Темы статей
Выбрать темы

Мораторий на проверки

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Законом Украины от 15.03.2022 № 2120-ХІ (вступил в силу 17.03.2022) законодатели подкорректировали мораторий на налоговые проверки на время действия военного положения, а также уточнили применение штрафных санкций при использовании РРО. Детально обо всех этих нововведениях поговорим далее.

Мораторий на проверки

Основы. Недавно Законом Украины от 03.03.2022 № 2118-IX были внесены изменения в НКУ. В соответствии с ними был установлен мораторий (то есть запрет) на проведение всех проверок налоговыми органами, а начатые проверки должны были быть остановлены (п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

И вот не успели все привыкнуть к мысли, что проверки во время военного положения налоговики проводить не будут, как законодатели изменили свое мнение.

Для этого они подкорректировали мораторий, который установлен п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

В соответствии с нововведениями на время действия военного положения налоговики имеют право проводить только:

— отдельные камеральные проверки;

— все фактические проверки.

Мораторий на проверки НЕ налоговых органов (например, органов государственного надзора (контроля) и рыночного надзора* остался неизмененным. То есть на время военного положения проверки относительно своевременности и полноты представления любых НЕналоговых отчетов или документов отчетного характера не будут проводиться.

* На это указывает и постановление КМУ от 13.03.2022 № 303 «О прекращении мер государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения».

Камералки. Под мораторий не попадают камеральные проверки лишь относительно проверки НДС-деклараций или уточняющих расчетов, в которых заявлено бюджетное возмещение по НДС на основе НН/РК, которые зарегистрированы в ЕРНН, и таможенных деклараций.

При этом из-под камеральной проверки выпадает проверка бюджетного возмещения по операциям со спиртом этиловым и другими спиртовыми дистиллятами, алкогольными напитками, пивом, табачными изделиями, табаком и промышленными заменителями табака, сигаретами и папиросами, сигариллами, а также жидкостями, которые используются в электронных сигаретах. При заявлении к бюджетному возмещению НДС, связанного с поставкой таких товаров, камеральные проверки отчетности не проводятся.

Такие камеральные проверки могут быть проведены в течение 90 календарных дней, которые наступают за последним днем предельного срока представления НДС-деклараций, а если такие документы были предоставлены позже, — за днем их фактического представления.

Если же вы подали НДС-декларацию без бюджетного возмещения, или не НДС-отчетность, то по ним на время военного положения камеральные проверки проводиться не будут.

К сведению! Разрешение на проведение камеральных проверок деклараций по НДС говорит о том, что и в военное время предприятия могут получить бюджетное возмещение по НДС. Так как только в этом случае заявленная сумма к возмещению может стать согласованной.

В то же время стоит помнить! Как указано в п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, камеральной проверке подлежит только НДС-декларация, в которой заявлено бюджетное возмещение по зарегистрированным НН/РК. Если же вы сформировали налоговый кредит на основе первичных документов (так в период военного положения предписывает поступать п. 322 подразд. 2 разд. ХХ НКУ), то такие суммы к бюджетному возмещению заявлять не следует. Так как сформированное отрицательное значение по НДС не попадет под камеральную проверку, а следовательно, не будет подтверждено к бюджетному возмещению.

На то, что во время действия военного положения можно получить бюджетное возмещение, указали и законодатели путем внесения изменений в п. 69.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (ср. ).

Фактические проверки. Под обновленный мораторий на проверки вообще не попадают все фактические проверки. Все другие виды проверок, а именно документальные (плановые, внеплановые, выездные, невыездные и электронные) на время военного положения так и остались под запретом.

Обращаем внимание! После этих нововведений налоговики могут провести фактическую проверку любого налогоплательщика. При этом, чтобы субъекты хозяйствования во время действия военного положения не могли отбиться от таких проверок, сославшись на ковидный мораторий на проверки, определенный п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, законодатели приостановили действие ковидного моратория на время военного положения.

Кроме того, законодатели подкорректировали и сам ковидный мораторий, определенный п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Напомним, что во время ковидного моратория на проверки можно было проводить только фактические проверки учета, лицензирования, производства, хранения, транспортировки и обращения горючего, спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Внеся Законом № 2120 изменения в п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, законодатели дали добро и во время карантина проводить все фактические проверки (а не только отдельные).

Все другие ограничения на проверки, кроме проведения фактических проверок, которые были установлены п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, будут действовать после военного положения, пока не закончится карантин.

Следовательно, после этих изменений как во время военного положения, так и во время карантина (если он продолжит действовать после военного положения) налоговики смогут провести любую фактическую проверку.

Кроме того, хотелось бы заметить, что после 17 марта 2022 года налоговики должны также продолжить фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены из-за ковидного моратория на проверки.

Ответственность. Законодатели дали добро не только на осуществление отдельных камеральных проверок и всех фактических проверок, но и установили, что когда при проведении таких проверок (особенно это касается фактических) будут обнаружены нарушения законодательства, то от ответственности субъекты хозяйствования не освобождаются.

При этом от ответственности не спасет ни:

— мораторий на штрафы, установленный на время военного положения;

— мораторий на штрафы, установленный ковидным карантином;

п.п. 112.8.9 НКУ, освобождающий от финансовой ответственности за совершение налоговых правонарушений (действие или бездеятельность) в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

А значит, из этого следует, что во время действия военного положения налогоплательщиков даже при наличии моратория на штрафы могут наказать за нарушение законодательства, которое проверяют во время осуществления фактических проверок и камералок бюджетного возмещения.

Фактические проверки

Поскольку налоговики будут ходить на фактические проверки и карать за обнаруженные нарушения во время их осуществления, то нелишним будет вспомнить, что во время этих проверок проверяют соблюдение законодательства по вопросам:

— регулирования оборота наличности;

— порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций;

— ведения кассовых операций;

— наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров;

— соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

При этом с 17.03.2022 при осуществлении фактических проверок по поводу контроля за порядком осуществления расчетных операций (то есть, другими словами, использования РРО/ПРРО) будет осуществляться и проверка возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств (ЭПС). То есть во время фактических проверок будут проверять и порядок использования субъектами хозяйствования POS-терминалов.

Напомним, что на сегодня Закон о защите прав потребителей** говорит о том, что субъекты хозяйствования должны обеспечить покупателю/заказчику возможность рассчитаться за товары/работы/услуги ЭПС, если для такого субъекта хозяйствования законодательством установлена обязанность принимать ЭПС к оплате.

** Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 № 1023-ХII.

В свою очередь, постановление № 878*** обязывает принимать к оплате ЭПС всех субъектов хозяйствования, которые обязаны использовать РРО, кроме:

1) субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. лиц;

2) предприятий торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций);

3) заведений общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учеников и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий.

*** Постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 № 878.

А значит, из этого следует, что теперь налоговики могут прийти к плательщику налога и проверить, использует ли он POS-терминал. И если он этого не делает (а в военное время многие отказываются принимать к оплате платежные карточки), то такого субъекта можно привлечь к админответственности согласно ст. 16315 КоАП в размере от 100 до 200 нмдг (от 1700 до 3400 грн). За повторное нарушение лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за те же действия, штраф существенно выше — от 500 до 1000 нмдг (от 8500 до 17000 грн).

Штраф может налагаться на предпринимателя и должностных лиц лиц предприятий. Поэтому будьте внимательны.

РРО-штрафы

Освобождение от штрафов. Законом № 2118 еще 07.03.2022 были внесены изменения в Закон об РРО и установлено, что на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины не применяется ответственность за нарушение требований Закона об РРО (п. 12 разд. II Закона об РРО).

В то же время Законом № 2120 это освобождение было подретушировано. Так, с 17.03.2022 на время военного положения к субъектам хозяйствования будут применяться санкции за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

Учитывая это, а также тот факт, что в течение действия военного положения налоговики имеют право проводить фактические проверки и карать нарушителей, то за продажу подакцизных товаров без использования РРО всех торговцев подакцизными товарами могут наказать по всей строгости закона (то есть по ст. 17 Закона об РРО).

Режим офлайн. Закон № 2120 на время военного положения сделал еще одно послабление. Он разрешил проведение расчетных операций через ПРРО в режиме офлайн и использование зарезервированных фискальных номеров более 36 часов подряд и более чем 168 часов в течение календарного месяца. Норма достаточно хорошая. Но ее смогут использовать только те, кто не отказался от офлайн-режима на ПРРО.

Кроме того, Закон № 2120 дает право формировать номера для работы в офлайн-режиме на ПРРО самостоятельно самим ПРРО без получения такого диапазона номеров от налоговой.

Если вы работаете на классическом РРО, то никаких послаблений для работы на таком РРО не имеете. Так, без передачи на сервер налоговой контрольно-отчетной информации в течение 72 часов классический РРО будет заблокирован. Если это произойдет, то тогда остается проводить расчеты, используя расчетные квитанции (РК) и КУРО. В то же время воспользоваться РК и КУРО смогут только те, кто не отказался от ведения КУРО и РК.

Слава Украине!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше