» и «мертвые» торговые места, а в более развитом сегменте розничной торговли есть успешные торговые сети и более заметные магазины. Войти в такую сеть означает, что ее имя будет работать на вас. Давайте посмотрим, как учитывать плату за вход в торговую сеть!

«Сова! Открывай! Медведь пришел»

(из м/ф «Винни-Пух и день забот»)

Суть «входных» платежей

Уточним: предоставление доступа в сеть — это тоже один из элементов мерчандайзинга. Но если в статье «Расходы на мерчандайзинг» мы говорим преимущественно об учете собственно торговой сети, то сейчас поговорим о конкретном поставщике, который хочет, чтобы его товар попал в эту сеть.

Практика выработала такие виды «входных» платежей: за вход поставщика в сеть и за вход товара в сеть или магазин. Эти платежи могут применять как одновременно, так и отдельно или в комбинациях.

Размер платежей также варьируется и в зависимости от имени поставщика, и в зависимости от вида товара, и в зависимости от сети, в которой он будет лежать.

Что касается периодичности осуществления, то платеж за вход поставщика — разовый, а за вход товара в сеть может быть как разовым, так и периодическим.

Цель таких платежей — отфильтровать поставщиков, которые не готовы обеспечивать качество продукции, бесперебойность и ритмичность поставок. Такая плата является доказательством серьезности намерений контрагента и его заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве.

По сути плата за вход поставщика в сеть — это плата за право заключать договоры поставки с этой сетью. А платеж за вход товара в сеть/отдельный магазин — за право поставлять именно этот товар. То есть это своеобразные услуги (предоставление привилегированных прав), которые сеть предоставляет поставщикам. Как правило, условия их осуществления прописывает сеть, а поставщик принимает эти условия, как это происходит с договором присоединения (ст. 634 ГКУ).

Бухгалтерский учет

В результате осуществления любого из «входных» платежей поставщик получает определенные права (привилегии). Если срок договора превышает 1 год, такие права (привилегии), на первый взгляд, можно считать прочими нематериальными активами. Ведь согласно п. 5 НП(С)БУ 8 нематериальные активы включают право на осуществление деятельности, использование экономических и других привилегий и тому подобное.

В то же время в п. 9 НП(С)БУ 8 прямо сказано, что не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором были осуществлены, в том числе расходы на рекламу и продвижение продукции на рынке.

Любой из «входных» платежей, безусловно, является расходами, связанными с продвижением товара на рынке.

Поэтому такие платежи необходимо включать в расходы периода. Срок договора здесь никакого значения не имеет, поэтому объект НМА не формируем. Ведь по своему характеру все платежи — сбытовые (отражаются на счете 93 «Расходы на сбыт»).

Другое дело, если платеж дает возможность товара пролежать на полке длительный срок (например, если речь идет о стройматериалах или бытовой технике), тогда такой платеж можно распределить между месяцами, используя счет 39 «Расходы будущих периодов».

По нашему мнению, счет 39 применяется, только если речь идет о плате за размещение товара на конкретной полке и договором четко определен срок такого размещения.

Платежи за вход поставщика в сеть, за вход товара в данный магазин относим к прочим расходам на сбыт (абз. 13 п. 19 П(С)БУ 16).

Все понесенные «входные» расходы необходимо документально подтвердить. На практике супермаркет нередко отказывается выдавать любые подтверждающие документы.

В таком случае вполне подойдет и самостоятельно составленный поставщиком документ, содержащий обязательные реквизиты, определенные ст. 9 Закона о бухучете.

Налог на прибыль

Никаких разниц для вышеуказанных расходов разд. III НКУ не предусматривает.

Поэтому все «входные» платежи, отраженные в бухгалтерском учете поставщика, в полном объеме отразятся и в его налоговоприбыльном учете.

Поэтому все «входные» платежи попадут в расходы и уменьшат бухфинрезультат и, соответственно, налогооблагаемую прибыль как поставщика-«малодоходника», так и поставщика-«высокодоходника».

НДС

Согласно п.п. «а» п.п. 14.1.185 НКУ поставкой услуг, в частности, считается достижение договоренности воздерживаться от определенного действия либо от конкуренции с третьим лицом или предоставление разрешения на любое действие при условии заключения договора.

Очевидно, что любой из «входных» платежей можно считать предоставлением разрешения на действие. Так как платеж за вход в сеть позволяет делать деловые предложения о поставке супермаркету. Платеж за вход товара позволяет поставлять этот товар. Платеж за вход в магазин позволяет разместить товар, реализованный супермаркету, в определенном месте.

Следовательно, все перечисленные «входные» платежи в целях НДС-обложения являются платой за услуги. А поскольку местом поставки таких услуг является таможенная территория Украины, все они являются объектом обложения по ставке 20 %. Супермаркет на такие платежи должен составить НН. А поставщик, при ее наличии, имеет право на налоговый кредит.

Учет «входных» платежей у поставщика

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Осуществлена оплата за вход в сеть

371

311

48000

644/1

644/НДС

8000

2

Получено право заключать договоры поставки с сетью

93

685

40000

644/НДС

685

8000

3

Осуществлен зачет задолженностей

685

371

48000

4

Осуществлена оплата за вход товара

371

311

30000

644/1

644/НДС

5000

5

Получено право поставлять товар

93

685

25000

644/НДС

685

5000

6

Осуществлен зачет задолженностей

685

371

30000

7

Осуществлена доплата за полку

371

311

24000

644/1

644/НДС

4000

8

Получены зарегистрированные в ЕРНН налоговые накладные

641/НДС

644/1

17000

9

Начислена плата за полку (в конце месяца)

93

685

20000

644/НДС

685

4000

10

Осуществлен зачет задолженностей

685

371

24000

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше