Темы статей
Выбрать темы

Эконалог: специфические ситуации

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Вот и закончился еще один квартал 2021 года. А потому субъектам хозяйствования нужно закатать рукава и браться за заполнение очередной порции квартальной отчетности. Чтобы вам было проще отчитаться по эконалогу, дальше поговорим о том, на что следует обратить внимание при подаче отчетности за ІІІ квартал.

О том, кто является плательщиком эконалога, и об общих правилах его взимания знают все, поэтому об этом говорить сегодня не будем. Обратим внимание на особые ситуации, при осуществлении которых достаточно часто возникают вопросы по поводу необходимости и правильности расчета эконалога.

Налог за котел

О том, что субъекты хозяйствования, использующие в своей деятельности стационарные источники загрязнения (например, газовые котлы, котельные и т. п.), должны уплачивать эконалог, понятно всем. Это следует делать независимо от того, имеет ли субъект хозяйствования разрешение на выбросы загрязняющих веществ или не имеет (БЗ 117.04).

Достаточно часто у субъектов хозяйствования, использующих стационарные источники загрязнения (обычно речь идет о бытовых газовых или твердотопливных котлах) без получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ, возникает вопрос: как рассчитать размер эконалога? А все из-за того, что часть исходных данных для расчета эконалога (перечень загрязняющих веществ, которые выбрасывает в воздух стационарный источник загрязнения, и предельные объемы образования таких загрязняющих веществ) содержатся в таком разрешении.

На наш взгляд, чтобы рассчитать эконалог в этом случае, субъекту хозяйствования лучше получить такое разрешение. Если же стоимость разрешения дороже, чем размер эконалога, то можно воспользоваться для расчета статистическими данными об объеме образования загрязняющих веществ при сгорании топлива, которое используется в котле. Подробно о том, где взять такие показатели и как применять их для расчета, читайте в «Налоги & бухучет», 2020, № 74, с. 11.

Заметим! Отчитываться по эконалогу следует ежеквартально в общие квартальные сроки, то есть в течение 40 календарных дней после окончания квартала (за ІІІ квартал 2021 года декларацию следует подать не позднее 09.11.2021 г.). Уплатить же задекларированные суммы следует в течение 10 дней после окончания предельного срока подачи декларации (за ІІІ квартал 2021 года это следует сделать не позднее 19.11.2021 г.).

Бочка — источник загрязнения

На сегодня, чтобы хранить горючее на своей собственной территории, субъекту хозяйствования следует получить лицензию на хранение горючего.

Учитывая это, налоговики начали требовать от лиц, имеющих лицензию на хранение или реализацию горючего, чтобы они платили эконалог. Аргументируют они это тем, что бочка, в которой хранится или из которой реализуется горючее, является стационарным источником загрязнения, поскольку она не изменяет пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (п.п. 14.1.230 НКУ).

При этом, когда речь идет о выбросах загрязняющих веществ, то, по мнению фискалов, они образуются не от использования горючего, которое хранится в бочке, а от того, что по естественным причинам горючее испаряется. Такие, по мнению фискалов, испарения попадают в воздух и загрязняют атмосферу, а потому все субъекты, хранящие горючее, должны уплачивать эконалог.

На наш взгляд, с таким своеволием фискалов можно попробовать побороться. Например, можно настаивать на том, что вы не платите эконалог, поскольку:

— не имеете никаких стационарных источников загрязнения, а потому и не получали спецразрешений на их эксплуатацию;

— ваши емкости с горючим абсолютно герметичны и не допускают испарения;

— ни счетчики-расходомеры, ни фактическая инвентаризация не подтверждают потерь горючего от испарения, поэтому нет оснований отражать такие потери в бухучете и нельзя говорить об осуществлении выбросов в атмосферу.

Те же субъекты, которые бороться с фискалами не хотят, могут согласиться с их выводами и попробовать начислить эконалог при испарении горючего. Проблема только с тем, где взять объем выбросов загрязняющих веществ для расчета налога. Разрешений на выбросы в виде испарения горючего из бочек точно никто не получает.

Советуем самостоятельно поискать информацию о выбросах от испарения, в том числе на пространствах Интернета. И опираясь на эти приблизительные подсчеты, рассчитывать налог исходя из среднедневного объема хранения горючего. Скажем честно: объем выбросов будет такой маленький, что за квартал, если вам и придется уплатить, то достаточно мизерную сумму эконалога.

Пытаться привлекать специалистов для определения размера выбросов из бочки не следует. Заплатите им намного больше, чем может выйти налога. Пусть лучше попробуют сделать расчеты сами налоговики…

Аренда источника загрязнения

Достаточно много вопросов у субъектов хозяйствования возникает в случае аренды или самого стационарного источника загрязнения, или помещения, которое связано с таким стационарным источником загрязнения (например, офиса, отапливаемого автономной системой отопления).

Так вот, в случае, когда речь идет об аренде самого источника загрязнения, плательщиком эконалога будет именно арендатор стационарного источника загрязнения. Дело в том, что именно он в данном случае будет использовать стационарный источник и выбрасывать в атмосферу загрязняющие вещества. С этим соглашаются и фискалы в категории 117.01 БЗ.

Следовательно, если собственник стационарного источника загрязнения передал его в середине года (например, в ІІІ квартале 2021 года) в аренду, то

начислять эконалог собственник такого объекта в текущем году будет в последний раз за период (квартал), в котором он передал такой источник в пользование (т. е. за ІІІ квартал)

Что касается предоставления декларации после передачи в аренду стационарного источника, то поскольку экодекларация составляется без нарастающего итога, есть все основания не подавать такую декларацию, опираясь на п. 49.2 НКУ. В нем идет речь о том, что подавать декларации плательщик обязан только за тот отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или имеются показатели, подлежащие декларированию. Если же источник передан в аренду, то данные для декларирования отсутствуют, а значит, и отчитываться не следует.

В то же время фискалы (БЗ 117.05) считают, что если в начале года юрлицо отчитывалось по эконалогу, то после передачи стационарного источника загрязнения в аренду отчитываться следует все равно до конца года. А потом если у арендодателя объекта налогообложения (стационарного источника) с начала следующего года не будет (он будет находиться в аренде), то от подачи декларации можно освободиться. Для этого следует в соответствии с п. 250.9 НКУ подать заявление об отсутствии объекта обложения эконалогом. Такое заявление подают до предельной даты подачи отчетности за І квартал определенного года.

Позицию фискалов поддерживают и суды (см. постановление ВС от 02.04.2019 г. по делу № 810/1720/16* // «Налоги & бухучет», 2019, № 44, с. 19). Поэтому спорить с выводами фискалов —дело напрасное. А значит, чтобы не нарваться на штраф за неподачу декларации, придется плательщику эконалога, у которого посреди года исчез объект налогообложения, подавать нулевые декларации до конца года.

* reyestr.court.gov.ua/Review/80900122

Аренда помещения

Другое дело, когда субъект хозяйствования арендует помещение, отапливаемое бытовым котлом. В таком случае арендатор сам не использует стационарный источник загрязнения (котел), а потому эконалог должен платить арендодатель (БЗ 117.01).

Исключение налоговики делают только для случая, когда арендодателем и собственником автономной системы отопления (котла), используемой для отопления здания, в котором взято в аренду помещение, является физлицо. В этом случае, по мнению фискалов,

арендатор будет плательщиком эконалога, если он заключил договоры на приобретение (поставку) топлива для автономных систем отопления (котлов) арендованных зданий

Такой подход фискалов противоречит нормам НКУ. Потому что, чтобы быть плательщиком, следует осуществлять выбросы загрязняющих веществ с помощью котла. Если же котлом управляет и владеет не арендатор, а кто-то другой (арендодатель), то именно он и должен быть плательщиком эконалога. А тот факт, что физлица-граждане не являются плательщиками эконалога, не переводит на арендатора обязанность уплачивать за кого-то такой налог.

Во избежание проблем с налоговой советуем не приобретать для физлиц-арендодателей топливо, а просто компенсировать им в составе арендной платы затраты на отопление.

Котел работает не целый год

Если для предприятия единственным источником загрязнения является бытовой котел, который оно использует для подогрева помещения, то возникает закономерный вопрос: следует ли отчитываться за те периоды, когда котел на протяжении года не использовался (не в отопительный сезон)?

Фискалы считают (БЗ 117.05), что плательщик, осуществлявший исчисление эконалога в отчетном году (например, в І квартале), обязан за отчетные периоды (кварталы) года, в котором отсутствует объект исчисления эконалога (обычно это ІІ и ІІІ кварталы, когда котел не используют для обогрева помещений), подать нулевую декларацию по эконалогу с соответствующими приложениями.

С этим выводом фискалов можно спорить. Аргументы те же, что и в случае передачи источника загрязнения в аренду, то есть п. 49.2 НКУ (см. выше). Но вряд ли фискалы согласятся с таким выводом. А учитывая, что и суды сейчас на их стороне, советуем подать за кварталы, когда котел не работает (ІІ и ІІІ кварталы), пустую декларацию и спать спокойно.

Выбросы СО2

Общие правила. Те субъекты хозяйствования, которые эксплуатируют стационарные источники загрязнения, знают, что за выбросы СО2 они будут платить эконалог, только после того как объем осуществленных выбросов в атмосферу СО2 превысит 500 т за год (п. 240.7 НКУ).

Чтобы осуществить такой объем выбросов, по подсчетам фискалов, следует употребить (сжечь) энергетическими установками 260 тыс. куб м природного газа или 170 т дизельного топлива или 260 т угля. Если объем потребления топлива за год у вас меньше, то за СО2 уплачивать эконалог вам не следует. А вот за все другие виды загрязняющих веществ, которые образуются при эксплуатации котла, уплачивать эконалог придется.

Считая объем выбросов СО2, стоит помнить, что в расчет 500-тонного предела следует брать выбросы двуокиси углерода суммарно всеми стационарными источниками загрязнения, принадлежащими юрлицу, в том числе и выбросы, осуществленные стационарными источниками загрязнения, которые находятся в филиалах, отделениях и других обособленных подразделениях. Дело в том, что отделение юрлица плательщиком эконалога не является. Плательщиком может быть только юрлицо.

Поэтому юрлицам, которые по подсчетам (например, по итогам работы за 9 месяцев) установили, что объем выбросов двуокиси углерода превысил 500 т, должны начинать уплачивать эконалог и за выбросы этого загрязняющего вещества с периода превышения предельной границы. При этом рассчитывая налоговые обязательства за выбросы СО2, помните: база обложения эконалогом за выбросы двуокиси углерода по результатам налогового (отчетного) года уменьшается на объем таких выбросов в размере 500 т за год (п. 242.4 НКУ). Следовательно,

уплачивать эконалог за выбросы двуокиси углерода следует только за объем выбросов, превышающий 500 т

Заполнение отчетности. Считать эконалог за выбросы СО2 следует в отдельном приложении 1 к декларации, а не вместе с другими загрязняющими веществами. Поэтому возникает вопрос: как начислить эконалог за выбросы СО2, если у субъекта несколько стационарных источников?

Порядок отчетности в этом случае разъяснили фискалы в категории 117.05 БЗ. В ней они заявили: для того, чтобы отчитаться за выбросы СО2 несколькими источниками загрязнения, юрлицо должно подать по каждому стационарному источнику загрязнения в контролирующий орган по его местонахождению Налоговую декларацию экологического налога и два приложения 1 к ней:

1) в одном приложении 1 следует начислить налог в части выбросов двуокиси углерода. В нем следует отразить:

— в том квартале, в котором объем выбросов впервые за текущий год превысил 500 т, — объем выбросов двуокиси углерода, который превышает предельный объем таких выбросов (т. е. объемы свыше 500 т);

— в следующих — фактический объем выбросов двуокиси углерода за определенный период (квартал).

При этом распределение превышенного объема выбросов двуокиси углерода за первый период, в котором объем выбросов за год превысил 500 т, осуществляется плательщиком эконалога самостоятельно. Принцип распределения указанного объема выбросов между стационарными источниками загрязнения юрлицо определяет самостоятельно и фиксирует в распорядительном документе;

2) в другом приложении 1 следует начислить эконалог в части объемов выбросов других загрязняющих веществ (за исключением СО2).

К сведению! Если юрлицо имеет несколько стационарных источников загрязнения в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (разные коды согласно КОАТУУ), которые обслуживаются одной налоговой, то начислить эконалог за выбросы СО2 всеми стационарными источниками загрязнения следует в одном приложении 1. При этом фискалы советуют в поле 6 Декларации «Дополнения к Налоговой декларации по произвольной форме» отдельными строками привести информацию о фактических выбросах двуокиси углерода соответствующими источниками загрязнения (по каждому коду КОАТУУ) с начала года (в том числе за отчетный квартал).

Эконалог за другие выбросы (за исключением двуокиси углерода), совершенные несколькими стационарными источниками, считают в отдельном приложении по каждому коду КОАТУУ.

Код КОАТУУ. Проблемы могут возникнуть с заполнением в декларации по эконалогу и приложений к ней такого реквизита, как код КОАТУУ. Дело в том, что на сегодня налоговики рекомендуют заполнять этот реквизит в декларации по эконалогу по-особому, а не опираясь на подсказки, приведенные в декларации по эконалогу и приложениях к ней.

А именно, на их взгляд (БЗ 117.05), следует указать в:

— в ряд. 7 стр. 2 декларации — код КОАТУУ по местонахождению контролирующего органа, в которой предприятие находится на учете как плательщик эконалога;

— в ряд. 3.1 стр. 3 приложения 1 к декларации — код населенного пункта — административного центра территориальной громады согласно КОАТУУ, в которую входит населенный пункт, в котором находится объект налогообложения (т. е. источник загрязнения), а не код территориальной громады, где находятся фискалы (как того требует приложение к декларации);

— в ряд. 3.2 стр. 3 приложения 1 к декларации — код КОАТУУ населенного пункта по месту размещения стационарных источников загрязнения.

При этом налоговики акцентируют внимание: в отчетности по эконалогу следует указывать коды КОАТУУ, а не коды из Кодификатора, утвержденного приказом Минрегиона от 26.11.2020 г. № 290 (ср. ).

Подробно о кодах КОАТУУ в отчетности — в «Налоги & бухучет», 2021, № 41, с. 6 и № 15, с. 30.

Люминесцентные лампы и аккумуляторы

Если у предприятия образуются опасные отходы (люминесцентные лампы или аккумуляторы) в ІІІ квартале 2021 года, то у многих может возникнуть вопрос: следует ли им платить эконалог за такие отходы?

На наш взгляд, уплачивать эконалог в этом случае обычному предприятию не следует.

Его за образование отходов уплачивают только те юрлица, которые осуществляют размещение отходов, то есть постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов (п.п. 14.1.223 НКУ).

Обычное предприятие максимум, что делает, так это временно хранит опасные отходы (отработанные люминесцентные лампы, аккумуляторы и т. п.) на своем предприятии до момента передачи их на утилизацию. А потому и платить эконалог оно не должно.

Налоговики на сегодня полностью согласны с таким выводом. Хотя они и выдвигают одно дополнительное условие (БЗ 117.01 и 117.04). На их взгляд, освобождение действует при условии наличия договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. п.), в котором определяются сроки передачи отходов на утилизацию и захоронение.

Такого требования в НКУ не существует. Но поскольку без договора избавиться от опасных отходов (передать на утилизацию) не получится, то выполнить это условие будет не сложно.

выводы

  • Если вы эксплуатируете бытовой котел без разрешения на выбросы, то эконалог следует рассчитывать самостоятельно, опираясь на статистические данные по выбросу при сожжении топлива.
  • При аренде стационарного источника загрязнения (например, котла) плательщиком эконалога будет арендатор стационарного источника загрязнения, который его эксплуатирует.
  • Если юрлицо в начале года (в I квартале) отчиталось по эконалогу, а затем временно прекратило использовать источник загрязнения (во II и III кварталах), то советуем подавать нулевую декларацию и за те периоды, в которых вы источник загрязнения в текущем году не использовали.
  • За выбросы СО2 эконалог начинают платить, только после того как объем осуществленных выбросов в атмосферу СО2 превысит 500 т в год.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше