Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Отчитываемся и платим налоги в период военного положения

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Апрель, 2022/№ 26
Печать
После 24.02.2022 многие субъекты хозяйствования по различным причинам не смогли выполнить возложенные на них НКУ обязанности, а именно задекларировать и уплатить налоги и сборы, зарегистрировать НН/РК и тому подобное. И потому на 12-й день войны (то есть с 7 марта 2022 года) впервые было введено немало послаблений по поводу выполнения плательщиками налогов возложенных на них обязанностей. С того времени эти послабления были еще не раз обновлены (в частности, была введена новая ставка для третьей группы ЕН, упрощен НДС-учет и тому подобное). Чтобы вы не запутались в этих нововведениях, сегодня подробно разберемся в них. И начнем с послаблений в отношении выполнения налоговых обязанностей (в частности отчетности и уплаты) налогов и сборов.

Общее освобождение

Какие бы финансовое положение и возможности не были у субъектов хозяйствования в мирное время, НКУ все ровно требует выполнять возложенные на них обязанности, в том числе и в отношении декларирования налоговых обязательств и уплаты налога в бюджет.

Другое дело когда речь идет о невыполнении налоговых обязанностей (неподаче декларации или неуплате налогов и сборов) в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). В п.п. 112.8.9 НКУ прямо сказано, что когда причиной налоговых правонарушений и нарушения другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговую (сюда же попадает и несвоевременное декларирование или уплата налога) является обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), то субъект освобождается от финансовой ответственности.

С 24.02.2022 и до окончания военного положения на всей территории Украины действуют чрезвычайные, неотвратимые обстоятельства, то есть форс-мажор. Это подтверждает и ТПП в письме от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1.

Следовательно,

невыполнение налогоплательщиком во время действия ВП возложенных на него НКУ обязанностей, в том числе несвоевременная уплата налогов или сборов и несвоевременная подача деклараций, должны пройти без финансовой ответственности

То есть даже общие нормы НКУ говорят, что если любой налогоплательщик несвоевременно уплатит налог, срок уплаты которого приходится на действие ВП, или не подаст декларацию, срок предоставления которой приходится на это время, то его фискалы к ответственности привлечь не должны.

В то же время, чтобы не было лишних вопросов по поводу того, накажут ли за невыполнение налоговых обязанностей плательщиков налога, законодатели еще на 12-й день войны внесли в НКУ отдельную норму, которая освобождает от ответственности плательщиков за невыполнение налоговых обязанностей на время именно действия ВП.

Такое освобождение от ответственности содержится в п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. В этой норме прямо говорится, что освобождение от ответственности получают те налогоплательщики, которые не имеют возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность (то есть обязанность, возложенную на них НКУ).

К сведению! Освобождение из п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ спасает только от штрафов, установленных НКУ за невыполнение обязанностей, определенных в НКУ. Поэтому получается, что когда за невыполнение НКУ-обязанности (например, за неподачу отчетности) светит админответственность, то п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ от нее не спасет. Радует то, что на время ВП п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ остановил течение всех сроков, определенных НКУ и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. То есть, получается, на время действия ВП нарушить сроки подачи отчетности или сроки уплаты налогов налогоплательщик просто физически не сможет. А потому и применить админответственность за несвоевременную уплату налогов или неподачу отчетности налоговики не смогут.

Дальше поговорим о правилах действия освобождения из п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

От чего освобождает спецнорма

В специальном п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ речь идет о том, что освобождение от ответственности на время ВП за невыполнение любых обязанностей, возложенных на плательщиков налогов НКУ, в частности за:

1) несвоевременную уплату налогов и сборов. При этом речь идет обо всех налогах и сборах, то есть и о:

общегосударственных налогах и сборах, а именно налоге на прибыль, НДФЛ, НДС, акцизном налоге, эконалоге, рентной плате и пошлине;

местных налогах и сборах, а именно налоге на имущество, едином налоге, сборе за места для парковки транспортных средств, туристическом сборе.

Следовательно,

в течение действия ВП плательщики налога освобождены от ответственности за несвоевременность уплаты в бюджет всех вышеперечисленных налогов и сборов.

2) несвоевременную подачу отчетности по любому налогу и сбору, в том числе и за несвоевременную подачу:

— предприятиями — плательщиками налога на прибыль, которые обнародуют финотчетность вместе с декларацией по налогу на прибыль финотчетности с аудиторским заключением;

— неприбыльными учреждениями и организациями — отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации;

— государственными, унитарными предприятиями, которые уплачивают госдивиденды — расчета части чистой прибыли (дохода) и тому подобное.

3) несвоевременную регистрацию НН/РК и АН/РК:

4) несвоевременную подачу данных об остатках и обороте горючего, спирта этилового и тому подобное.

Обратим внимание на несколько интересных моментов:

1. Это не исчерпывающий перечень обязанностей, от ответственности за невыполнение которых освобождены субъекты хозяйствования (например, подача заявления на обязательную регистрацию плательщиком НДС — это тоже налоговая обязанность, и за нарушение сроков штрафовать не должны).

2. Если обязанность установлена не НКУ, а другим законодательством, в том числе контроль за выполнением которого возложен на налоговиков, то этим освобождениям прикрыться не удастся. Например, этим освобождениям не закрыться от нарушения РРО-обязанности*, от ВЭД-пени, от несвоевременности подачи статотчетности**, от ЕСВ-ответственности*** и тому подобное.

* Хотя на время действия ВП РРО-штрафов также можно избежать. В соответствии с п. 12 разд. ІІ Закона об РРО временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушения требований Закона об РРО не применяются, кроме санкций за нарушения порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

** Хотя Законом № 2115 субъектам хозяйствования дано право без привлечения к админответственности подать статотчетность в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения.

*** Но от ЕСВ-штрафов субъектов хозяйствования защитит освобождение, которое появилось в Законе № 2464.

3. Это послабление только освобождает от предусмотренной НКУ ответственности. То есть вообще забывать о выполнении таких налоговых обязанностей не стоит.

4. Ответственности не будет, если эти налоговые обязанности будут исполнены плательщиками налога в течение шести месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине. Объясним это на примере, изображенном на рис. ниже.

Напомним, что в первой редакции п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ на выполнение не исполненных обязанностей отводилось три месяца после отмены или окончания ВП. Но потом законодатели Законом № 2142 увеличили этот срок.

img 1

Правила освобождения от штрафов во время ВП

То есть по сути законодатели перенесли сроки выполнения налоговых обязанностей на послевоенное время.

В то же время некоторые лица могут без штрафов выполнить возложенные на них НКУ-обязанности и позже, чем в течение 6 месяцев после ВП. Речь идет о налогоплательщиках, которые принимали непосредственное участие в военных действиях (по сути это ФЛП или граждане, которые мобилизованы или пошли добровольно воевать) и в связи с последствиями участия в военных действиях (например, ранение или по другим причинам) не смогли соблюсти сроки выполнения налоговых обязанностей, которые прописаны в п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (в течение 6 месяцев после ВП). Такие налогоплательщики могут выполнить без штрафов НКУ-обязанности (например, уплатить налог или подать отчетность) в течение одного месяца со дня окончания действия последствий, которые сделали невозможным выполнение таких обязанностей, например, в течение месяца со дня восстановления после ранения (п. 69.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Считать месяц придется со дня, указанного на документе, подтверждающем окончание действия случая, который не дал возможность выполнить НКУ-обязанность в 6-месячный срок после ВП (например, со дня выписки из больницы и тому подобное).

Кого касается освобождение

На наш взгляд, освобождение от выполнения налоговых обязанностей из п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ прописано так, что оно касается всех налогоплательщиков, которые не имеют возможности исполнить налоговые обязанности.

При этом нигде не уточнено, что это касается только тех плательщиков, которые находятся на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных Россией.

Если бы законодатели намеревались распространить действие освобождения от штрафов только на субъектов, которые находятся или ведут деятельность на таких территориях, то они бы прямо об этом указали.

Так, например, если законодатели намереваются освободить только налогоплательщиков с территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных рашистами, от платы за землю, налога на недвижимость, эконалога, то они об этом прямо указывают в норме, которая освобождает от уплаты таких налогов. Там они говорят, что перечень территорий, на которые распространяется освобождение от уплаты определенного налога, должен утвердить Кабмин.

В п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ такого уточнения нет. Поэтому, на наш взгляд,

такое освобождение должно касаться всех плательщиков налога, которые работают в Украине, то есть даже на территории, где не ведутся боевые действия

Главный фактор — это отсутствие возможности выполнить обязательство, а не то, в какой части Украины находится плательщик.

В то же время, как эта норма будет применяться на практике, сказать сложно. Конечно, тем субъектам хозяйствования, которые находятся на территории, где велись боевые действия, доказать отсутствие возможности исполнить обязанность, установленную НКУ, проблем не составит. А вот тем субъектам, которые находятся на другой территории Украины, справедливо позаботиться о подтверждении отсутствия возможности выполнить НКУ-обязанность. Впрочем, радует, что фискалы**** заявили, что нормами НКУ не предусмотрено предоставление контролирующему органу любых подтверждений в отношении невозможности, например, подачи налоговой декларации по НДС и уплаты налога в бюджет.

**** tax.gov.ua/media-tsentr/novini/578879.html

В то же время если у вас будут документально подтвержденные факты невозможности выполнения НКУ-обязанности, то доказать свою невиновность вам удастся без проблем.

Также хотелось бы обратить внимание: в п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ не уточняется, что следует понимать под отсутствием возможности своевременно исполнить свою налоговую обязанность.

На наш взгляд, сюда попадают любые причины, которые могут повлиять на невыполнение налоговой обязанности. То есть можно откреститься от штрафов за несвоевременную уплату или подачу отчетности, опираясь на объективные или субъективные причины.

К объективные причин можно отнести, например, случаи, когда не уплачен налог или не подана отчетность из-за того, что:

— плательщик не работает, поскольку на территории, где он находится, ведутся боевые действия;

— из-за боевых действий и оккупации отсутствует доступ к ресурсам плательщика, которые дают возможность выполнить НКУ-обязанность, и тому подобное.

К субъективным причинам можно, например, отнести случаи, когда предприятие находится на территории, где не ведутся боевые действия, но:

— контрагенты находятся на территории, где ведутся боевые действия. Из-за этого они не гасят свою задолженность. А потому у предприятия не хватает оборотных средств для уплаты налогов и сборов;

— из-за уменьшения покупательной способности населения (средства идут на продукты питания) резко упал объем оборотных средств, а потому нет возможности выполнить обязательство;

— предприятие не получает сырье для производства своей продукции, а потому производство прекратилось;

— из-за прекращения обычной деятельности у предприятия хватает средств только на заработную плату персонала;

— бухгалтерия покинула место нахождения предприятия, поскольку была опасность боевых действий, и забыла взять с собой КЭП. А без нее выполнить возложенные на предприятие НКУ-обязанности не удается, и тому подобное.

Как видим, на практике есть немало факторов, которые не дают в военное время исполнить возложенные на предприятие обязанности. Поэтому тот фактор, что освобождение из п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ касается всех субъектов хозяйствования, а не только тех, которые находятся на территории, где ведутся (велись) боевые действия или которая находится в оккупации, является закономерным.

В то же время, если плательщик имеет возможность выполнить НКУ-обязанность (например, уплатить налог или подать отчетность), то вы обязаны ее выполнить. Этим вы не только сбросите с себя обязанность делать это после завершения ВП, но и точно поможете Украине скорее окрепнуть и отогнать захватчика с нашей земли.

ЕН и освобождение

Освобождение от уплаты. ФЛП — плательщики ЕН группы 1 и 2 имеют право с 01.04.2022 и до окончания или отмены ВП не уплачивать ЕН (п.п. 9.2 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). При этом

это освобождение касается всех ФЛП группы 1 и 2 независимо от места их нахождения и фактического осуществления ими предпринимательской деятельности во время ВП

Главное — это не желание платить ЕН, а возможность или не возможность уплатить налог здесь роли не играет.

Что касается ФЛП группы 3 и юрлиц — плательщиков ЕН, то они от уплаты ЕН не освобождены. Здесь логика проста: эти плательщики платят налог только в том случае, когда получают доходы (выручку), Следовательно, если они получили доход, то у них есть, с чего заплатить налог, и они должны это делать. Если же дохода нет, то и платить налог им не следует, а потому и от уплаты ЕН на время ВП плательщики группы 3 не освобождены.

В то же время, если ФЛП группы 3 и юрлицо группы 3 не будут иметь возможности уплатить налог во время действия ВП, то от штрафа их освободит п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Главное исполнить обязанность в отношении уплаты в течение 6 месяцев после ВП.

Подобное освобождение получат и ФЛП группы 1 и 2, которые не смогли исполнить обязанность в отношении уплаты ЕН за март, ведь освобождение начинает действовать с 01.04.2022.

Освобождение от отчетности. ФЛП — плательщикам ЕН группы 1 и 2 не только дало право не платить ЕН с 01.04.2022 и до окончания ВП, но и дало право при подаче отчетности не заполнять в декларации по ЕН информацию за период, в котором они не уплачивали налог.

ЕСВ-освобождение. Из-за того, что в связи с войной многие ФЛП-упрощенцы утратили право работать и получать доход, законодатели решили снять с них иго уплаты ЕСВ за себя. А именно они освободили всех ФЛП-упрощенцев с 01.03.2022 и до прекращения или отмены ВП в Украине и в течение 12 месяцев после прекращения или отмены ВП от начисления, исчисления и уплаты ЕСВ за себя (п. 919 разд. VIII Закона № 2464). Следовательно,

уже за март 2022 года уплачивать ЕСВ за себя ФЛП-упрощенцы не должны. От уплаты ЕСВ за февраль ФЛП-упрощенцев никто не освобождал.

Причем такое освобождение не говорит, что ФЛП-упрощенцу запрещено уплачивать ЕСВ за себя. Нет, он может это сделать в добровольном порядке. Подробнее об уплате налогов единоналожником см. в статье «ФЛП vs военное положение: особенности работы».

ЕСВ-освобождение

Также на период ВП и в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП штрафные санкции не применяются к субъектам хозяйствования за (п. 921 разд. VIII Закона № 2464):

1) уклонение от постановки на учет или несвоевременной подачи заявления о постановке на учет плательщиками ЕСВ;

2) за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) ЕСВ;

3) за доначисление налоговиками или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ;

4) за неподобающее ведение бухдокументации, на основании которой начисляется ЕСВ;

5) за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату ЕСВ при выдаче выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовые платежи);

6) за неподачу, несвоевременную подачу, подачу не по установленной форме объединенной отчетности.

Следовательно,

в течение действия ВП и в течение 3 месяцев после его окончания ЕСВ-штрафов не будет

При этом, на наш взгляд, чтобы по окончанию 3 месяцев после ВП фискалы вас не наказали за нарушение, совершенное в период действия штрафного ЕСВ-моратория, советуем устранить нарушение до его окончания. То есть если вы во время ВП при выплате зарплаты работникам не уплатили ЕСВ, то, чтобы не было штрафов, уплатить эти суммы ЕСВ следует в течение 3 месяцев после завершения ВП.

Кроме того, в течение действия штрафного моратории (то есть за время ВП и в течение 3 месяцев после ВП) плательщику не будет начислена ЕСВ-пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию (п. 922 разд. VIII Закона № 2464).

Основное отличие ЕСВ-освобождения от освобождения от НКУ-обязанности кроется в том, что ЕСВ-освобождение дается безусловно, то есть слов о невозможности выполнения в соответствующей норме нет.

Перенесенные сроки

Кроме освобождения от ответственности за невыполнение налоговых обязанностей законодатели также ввели и другие послабления. Так, они п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ на период до прекращения или отмены ВП остановили течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговиков.

При этом речь идет обо всех сроках, определенных НКУ или другим законодательством, соблюдение которого контролируют налоговики, без исключения. Так, например, опираясь на эту норму можно говорить, что на время действия ВП приостановке подлежат в том числе и сроки подачи отчетности и уплаты налогов и сборов. А это говорит о том, что:

— можно вообще не подавать во время действия ВП деклараций и платить налоги. Ведь предельные сроки подачи отчетности или уплаты налогов во время военного положения не наступят. А потому, пока продолжается ВП, нарушить сроки подачи отчетности или уплаты налогов ни один плательщик не может;

— из-за того что предельный срок отчетности и уплаты во время ВП не наступит, налоговые обязательства ни по одному налогу во время ВП не станут согласованными. А потому не должно быть никакой ответственности за неподачу или несвоевременную подачу или уплату налогов. Ни налоговых штрафов, ни пени, ни админответственности, ни возникновения налогового долга.

Но так будет продолжаться только до конца ВП.

К сведению! Касается эта приостановка всех субъектов хозяйствования, то есть как тех, которые находятся на территории, где ведутся боевые действия, так и тех, кто находится на другой территории Украины.

Выводы

  • Налогоплательщиков, которые не имеют возможности во время ВП подать отчетность или уплатить налоги, освободили от штрафов, если они уплатят просроченные налоги или подадут просроченную отчетность в течение 6 месяцев после завершения ВП.
  • ФЛП — плательщиков ЕН группы 1 и 2 освободили с 01.04.2022 и до окончания или отмены ВП от уплаты ЕН.
  • Всех ФЛП и членов ФХ с 01.03.2022 и до прекращения или отмены ВП и в течение 12 месяцев после прекращения или отмены ВП освободили от начисления, исчисления и уплаты ЕСВ за себя.
  • Все субъекты хозяйствования освобождены от ЕСВ-ответственности на период ВП и в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП.
  • На период действия ВП остановили течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, соблюдение которого контролируют налоговики.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше