Темы статей
Выбрать темы

Учет офисного помещения по частям

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Особенность учета зданий, в том числе и офисных, состоит в том, что их можно квалифицировать как один объект, включающий все системы, так и как совокупность отдельных объектов. Что нужно для того, чтобы учитывать офис для целей бухгалтерского и налогового учета по частям? Можно ли разделить на отдельные объекты уже эксплуатируемое помещение офиса? Давайте разбираться.

Офисное помещение: варианты учета

Бухгалтерский учет. Ориентируясь на нормы п. 4 НП(С)БУ 7, предприятие может в бухучете квалифицировать и учитывать здание (помещение) офиса двумя вариантами:

Вариант 1. Как один объект ОС (включающий внутренние и внешние конструктивные элементы и системы жизнеобеспечения офиса). В таком случае объект ОС «Офис» зачисляют в группу 3 «Здания» и амортизируют в налоговом учете не менее 20 лет (п.п. 138.3.3 НКУ). Со стоимостным критерием в 20000 грн сравнивают общую стоимость всего объекта в целом (Дт 103 — Кт 151, 152). Расходы на улучшение/добавление конструктивных элементов будут увеличивать первоначальную стоимость одного объекта ОС «Офис».

Вариант 2. Как совокупность отдельных объектов ОС (разделив здание офиса и его «начинку» на несколько конструктивно обособленных объектов). Ведь каждая из частей объекта ОС, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), может в учетных целях признаваться отдельным объектом ОС (п. 4 НП(С)БУ 7). При этом если стоимость каждого компонента офиса в приходных документах на его приобретение (строительство) не выделена, то руководствуемся правилом (п. 9 НП(С)БУ 7), по которому первоначальную стоимость объекта ОС определяем распределением общей суммы пропорционально справедливой стоимости отдельного объекта ОС.

Например, отражать как отдельный объект можно системы вентиляции, системы освещения, сигнализационные системы, на том основании, что срок их службы намного короче срока службы самого здания. Отдельно можно учесть и солнечные батареи. В таком случае каждый отдельный объект в зависимости от функционального назначения и стоимости (критерия малоценности и критерия определения ОС из п.п. 14.1.138 НКУ — 20000 грн) учитывают в группе 3, 4, 6, 9 и даже 11 (Дт 103, 104, 106, 109 — Кт 151, 152 или Дт 112 — Кт 153). См. рисунок.

img 1

Предприятие имеет право самостоятельно выбрать один из этих вариантов для учета офиса. Причем даже если предприятие уже учитывает, скажем, объект ОС «Складское помещение» (также состоящее из конструктивных элементов и систем жизнеобеспечения) как один объект ОС, это не мешает ему признавать объект ОС «Офис» отдельными объектами. Правда, о возможности раздельного учета ОС следует упомянуть в учетной политике.

В общем, здесь все отдано на откуп предприятия. Однако не стоит забывать, что при этом объект ОС должен вписаться в определение, прописанное в п. 4 НП(С)БУ 7.

Налог на прибыль. Малодоходники в налоговом учете ориентируются на данные бухучета. А вот высокодоходники (с доходом более 40 млн грн за год) или малодоходники-добровольцы, принявшие решение корректировать финрезультат на разницы, должны учесть такие моменты:

1) при расчете налоговой амортизации ориентируются на бухправила, но при этом не учитывают суммы переоценки, не амортизируют непроизводственные ОС и их ремонты/улучшения, ОС, находящиеся на консервации, и МНМА;

2) амортизацию ОС начисляют любым бухметодом, ориентируясь на минимально допустимые сроки полезного использования (п.п. 138.3.3 НКУ).

И для юрлиц, считающих налоговые разницы, и для всех прочих предприятий в части быстрых расходов второй вариант — разделение на отдельные объекты — более привлекательный. Стоимость офиса можно быстрее самортизировать за счет разбивки на отдельные объекты ОС, имеющие более короткие сроки эксплуатации. Кроме того, стоимостный критерий некоторых отдельных объектов может не превысить 20000 грн, и тогда расходы по такой малоценке могут уменьшить объект обложения налогом на прибыль уже при вводе их в эксплуатацию.

Даже если ваш офис уже эксплуатируется как один объект ОС, ничего не мешает разделить его на разные части, имеющие разные сроки полезного использования.

Разделяем офис на отдельные объекты

Бухгалтерский учет. Из уже эксплуатируемого и амортизируемого как один объект ОС (здания офиса) можно отдельно выделить, например, систему освещения. И уже дальше учитывать и амортизировать офис (Дт 103) и систему освещения (осветительные приборы (Дт 106)) как отдельные объекты ОС.

Такое разделение по сути является формальным и не приводит к частичной ликвидации. То есть вся остаточная стоимость разделенного объекта войдет в первоначальную стоимость новых ОС (а если система освещения окажется меньше 20000 грн — в стоимость МНМА, который можно уже в следующем месяце списать в расходы). Хотя есть случаи, когда приходится все же применить и ликвидационный вариант (подробнее об этом см. «Налоги & бухучет», 2020, № 30, с. 16).

Как документируем? Разделительную операцию в учете отражают на основании бухгалтерской справки. Инвентарную карточку по объекту ОС «Офис» закрываем. А на новые разделенные объекты открывают новые инвентарные карточки «Офис» и «Система освещения».

Как распределяем остаточную стоимость офиса между частями? Если в приходных документах стоимость частей была выделена отдельно или объект делим на равноценные части, то сложностей с этим не возникнет. Если же из документов стоимость полученных в результате разделения частей не вытянешь и равноценными такие части не назовешь, то в таком случае

оценить выделяемую часть объекта придется самостоятельно расчетным путем, применяя профсуждение

Например, можно исходить из примерной доли выделяемого компонента в общей стоимости объекта ОС. Либо можно установить долю справедливой стоимости выделяемой части в общей справедливой стоимости объекта ОС.

При этом учтите: по выделенным объектам (1) определяют новые сроки полезного использования, (2) можно выбрать другой метод начисления амортизации (если для разных объектов предприятие применяет разные методы).

Считать амортизацию исходя из новых данных следует начиная с месяца, следующего за месяцем таких изменений (п. 26 Методрекомендаций № 561). То есть в месяце разделения сумма амортизации будет еще прежней (как по одному объекту).

Налоговый учет. У малодоходников в налоговом учете без каких-либо нюансов, они полностью ориентируются на данные бухучета. А вот высокодоходники (с доходом более 40 млн грн за год) или малодоходники-добровольцы, принявшие решение корректировать финрезультат на разницы, должны учесть следующее:

1) если в результате разделения объект переместился в другую группу, ориентируемся на минимальные сроки амортизации для такого выделенного объекта (п.п. 138.3.3 НКУ). Если же бухгалтерские и налоговые сроки разные, то считать амортизацию в налоговом учете согласно п.п. 138.3.3 НКУ нужно исходя из того срока, который больше: либо бухгалтерского, либо налогового минимально допустимого;

2) остаточную налоговую стоимость определяем по бухправилам (используя тот же принцип расчета (пропорцию), определенную при разделении стоимости в бухгалтерском учете);

3) налоговую амортизацию по разделенным ОС считаем по бухгалтерским правилам: с месяца, следующего за месяцем соответствующих изменений, исходя из нового срока полезного использования, нового метода амортизации, новой стоимости.

Безликвидационное разделение офиса на отдельные объекты к налоговым последствиям по НДС не приведет.

Рассмотрим учет разделения офиса на примере.

Пример. Из помещения офиса, учитываемого как один объект ОС группы 3, руководителем принято решение выделить отдельно систему освещения — осветительные приборы. Остаточная стоимость офиса на конец месяца, в котором принято решение провести разделение, — 250000 грн, износ — 300000 грн. Расчетная часть системы освещения составляет 50000 грн и выделяется в объект ОС группы 6 (порядок учета см. в табл. ниже).

Учет разделения офиса на компоненты

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Списана часть остаточной стоимости офиса в части выделяемой системы освещения (расчетно)

152/СО

103/О

50000

2

Списана остальная часть остаточной стоимости разделяемого офиса

152/О

103/О

200000

3

Списан износ разделяемого офиса

131

103/О

300000

4

Передана в эксплуатацию система освещения

106

152/СО

50000

5

Передано в эксплуатацию здание офиса без системы освещения

103

152/О

200000

выводы

  • Здание офиса можно учитывать или как один объект ОС, или как совокупность отдельных объектов ОС/МНМА.
  • Учетно разделить на несколько объектов здание офиса можно и в процессе его эксплуатации.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше