Темы статей
Выбрать темы

Расходы на мерчандайзинг

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Мерчандайзинг — это не просто отдельная категория расходов на продвижение товара. Это целая наука, которую используют торговые сети, чтобы стимулировать продажи. Давайте посмотрим, каким образом учитывать такие расходы!

Бухгалтерский учет

К инструментам мерчандайзинга относят: искусство выкладки товара в местах торговли; обеспечение ассортимента товара; организацию локальной рекламы (холодильники, дисплеи, стеллажи, тумбы, выставочные стойки, рекламные стенды, буклеты и др.); анализ показателей продаж; инструктаж продавцов.

Увеличение общего объема продаж — интерес магазина. Расходы на эти цели несет магазин или другая торговая точка. В этой статье будем говорить именно о таких расходах.

Иногда оплата мерчандайзинговых услуг является одним из обязательных платежей для поставщика, который желает продавать свой товар в сети. Для сети услуги тогда являются источником дохода. Ведь в таком случае магазин, так сказать, сдает свои торговые площади или полки в аренду поставщикам (см. пример в статье «Плата за вход в торговую сеть»).

Согласно п. 19 П(С)БУ 16 расходы на сбыт включают в том числе расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг). А мерчандайзинг — это направление маркетинга, поэтому расходы на него учитывают на счете 93 «Расходы на сбыт».

Допустим, торговое предприятие заплатило мерчандайзинговому агентству за анализ эффективности локальной рекламы. В таком случае расходы на мерчандайзинг оформляются проводкой Дт 93 — Кт 631.

А если мерчандайзинг проводится торговой сетью самостоятельно для самой себя? Например, супермаркет собственными силами проводит маркетинговое исследование, результатами которого является схема оптимального размещения разных видов товаров в торговом зале. Тогда расходы на мерчандайзинг отображаются проводками Дт 93 — Кт 20, 22, 65, 66.

Налог на прибыль

Мерчандайзинг можно отнести к маркетинговым услугам. Налоговое определение этого термина (п.п. 14.1.108 НКУ) включает услуги, которые обеспечивают стимулирование сбыта продукции, политику цен, организацию и управление движения продукции к потребителю и послепродажное обслуживание потребителя в рамках хозяйственной деятельности плательщика. К маркетинговым услугам относятся также услуги по размещению продукции налогоплательщика в местах продажи.

Никаких корректировок в связи расходами на мерчандайзинг разд. III НКУ не предусматривает. Поэтому все расходы на мерчандайзинг, отраженные в бухгалтерском учете предприятия, уменьшат и его прибыльный объект обложения.

Единственное исключение из этого правила — это если вы приобретаете мерчандайзинговые услуги у нерезидента, зарегистрированного в низконалоговой стране. То есть в стране, которая находится в Перечне № 1045.

Тогда высокодоходник должен осуществить корректировку, предусмотренную п.п. 140.5.4 НКУ. То есть увеличить свой бухучетный финрезультат на сумму, которая равняется 30 % суммы услуг по мерчандайзингу, приобретенных у низконалогового нерезидента.

В приложении РІ сумму такой корректировки нужно отразить в строке 3.1.6.1. Определять эту разницу нужно исключительно по итогам года, в котором состоялось приобретение услуги у низконалогового нерезидента.

НДС

Мерчандайзинговые услуги, безусловно, являются объектом обложения НДС. Конечно же, при условии, что их поставщик зарегистрирован на таможенной территории Украины (п.п. «б» п. 185.1, п. 186.4 НКУ). Поэтому при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной сумму НДС в составе стоимости приобретенных услуг можно включать в налоговый кредит.

Будут ли при приобретении налоговокредитных мерчандайзинговых услуг компенсирующие налоговые обязательства согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ? По нашему мнению, нет.

Приобретение таких услуг напрямую связано с хоздеятельностью и призвано стимулировать сбыт продукции.

Для дополнительной определенности советуем в приказе на проведение мерчандайзинговых мероприятий определять его конкретную хозяйственную цель — повышение объемов продажи товаров.

Аналогичную позицию имеет Верховный Суд. По его мнению, хозяйственный характер мерчандайзинговых услуг подтверждают договоры с указанием конкретных видов услуг, сроков их выполнения, места выполнения, цели их предоставления, план мероприятий по распространению определенного вида продукции и т. п.

Также весьма желательно подтвердить, что эти услуги фактически получены. Например, актом или отчетом, в котором изложены перечень и результаты полученных услуг, место и дата их предоставления, а также указано, в чем выражен результат мерчандайзинга (см. постановления ВС от 05.03.2021 г. по делу № 826/23914/15 и от 03.06.2021 г. по делу № 826/23215/15*). Итак, учтите эти рекомендации.

* См.: reyestr.court.gov.ua/Review/95365867, reyestr.court.gov.ua/Review/97393590

Мерчандайзинг со ссудой?!

Допустим, вы заказали услуги по мерчандайзингу и для предоставления вам этих услуг передаете исполнителю во временное пользование какие-то свои необоротные активы (например, оборудование, стенды или полки).

Налоговики признают, что собственно операция по передаче актива поставкой не является. А вот заказчик мерчандайзинговых услуг якобы предоставляет свои активы исполнителю в бесплатную ссуду. То есть оказывает бесплатную услугу и потому должен начислить НДС согласно правилу минбазы (п. 188.1 НКУ). Такой вывод фискалы делают в письме ГФСУ от 07.12.2018 г. № 5162/6/99-99-15-03-02-15/ІПК (ср. ).

По нашему мнению, оснований для такого вывода нет. Если заказчик согласно договору передает исполнителю свои активы для мерчандайзинга, это просто предоставление услуг с применением материалов заказчика. Что-то наподобие ст. 840 ГКУ, только не для работ, а для услуг. Если же заказчик арендует площадь в торговой сети (см. «Плата за вход в торговую сеть»), то о передаче активов исполнителю вообще речь не идет.

Пример. Предприятие (супермаркет) заключило договор предоставления услуг мерчандайзинга. Стоимость услуг — 42000 грн (в том числе НДС — 7000 грн). Осуществлена предоплата в размере 50 %. Остальные 50 % уплачены после подписания акта оказанных услуг.

Мерчандайзинговые услуги в учете торговой сети

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Осуществлена предоплата за услуги мерчандайзинга

371

311

21000

644/1

644/НДС

3500

2

Получена зарегистрированная в ЕРНН налоговая накладная

641/НДС

644/1

3500

3

Подписан акт оказанных услуг мерчандайзинга

93

631

35000

644/НДС

631

3500

644/1

631

3500

4

Осуществлен зачет задолженностей

631

371

21000

5

Получена зарегистрированная в ЕРНН налоговая накладная на 50 % постоплаты

641/НДС

644/1

3500

6

Уплачены остальные 50 % стоимости услуг

631

311

21000

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше