Темы статей
Выбрать темы

ФЛП vs военное положение: особенности работы

Казанова Марина, налоговый эксперт
Государство постоянно что-то делает для поддержки бизнеса в это сложное время. Друг за другом принимаются новые законы. Правительство тоже не отстает. Поэтому давайте в этой статье систематизируем информацию о том, какие существуют на сегодня особенности в деятельности ФЛП, связанные с действием военного положения.

В начале хотим напомнить, что на время действия военного, чрезвычайного положения почти все (некоторые ограничения все же есть) субъекты хозяйствования (в том чистые и ФЛП) могут перейти на уплату единого налога (ЕН) по ставке2 %. Законодатель постоянно «шлифует» эти новые правила. Успел, в том числе, оптимизировать процесс перехода на ставку 2 %. Но подробности об этом вы можете найти в статье «Единый налог группы 3 со ставкой 2 % — финальная версия». А в этой статье будем говорить о других «военных» особенностях для ФЛП.

Единый налог

Группа 1 и ЕН. Предприниматели — плательщики ЕН группы 1 имеют право НЕ уплачивать единый налог с 01.04.2022 (то есть начиная с уплаты за апрель) до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины (пункт 9.1 подразд. 8 разд. XX НКУ).

Очевидно, освобождение будет действовать кратно месяцу (месяцам), в котором (которых) будет действовать военное, чрезвычайное положение. То есть даже если они закончатся не в последний календарный день месяца, освобождение будет работать за целый месяц (потому что ЕН уплачивается за целый месяц).

Поэтому авансовый взнос за апрель (со сроком уплаты не позже 20 апреля) уже можно не платить. Причем даже если вы ведете деятельность и получаете доход. Но если есть желание, то можно ЕН продолжать платить в обычном порядке.

Также в этом же пункте указано, что если вы не будете уплачивать ЕН, то и ЕН-декларацию за этот период (!) не нужно заполнять.

Посмотрим на актуальную сейчас форму ЕН-декларации. По деятельности на группе 1 ЕН заполняется раздел II.

Так вот, по авансовым взносам есть квартальная разбивка. Поэтому если не будем уплачивать ЕН, то и сумму авансовых взносов по ЕН за соответствующий месяц (месяцы) при заполнении ячейки соответствующего квартала не учитываем. А вот доход у нас указывается общим итогом за отчетный период. В общем случае — за год. Помесячной разбивки нет. «О чем» тогда освобождение от заполнения декларации?

Вообще-то напрашивается вывод, что если доход можно не декларировать, то и учитывать его не нужно (в периоде с 01.04.2022 до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения, если ФЛП решит не уплачивать в этом периоде ЕН). Тогда при заполнении итога за год в ЕН-декларации эти доходы просто не будут учтены.

Впрочем, считаем, осторожный подход — все же учет доходов в своем произвольном регистре продолжать вести в обычном порядке. Ведь он важен, например, для контроля непревышения с начала года предельного объема дохода для группы 1.

А пока придет срок подавать декларацию (в общем случае это уже будет 2023 год), налоговики, конечно, прояснят ситуацию с ее заполнением.

Важно! Все сказанное не касается заполнения приложения 1 по ЕСВ. Здесь своя «песня» (о чем будет сказано отдельно).

Что касается ЕН за март 2022 года, то он должен быть уплачен. Предельный срок его уплаты был 21.03.2022. Он пришелся на время действия военного положения. Поэтому его пропуск не является критическим, если вам что-то мешало. Штрафов за несвоевременную уплату не будет, но при условии, что ФЛП уплатит налог в течение шести месяцев после прекращения/отмены военного положения (п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А если уплатить ЕН даже в указанный 6-месячный срок делают невозможным последствия, связанные с непосредственным участием ФЛП в военных действиях, то сделать это необходимо в течение одного месяца со дня окончания действия этих последствий (п. 69.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Подробнее об этом читайте в статье «Отчитываемся и платим налоги в период военного положения» этого номера.

Группа 1 и ЕСВ «за себя». Предприниматели — плательщики ЕН группы 1 имеют право НЕ начислять и НЕ уплачивать ЕСВ «за себя» с 01.03.2022 (то есть начиная с уплаты за март) в течение всего времени до прекращения/отмены военного положения в Украине + в течение 12 месяцев после прекращения/отмены военного положения (п. 919 разд. VIII Закона № 2464).

Причем такое право действует независимо от того, осуществляете вы свою деятельность (получаете доходы) или нет.

Если же есть желание продолжать уплачивать ЕСВ, то это можно делать.

Потому что если вы не будете уплачивать ЕСВ, то эти периоды не будут зачислены в страховой стаж.

Этой же нормой установлено, что если вы приняли решение не уплачивать ЕСВ, то за месяцы соответствующего периода расчет ЕСВ в составе деклараций заполнять не нужно. Понимаем это так, что в приложении 1 к ЕН-декларации по строкам соответствующих месяцев в графах 2 и 4 следует будет поставить «0,00».

Если вы не льготник по уплате ЕСВ «за себя» (не пенсионер, не инвалид и тому подобное), то за И квартал нужно было уплатить 2860 грн. А если было принято решение добровольно уплатить ЕСВ и за март, то 4290 грн. Предельный срок уплаты такого ЕСВ — 19.04.2022. Ни штрафов, ни пени за просрочку, пока продолжается военное, чрезвычайное положение + 3 месяца, согласно Закону № 2464 не будет (п. 921 и 922 разд. VIII Закона № 2464). Поэтому главное — уплатить не позже 3 месяцев после прекращения действия военного, чрезвычайного положения. Но это штрафы, пеня согласно Закону № 2464. А есть еще угроза админштрафа.

Группа 2 и ЕН, ЕСВ «за себя». Имеют право НЕ уплачивать:

единый налог — с 01.04.2022 (то есть начиная с уплаты за апрель) до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины;

ЕСВ «за себя» — с 01.03.2022 (то есть начиная с уплаты за март) в течение всего времени до прекращения/отмены военного положения в Украине + 12 месяцев после прекращения/отмены военного положения.

То есть действуют те же правила и нюансы, что и для ФЛП-ЕН группы 1 (см. выше).

Группа 2 и ЕСВ за наемных работников. Правила уплаты/подачи отчетности остались старые (идет работа над законопроектом, который предусматривает переход на помесячную подачу объединенной отчетности, впрочем I квартал в любом случае «закрываем» по старым правилам).

Единственное — есть право по собственному решению НЕ уплачивать ЕСВ за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ (п. 920 разд. VIII Закона № 2464). Освобождение действует во время периода мобилизации, определенного Указом Президента Украины «Об общей мобилизации» от 24.02.2022 № 69/2022 (ср. ). Отметим, что мобилизация началась с 24.02.2022 и будет продолжаться по 24.05.2022, конечно, если срок проведения мобилизации не будет продлен.

Работодатель в таком случае продолжает определять базу начисления ЕСВ по призванным работникам и начислять на нее ЕСВ. То есть обязанность начисления ЕСВ на доход призванных работников никто не отменял.

Начисленные и не уплаченные работодателями-единоналожниками суммы ЕСВ будут уплачены за счет госбюджета, кроме периодов, в которых призванные работники получали доходы в виде денежного обеспечения, из которых был уплачен ЕСВ за счет государственного бюджета.

Заниматься вопросом уплаты ЕСВ из госбюджета за призванных работников (сколько и за кого) будет налоговая. Именно она будет анализировать отчетность работодателей и формировать бюджетные запросы на получение средств на покрытие сумм неуплаченного работодателями-единоналожниками ЕСВ за призванных работников.

Также при начислении ЕСВ учтите, что требование об уплате ЕСВ с минималки не будет применяться к зарплате за последний календарный месяц, в котором произошла фактическая демобилизация призванного работника. Больше деталей найдете в статье «ЕСВ-реформа», «Налоги & бухучет», 2022, № 19-20.

Важный нюанс. Ни штрафов, ни пени за просрочку уплаты ЕСВ, пока продолжается военное, чрезвычайное положение + 3 месяца, согласно Закону № 2464 не будет (п. 921 и 922 разд. VIII Закона № 2464). Но есть еще угроза админштрафа.

Что касается ответственности за несвоевременную подачу объединенной отчетности, то действует общая норма, о которой мы уже упоминали выше. Штрафов за несвоевременную подачу не будет, но при условии, что ФЛП исполнит эту обязанность в течение шести месяцев после прекращения/отмены военного положения (п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А если подать отчетность в указанный 6-месячный срок делают невозможным последствия, связанные с непосредственным участием ФЛП в военных действиях, то сделать это необходимо в течение одного месяца со дня окончания действия этих последствий (п. 69.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Гр. 1, 2 и импорт без НДС. Для плательщиков ЕН группы 1 и 2 временно с 01.04.2022 на период действия военного положения действует освобождение от уплаты «таможенного» НДС в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта (п. 69.23 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Группа 3 (3 %, 5 %) и ЕН. Особенностей в отношении расчета и уплаты ЕН на время военного положения нет. То есть есть доход — есть налог. Нет дохода — нет и налога. Сроки подачи отчетности, уплаты налога те же, что и раньше.

Нюансы есть в том случае, если у вас возникнут трудности с подачей ЕН-декларации, уплатой ЕН. Здесь действует общая норма, о которой мы уже упоминали выше. Штрафов за несвоевременную подачу декларации / несвоевременную уплату ЕН не будет, но при условии, что ФЛП исполнит эти обязанности в течение шести месяцев после прекращения/отмены военного положения (п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А если подать декларацию / уплатить ЕН в указанный 6-месячный срок делают невозможным последствия, связанные с непосредственным участием ФЛП в военных действиях, то сделать это необходимо в течение одного месяца со дня окончания действия этих последствий (п. 69.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Группа 3 (3 %, 5 %) и ЕСВ «за себя». Можно не уплачивать — с 01.03.2022 (то есть начиная с уплаты за март) в течение всего времени до прекращения/отмены военного положения в Украине + в течение 12 месяцев после прекращения/отмены военного положения (п. 919 разд. VIII Закона о ЕСВ). Даже если деятельность есть.

То есть действуют те же правила и нюансы, что и для ФЛП-ЕН группы 1, 2 (см. выше).

Группа 3 (3 %, 5 %) ЕСВ «за наемных работников». Действуют такие же правила и нюансы, что и для ФЛП-ЕН группы 2 (смотрите выше). То есть ЕСВ за работников уплачивается / объединенная отчетность подается на общих основаниях. Только есть возможность не уплачивать ЕСВ за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ (п. 920 разд. VIII Закона о ЕСВ).

Группа 3 и импорт без НДС. Для предпринимателей-единоналожников группы 3 со ставкой ЕН 5 % с 01.04.2022 на период военного положения действует освобождение от уплаты «таможенного» НДС в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта (п. 69.23 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Общая система налогообложения

Налогообложение дохода. Правила расчета объекта налогообложения и ставка НДФЛ на время военного положения не изменялись.

По-прежнему в течение года уплачиваются авансовые взносы по НДФЛ (по ВС авансовых взносов нет) — до 20 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября) (п.п. 177.5.1 НКУ). Уплатить НДФЛ-аванс за I квартал (не позже 19.04.2022) следовало даже в том случае, если начиная со II квартала ФЛП перешел на ЕН (в частности на ставку 2 %).

Впрочем, штрафы за несвоевременную уплату НДФЛ-аванса даже в мирное время отсутствуют (см. консультацию в разделе 104.13 БЗ).

Важный момент. Помощь армии можно включать в расходы (п. 22 подразд. 1 разд. XX НКУ). «По результатам налоговых (отчетных) периодов за 2022 год» в составе расхода ФЛП на общей системе налогообложения могут учесть документально подтвержденные расходы в виде стоимости имущества, в том числе денежные средства, которые добровольно перечислены (предоставлены, переданы):

— Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Министерству внутренних дел Украины, Управлению государственной охраны Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины;

— добровольческим формированием территориальных громад, другим образованным в соответствии с законами Украины воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям;

— учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты и/или заведениям здравоохранения государственной, коммунальной собственности, и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;

и/или денежные средства, перечисленные на специальные счета, открытые Национальным банком Украины для сбора средств.

Несмотря на странную формулировку («по результатам налоговых (отчетных) периодов за 2022 год»), считаем, такие расходы можно учитывать в течение года для целей уплаты тех же авансовых взносов.

ЕСВ «за себя». Можно не уплачивать ЕСВ «за себя» (даже если осуществляется деятельность и есть доход) с 01.03.2022 (то есть начиная с уплаты за март) до прекращения/отмены военного положения + в течение 12 месяцев после прекращения / отмены военного положения (п. 919 разд. VIII Закона о ЕСВ). Но, конечно, в страховой стаж такие периоды (за которые не уплачивается ЕСВ) включаться не будут.

Впрочем, если имеете желание платить, можно платить ЕСВ и дальше (22 % от чистого дохода).

Если вы не уплачиваете ЕСВ, то за месяцы соответствующего периода расчет ЕСВ в составе деклараций заполнять не нужно (п. 919 разд. VIII Закона о ЕСВ). Понимаем это так, что в приложении ЕСВ 1 к декларации по строкам соответствующих месяцев в графах 4 и 6 следует будет поставить «0,00».

Уплатить ЕСВ за I квартал (за январь и февраль) нужно было (если вы не льготник по уплате ЕСВ «за себя») не позже 19.04.2022. Ни штрафов, ни пени за просрочку, пока продолжается военное, чрезвычайное положение + 3 месяца, согласно Закону № 2464 не будет (п. 921 и 922 разд. VIII Закона № 2464). Поэтому главное — уплатить не позже 3 месяцев после прекращения действия военного, чрезвычайного положения. Но это штрафы, пеня по Закону № 2464. А есть еще угроза админштрафа.

ЕСВ «за работников». Никаких освобождений не предусмотрено. В том числе нет и «льготы» в отношении мобилизованных работников (нет возможности не уплачивать ЕСВ за работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ).

Важный нюанс. Ни штрафов, ни пени за просрочку уплаты ЕСВ, пока продолжается военное, чрезвычайное положение + 3 месяца, согласно Закону № 2464 не будет (п. 921 и 922 разд. VIII Закона № 2464). Но есть еще угроза админштрафа.

Что касается ответственности за несвоевременную подачу объединенной отчетности, то действует общая норма, о которой мы уже упоминали выше. Штрафов за несвоевременную подачу не будет, но при условии, что ФЛП исполнит эту обязанность в течение шести месяцев после прекращения/отмены военного положения (п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А если подать отчетность в указанный 6-месячный срок делают невозможным последствия, связанные с непосредственным участием ФЛП в военных действиях, то сделать это необходимо в течение одного месяца со дня окончания действия этих последствий (п. 69.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Освобождение от уплаты отдельных налогов

Как и на других субъектов хозяйствования, на ФЛП на общей системе и на ЕН распространяются нормы в отношении временного освобождения от уплаты (если объекты налогообложения находились в зоне активных боевых действий / были в зоне оккупации):

— платы за землю (п. 69.14 подразд. 10 разд. XX НКУ);

— земельного минимального налогового обязательства (п. 69.15 подразд. 10 разд. XX НКУ);

— экологического налога за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов (п. 69.16 подразд. 10 разд. XX НКУ);

— налога на недвижимое имущество (п. 69.22 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Более подробно о таком освобождении смотрите в отдельной статье этого номера.

Если ФЛП мобилизован

Госрегистрация предпринимательской деятельности ФЛП на время призыва не прекращается.

ФЛП-ЕН. ФЛП, которые имели или не имели наемных работников, призванные на военную службу во время мобилизации или привлеченные к исполнению обязанностей в отношении мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь период их военной службы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по ЕН.

Перечень подтверждающих документов, которые следует подать, и сроки подачи указаны в п.п. 25 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Если наемные работники есть, действует отсрочка в отношении уплаты НДФЛ и ВС с выплат работникам / подачи соответствующей отчетности (п. 25 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Что касается ЕСВ, то ФЛП, если они не являются работодателями, призваны на военную службу во время мобилизации или привлечены к исполнению обязанностей в отношении мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь срок их военной службы освобождаются от уплаты ЕСВ, отчетности по ЕСВ «за себя». Перечень подтверждающих документов, которые следует подать, и сроки подачи указаны в п.п. 92 разд. VIII Закона № 2464.

Если наемные работники есть, действует отсрочка в отношении уплаты ЕСВ с выплат работникам (п. 92 разд. VIII Закона № 2464).

Эта льгота не отменяет возможность воспользоваться правом добровольно уплачивать ЕСВ «за себя» за периоды с 01.03.2022 до прекращения/отмены военного, чрезвычайного положения + 12 месяцев (о чем шла речь выше).

ФЛП на общей системе. ФЛП, которые имели или не имели наемных работников, призваны на военную службу во время мобилизации или привлечены к исполнению обязанностей в отношении мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь период их военной службы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по НДФЛ и ВС «за себя».

Перечень подтверждающих документов, которые следует подать, и сроки подачи указаны в п.п. 25 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Если наемные работники есть, действует отсрочка в отношении уплаты НДФЛ и военного сбора с выплат работникам / подачи соответствующей отчетности (п. 25 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Что касается ЕСВ, то здесь такая же ситуация, что и у единоналожников (см. выше).

ФЛП vs РРО на время военного положения

Здесь стоит отметить, что никаких освобождений от применения РРО / программных РРО (ПРРО) (в т. ч. для плательщиков ЕН) на период действия военного положения нет. То есть

имеем то же расклад (когда обязательно применять РРО/ПРРО, когда можно обойтись применением зарегистрированных у налоговиков КУРО с РК, когда можно не применять ни РРО/ПРРО, ни КУРО с РК), что и до 24.02.2022.

Освобождение есть только от РРО-штрафов, и то такое освобождение достаточно неоднозначно (о чем речь будет идти ниже).

ФЛП-плательщик ЕН группы 1

Освобожден от применения РРО/ПРРО в силу действия прямой нормы п. 296.10 НКУ

ФЛП-плательщики ЕН группы 2-3

Должны применять РРО/ПРРО в общем порядке. «Военных» льгот нет

ФЛП на общей системе налогообложения

Что касается освобождений от РРО/ПРРО-штрафов. Законом об РРО (п. 12 разд. II «Заключительные положения») было предусмотрено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушение требований Закона об РРО не применяются. Потом Законом № 2120 были внесены изменения в эту норму и добавлено «кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров».

Формулировка нормы не очень удачная, но очевидно, понимать это нужно так, что:

— во время военного положения временно заблокирована возможность налагать санкции за нарушение требований Закона об РРО как за «военные», так и за «довоенные» нарушения;

— «военные» нарушения освобождены от санкций навсегда. То есть и позже за эти нарушения оштрафовать будет нельзя.

Конечно, речь не идет о нарушениях, совершенных при продаже подакцизных товаров (при них есть ответственность и во время военного положения).

Но на неудачной формулировке нормы проблемы не заканчиваются. Дело в том, что Законом № 2120 было обновлено право налоговиков на проведение фактических проверок (а нарушение РРО-законодательства — это как раз предмет фактических проверок) (п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ). То есть они уже могут приходить с фактическими проверками. И судя по последним новостям налоговиков, уже начали приходить.

А самое главное то, что этой же нормой предусмотрено, что если в ходе таких фактических проверок будут обнаружены нарушения, то никакие установленные моратории на штрафы (как установленные на период действия военного, чрезвычайного положения, так и на время карантина) не применяются.

Норма вызывает огромное количество вопросов. Если, например, в ходе фактической проверки, проведенной во время военного положения, будет обнаружено нарушение РРО-законодательства при продаже обычного (не подакцизного) товара, то какая норма будет иметь приоритет? Прямая из п. 12 разд. II Закона об РРО, которая предусматривает освобождение от РРО-штрафов, или из п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ, которая предусматривает, что никакие освобождения от штрафов не действуют?

Считаем, что прямая норма из п. 12 разд. II Закона об РРО, которая предусматривает освобождение от РРО-штрафов. Потому что зачем тогда было прописывать это освобождение в Законе об РРО? Да и налоговики на своем сайте просят граждан сообщать им об РРО-нарушениях, совершенных при продаже подакцизных товаров.

Поэтому штрафовать во время действия военного положения должны только за РРО-нарушения в отношении подакцизных товаров (а также за «терминальные» нарушения, о которых ниже).

Хотя стоит признать, что нормы скользкие. Поэтому если нет объективных препятствий для выполнения требования Закона об РРО, то их следует выполнять.

Также помним об админштрафах по ст. 1551 КоАП. Они не такие строгие, однако освобождения от них вообще нет. Но если вины лица нет, то не может быть и админштрафа (ст. 9 КоАП).

Платежные (POS) терминалы

Не менее болезненная проблема (которая фактически неразрывно связана с РРО/ПРРО) — это применение платежных терминалов во время действия военного положения. Здесь еще хуже, чем с РРО/ПРРО. Кроме того что нет никаких послаблений или освобождений от штрафов в отношении применения терминалов, напротив — усилен контроль за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства об обеспечении права покупателя рассчитаться с помощью электронного платежного средства.

В частности, в п.п. 80.2.1 НКУ теперь прямо прописано, что предметом фактической проверки (а еще раз отметим, что фактические проверки налоговиков уже обновлены в полном объеме) является и проверка, в частности, «обеспечения возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств».

Конечно, ответственность светит, только если наличие платежного терминала является обязательным для вас. Напомним, что Закон № 2346 (ст. 14), а также Закон о защите прав потребителей (ст. 17) при определении того, какие субъекты хозяйствования обязаны применять платежные терминалы, фактически отсылает к постановлению № 878. А оно обязывает применять платежные терминалы тех субъектов, для которых обязательным является применение РРО. За рядом исключений.

Так, например, освобождаются от применения платежных терминалов: субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек; предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций).

Отсюда можно сделать следующие выводы:

Если ФЛП не обязан применять РРО/ПРРО

Наличие платежного терминала для него тоже необязательно. Поэтому, и штрафы за непредоставление возможности покупателю рассчитаться с помощью электронного платежного средства к нему применяться не могут

Если ФЛП обязан применять РРО/ПРРО, но не применяет ни РРО, ни ПРРО. И при этом не подпадает под исключения из порядка № 878

Есть надежда, что штрафа за неприменение РРО/ПРРО во время действия военного положения не будет (смотрите об этом объяснении выше). А вот за непредоставление возможности покупателю рассчитаться с помощью электронного платежного средства — штрафы полностью реальны

Если ФЛП обязан применять РРО /ПРРО и применяет ПРРО

Формально за непредоставление возможности покупателю рассчитаться с помощью электронного платежного средства ответственности не должно быть. Потому что постановление № 878 упоминает лишь о «физических» РРО. Но НЕ советуем подходить к этому вопросу формально. Лучше поставить платежный терминал

А какие же штрафы за необеспечение покупателю возможности рассчитаться электронным платежным средством могут применить во время военного положения?

Налагать штрафы за эти нарушения имеют право:

(1) Госпотребслужба. Штраф — 8500 грн (п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей). Постановлением КМУ № 303 от 13.03.2022 предусмотрено исключение для некоторых внеплановых проверок (которые можно проводить во время действия военного положения по спецпроцедуре). Поэтому Госпотребслужба при условии выполнения ряда требований может провести внеплановую проверку субъекта хозяйствования. А основанием для нее может стать жалоба потребителя.

Единственное что здесь может помочь — норма из ч. 2 ст. 218 ХКУ. Что административно-хозяйственную санкцию нельзя наложить, если субъект докажет, что им были применены все зависимые от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения, но его не удалось избежать;

2) налоговики. Они могут применить штраф по ст. 16315 КоАП — от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн).

Этот штраф полностью реален, если налоговики во время военного положения придут с фактической проверкой и обнаружат, что не обеспечено право покупателя рассчитаться с помощью электронного платежного средства.

За повторное нарушение лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за те же действия, штраф существенно выше — от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн).

Единственное, что здесь теоретически может сработать, — это правило, что нет админнарушения без вины (ст. 9 КоАП). Поэтому если лицо докажет, что приняло все зависимые от себя меры, чтобы предотвратить нарушение, впрочем избежать нарушения не удалось (такое, согласитесь, возможно во время войны), то наказания не должно быть.

Товарный учет в течение войны

Никаких вольностей никому на период военного положения не дали. Поэтому выполняем уже знакомые всем требования (п. 12 ст. 3 Закона об РРОи Порядка № 496).

Впрочем, освобождение от РРО-штрафов, о котором мы упоминали выше, покрывает в том числе и санкцию по ст. 20 Закона об РРО (за продажу неучтенного товара, непредоставление документов на товар). То есть этого штрафа быть не должно.

Также важно обратить внимание на следующий интересный момент. Если общесистемщик (неплательщик НДС) перейдет на «либеральный» ЕН по ставке 2 %, то он избавится (на период работы на ставке ЕН 2 %) от обязанности ведения такого учета. Конечно, если он не занимается «рисковыми» видами деятельности (продажа технически сложных бытовых изделий, которые подлежат гарантийному ремонту, лекарств, медизделий, ювелирки).

Резюмируем.

ЕН/ЕСВ/РРО (ПРРО)

ФЛП — единый налог

ФЛП на общей

системе

Группа 1

Группа 2

Группа 3

3 % + НДС

5 % без НДС

Единый налог /НДФЛ (для общесистемщика)

Имеет право не уплачивать ЕН с 01.04.2022 до окончания

военного положения*.

За январь —

март 2022 ЕН

должен быть

уплачен

Без особенностей. Уплата в общем порядке*

Без особенностей (НДФЛ 18 % от чистого дохода + ВС 1,5 % от чистого дохода)*

3 % от суммы

дохода + НДС

5 % от суммы

дохода

ЕСВ «за себя»

Имеет право не уплачивать с 01.03.2022 до конца военного положения + в течение 12 месяцев после окончания военного положения

Если ЕСВ не уплачивается — то эти периоды не засчитываются в страховой стаж

ЕСВ за наемных работников (кроме призванных на военную службу)

Х

Без особенностей. Уплачивается в общем порядке. Как и в общем порядке подается объединенная отчетность*

ЕСВ за работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ

Х

Имеют право по собственному решению не уплачивать ЕСВ за работников, призванных во время мобилизации на военную службу в ВСУ

«Льготы» не имеет. Уплата ЕСВ в общем порядке*

РРО/ПРРО, POS-терминал

Безусловное

освобождение

(п. 296.10 НКУ)

Применяют в общем порядке. Освобождений на время действия военного положения нет. В отношении санкций согласно Закону об РРО есть послабление (с деталями). В отношении POS-терминальных штрафов послаблений нет

* Особые условия / освобождение у мобилизованных ФЛП.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше