Темы статей
Выбрать темы

«Воздушные» остатки горючего

Павленко Алексей, налоговый эксперт
К нам обратился читатель со следующим вопросом. Его фирма занимается оптовой продажей горючего и зарегистрирована плательщиком акциза по реализации горючего. При импорте горючего таможенники им постоянно «докручивают» объемы горючего в литрах, чтобы содрать побольше акциза, который уплачивается согласно ввозной таможенной декларации (ТД). Поэтому после продажи горючего у фирмы постоянно остаются в СЭАРГ* «воздушные» излишки (остатки) в литрах. Бухучет горючего ведется в кг, и в этой единице в бухучете все выходит «в ноль». Читателя интересует, что делать с этими несуществующими остатками в СЭАРГ. Давайте подумаем вместе.

* Система электронного администрирования реализации топлива (и спирта этилового). Полная аббревиатура, которую «эксплуатируют» налоговики, — СЭАРГ и СЭ. Мы же в рамках этой статьи ее будем употреблять сокращенно — СЭАРГ.

Корень зла, единицы учета

Вопрос таких разниц в учете может возникать не у обычных оптовых торговцев, а только у тех, кто импортирует горючее. Ведь такая проблема появляется преимущественно из-за фискальности таможенников, поскольку согласно оформленной ТД в СЭАРГ по соответствующим кодам УКТ ВЭД на фирму заводятся в литрах завышенные объемы импортированного горючего**...

** Теоретически такая проблема могла бы также возникнуть, если бы фирма занижала в литрах объемы этого горючего при его реализации (из-за ошибочного пересчета), но это был бы нонсенс.

Напомним нюансы учета горючего, чтобы понять, почему корень зла возникает именно на таможне и есть ли пути решения проблемы.

Причина проблемы завязана на учете горючего, который для акцизных целей ведется не на вес, а на объем. Пунктом 232.1 НКУ единицей учета объемов для горючего в СЭАРГ установлены литры, приведенные к температуре 15 °C. При этом отпущенные литры в местах розничной торговли горючим для целей раздела V НКУ считаются литрами, приведенными к температуре 15 °C. Но оптовых торговцев это не касается, почему — поймете далее.

Эта норма показывает, что такие единицы учета для горючего должны использоваться в первичных бухгалтерских документах, акцизных накладных (АН)/расчетах корректировки (РК) к АН, декларации по акцизному налогу.

Выскажемся по поводу этой нормы. Тот факт, что такие единицы учета, как литры, приведенные к температуре 15 °C, должны использоваться в первичных бухгалтерских документах, вовсе не означает, что и бухгалтерский учет операций с горючим оптовой фирме тоже необходимо вести в такой же единице или в литрах по фактической температуре.

Напротив — согласно Инструкции № 281*** (см. п.п. 4.2.1) учет нефти и нефтепродуктов на НПЗ, предприятиях по обеспечению нефтепродуктами, предприятиях нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта, наливных пунктах ведется в единицах массы, а на АЗС — в единицах объема (об АЗС см. также п. 10.1 Инструкции № 281).

*** Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155.

Исходя из этого подпункта специального норматива фирма — оптовый торговец горючим должна вести бухучет нефтепродуктов в единицах массы (обычно его ведут в кг). Полагаем, именно поэтому (а также, видимо, для целей контроля за правильностью пересчета массы горючего в литры, приведенные к 15 °C) нормотворцы показатели объема реализованного горючего в АН и РК предписали отражать не только в приведенных к 15 °C литрах, но также и в кг.

Перевод массы горючего в литры, а также приведение этих литров к температуре 15 °C осуществляются с учетом норм Инструкции № 281 и ДСТУ ГОСТ 8.599:2016 (ГОСТ 8.599-2010, IDT) Метрологія. Густина світлих нафтопродуктів. Таблиці перерахунку густини до 15 °C та 20 °C і до умов вимірювання об’єму****. Когда перевод массы в объем рассчитан корректно, то объем на входе (на таможне) и на выходе (при реализации фирмой горючего покупателям) должен быть одинаковым. Ведь он не зависит от температуры воздуха, так как приведен к усредненным 15 °C. То есть после распродажи всего ввезенного горючего «воздушных» остатков в СЭАРГ в литрах, приведенных к температуре 15 °C (как и в кг, в которых ведется бухучет), у фирмы возникать не должно. Но они возникают! И тут причина в искусственно завышенном таможенниками коэффициенте перевода массы горючего в 15-градусный объем. Ведь при отпуске покупателям фирма применяет уже другой (реальный) коэффициент. И именно реальные объемы (и массу) отпущенного горючего фирма указывает в АН, составляемых на покупателей.

**** Принятый (подтвержденный) приказом ГП «УНИ и УЦ проблем стандартизации, сертификации и качества» от 02.08.2016 г. № 223.

Есть ли выход?

Теперь изложим некоторые варианты, хотя не видим ни одного идеального. Разве что заставить таможенников сделать пересчет и корректировку объемов импортного горючего и суммы акциза по конкретным ТД. Но в наших реалиях это — из области фантастики ☹.

Пусть висят! Можно просто плюнуть на эти «воздушные» остатки: пусть себе висят... Но таможенники такую «козью морду» делают фирме регулярно, и проблему желательно решать.

Кстати, вариант «пусть висят» подойдет разве что когда фирма не имеет стационарных акцизных складов — ведет торговлю транзитом/передвижными акцизными складами. Ведь если у фирмы склады не передвижные и имеют резервуары, то согласно Справке***** о движении и остатках горючего, которую собственники акцизных складов должны подавать ежедневно, такие расхождения фискалы быстро обнаружат! Поэтому если есть стационарные емкости, можно навлечь фактическую проверку. Ведь возможное расхождение между фактическими данными Справок и остатками горючего в СЭАРГ не может составлять более 2 % объема конкретного резервуара (для газа — не более 5 %)!..

***** Справка о сводных за сутки итоговых учетных данных относительно объемов оборота (получения/отпуска) и остатков горючего на акцизном складе горючего, утвержденная приказом Минфина от 27.11.2018 г. № 944.

Варианты списания. Поэтому лучше от этих «остатков» избавиться. Чтобы они не мозолили налоговикам глаза и не вызывали у них лишних вопросов. Зачем нарываться на фактическую проверку, кто знает, что там фискалы нароют?..

Возможные варианты списать эти остатки в налоговом учете (а в бухучете у фирмы все в порядке, поскольку он ведется в кг): на собственные нужды или в пределах естественной убыли (по сводной АН); еще каким-то образом.

Конечно, все эти варианты — фикция, поскольку этих остатков у фирмы фактически нет. А делается такое списание только с одной целью — чтобы эти остатки убрать из СЭАРГ.

Как вариант на будущее: можно переложить эту проблему на покупателей, применяя при отпуске им горючего «таможенный» (завышенный) коэффициент перевода массы в объем и тем самым передавая лишние объемы «в наследство» покупателям. Но без согласия покупателей этого лучше не делать. Да и если налоговики проверят пересчет в литры на момент отпуска горючего покупателям, то факт списания на покупателей «воздуха» может всплыть на поверхность.

Изменение единицы учета. Можно попробовать фирме (в нарушение Инструкции № 281) перейти на ведение бухучета в литрах, приведенных к 15 °C. Однако такой вариант тоже не слишком исправит ситуацию. И хотя тогда и в бухучете, и в СЭАРГ будут висеть одинаковые «воздушные» остатки, но фактически их в наличии не будет. То есть ежедневные складские Справки все равно засветят эту проблему налоговикам.

Итог: хотя все эти варианты не очень корректны, думаем, особо негативных последствий для фирмы они не вызовут. Ну признают фискалы списание остатков незаконным и заставят восстановить их, ну и что? Акциз доначислить здесь не с чего, каких-то санкций за такое нарушение налогового учета тоже не предусмотрено. В общем, выбирайте сами меньшее из этих зол.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше