«Сова! Открывай! Медведь пришел»
(из м/ф «Винни-Пух и день забот»)
Суть «входных» платежей
Уточним: предоставление доступа в сеть — это тоже один из элементов мерчандайзинга. Но если в статье «Расходы на мерчандайзинг» мы говорим преимущественно об учете собственно торговой сети, то сейчас поговорим о конкретном поставщике, который хочет, чтобы его товар попал в эту сеть.
Практика выработала такие виды «входных» платежей: за вход поставщика в сеть и за вход товара в сеть или магазин. Эти платежи могут применять как одновременно, так и отдельно или в комбинациях.
Размер платежей также варьируется и в зависимости от имени поставщика, и в зависимости от вида товара, и в зависимости от сети, в которой он будет лежать.
Что касается периодичности осуществления, то платеж за вход поставщика — разовый, а за вход товара в сеть может быть как разовым, так и периодическим.
Цель таких платежей — отфильтровать поставщиков, которые не готовы обеспечивать качество продукции, бесперебойность и ритмичность поставок. Такая плата является доказательством серьезности намерений контрагента и его заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве.
По сути плата за вход поставщика в сеть — это плата за право заключать договоры поставки с этой сетью. А платеж за вход товара в сеть/отдельный магазин — за право поставлять именно этот товар. То есть это своеобразные услуги (предоставление привилегированных прав), которые сеть предоставляет поставщикам. Как правило, условия их осуществления прописывает сеть, а поставщик принимает эти условия, как это происходит с договором присоединения (ст. 634 ГКУ).
Бухгалтерский учет
В результате осуществления любого из «входных» платежей поставщик получает определенные права (привилегии). Если срок договора превышает 1 год, такие права (привилегии), на первый взгляд, можно считать прочими нематериальными активами. Ведь согласно п. 5 НП(С)БУ 8 нематериальные активы включают право на осуществление деятельности, использование экономических и других привилегий и тому подобное.
В то же время в п. 9 НП(С)БУ 8 прямо сказано, что не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором были осуществлены, в том числе расходы на рекламу и продвижение продукции на рынке.
Любой из «входных» платежей, безусловно, является расходами, связанными с продвижением товара на рынке.
Поэтому такие платежи необходимо включать в расходы периода. Срок договора здесь никакого значения не имеет, поэтому объект НМА не формируем. Ведь по своему характеру все платежи — сбытовые (отражаются на счете 93 «Расходы на сбыт»).
Другое дело, если платеж дает возможность товара пролежать на полке длительный срок (например, если речь идет о стройматериалах или бытовой технике), тогда такой платеж можно распределить между месяцами, используя счет 39 «Расходы будущих периодов».
По нашему мнению, счет 39 применяется, только если речь идет о плате за размещение товара на конкретной полке и договором четко определен срок такого размещения.
Платежи за вход поставщика в сеть, за вход товара в данный магазин относим к прочим расходам на сбыт (абз. 13 п. 19 П(С)БУ 16).
Все понесенные «входные» расходы необходимо документально подтвердить. На практике супермаркет нередко отказывается выдавать любые подтверждающие документы.
В таком случае вполне подойдет и самостоятельно составленный поставщиком документ, содержащий обязательные реквизиты, определенные ст. 9 Закона о бухучете.
Налог на прибыль
Никаких разниц для вышеуказанных расходов разд. III НКУ не предусматривает.
Поэтому все «входные» платежи, отраженные в бухгалтерском учете поставщика, в полном объеме отразятся и в его налоговоприбыльном учете.
Поэтому все «входные» платежи попадут в расходы и уменьшат бухфинрезультат и, соответственно, налогооблагаемую прибыль как поставщика-«малодоходника», так и поставщика-«высокодоходника».
НДС
Согласно п.п. «а» п.п. 14.1.185 НКУ поставкой услуг, в частности, считается достижение договоренности воздерживаться от определенного действия либо от конкуренции с третьим лицом или предоставление разрешения на любое действие при условии заключения договора.
Очевидно, что любой из «входных» платежей можно считать предоставлением разрешения на действие. Так как платеж за вход в сеть позволяет делать деловые предложения о поставке супермаркету. Платеж за вход товара позволяет поставлять этот товар. Платеж за вход в магазин позволяет разместить товар, реализованный супермаркету, в определенном месте.
Следовательно, все перечисленные «входные» платежи в целях НДС-обложения являются платой за услуги. А поскольку местом поставки таких услуг является таможенная территория Украины, все они являются объектом обложения по ставке 20 %. Супермаркет на такие платежи должен составить НН. А поставщик, при ее наличии, имеет право на налоговый кредит.
Учет «входных» платежей у поставщика
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн | |
Дт | Кт | |||
1 | Осуществлена оплата за вход в сеть | 371 | 311 | 48000 |
644/1 | 644/НДС | 8000 | ||
2 | Получено право заключать договоры поставки с сетью | 93 | 685 | 40000 |
644/НДС | 685 | 8000 | ||
3 | Осуществлен зачет задолженностей | 685 | 371 | 48000 |
4 | Осуществлена оплата за вход товара | 371 | 311 | 30000 |
644/1 | 644/НДС | 5000 | ||
5 | Получено право поставлять товар | 93 | 685 | 25000 |
644/НДС | 685 | 5000 | ||
6 | Осуществлен зачет задолженностей | 685 | 371 | 30000 |
7 | Осуществлена доплата за полку | 371 | 311 | 24000 |
644/1 | 644/НДС | 4000 | ||
8 | Получены зарегистрированные в ЕРНН налоговые накладные | 641/НДС | 644/1 | 17000 |
9 | Начислена плата за полку (в конце месяца) | 93 | 685 | 20000 |
644/НДС | 685 | 4000 | ||
10 | Осуществлен зачет задолженностей | 685 | 371 | 24000 |