Темы статей
Выбрать темы

Заполнение расчетной квитанции: обязательно ли указывать наименование и единицу измерения каждого товара?

Казанова Марина, налоговый эксперт
Субъект хозяйствования осуществляет деятельность, названную в Перечне КМУ № 1336*, что предоставляет ему право работать без РРО/ПРРО, но с обязательным применением КУРО и РК**. Обязательно ли в расчетной квитанции из РК указывать наименование и единицу измерения каждого реализованного товара или достаточно только общей суммы расчетов? Разбираемся!

* Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книг и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 № 1336.

** Книга учета расчетных операций и расчетная книжка соответственно.

Начнем с того, что расчетная квитанция (если работаем без РРО/ПРРО, но с обязательным применением КУРО и РК) заполняется на каждую проведенную расчетную операцию. То есть:

на каждую покупку нужно выписать расчетную квитанцию и выдать ее покупателю

Данные первой и последней расчетной квитанции, которые вы выдали покупателям из РК в течение рабочего дня (смены), заносим в КУРО.

Также не забываем о ежемесячной подаче в налоговый орган специальной отчетности: Отчета по форме № ЗВР-1 и Справки об использованных РК.

Дальше. По большей части используют РК с расчетными квитанциями формы № РК-1 (по форме приложения 3 к Положению № 13*).

* Положение о форме и содержании расчетных документов…, утвержденное приказом Минфина от 21.01.2016 № 13.

Есть еще и упрощенные расчетные квитанции формы № РК-2 (по форме приложения 4 к Положению № 13). Но о них говорить не будем, поскольку сфера их применения достаточно узкая*.

* 1) за товары или услуги (за исключением реализации в розничной сети подакцизных товаров), если общая сумма расчета не превышает 10 гривень; 2) при продаже билетов длительного пользования (на декаду и более длительный период) на проезд в городском или пригородном пассажирском транспорте, если такие билеты являются документами строго учета; 3) при выдаче средств в случае приема от населения вторичного сырья (кроме металлолома).

Состоит РК из двух частей:

1) корешка, который остается у субъекта хозяйствования (остается в РК);

2) отрывной части, которая выдается покупателю.

Какие обязательные реквизиты должны иметь корешок и отрывная часть РК, определяет Положение № 13. Кроме того, надо учесть еще и требования Порядка № 547*, подразд. 2 разд. III которого регулирует порядок ведения расчетных книг.

* Порядок регистрации и ведения расчетных книг, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

Теперь о нашем вопросе: нужно ли в РК указывать наименование и стоимость каждой единицы проданного товара? Если речь идет о:

1) корешке квитанции (остается у субъекта хозяйствования), то в Положении № 13 сказано, что в корешке указывается общая сумма покупки (общая сумма полученных за товар средств). «Вторит» этому и Порядок № 547, в котором сказано, что «в корешке квитанции вручную или печатным способом должна указываться полная сумма расчета».

В Положении № 13 также указано, что обязательными реквизитами корешка квитанции РК являются «строки для записи данных о товарах (услугах), а в случае реализации в розничной сети подакцизных товаров — названия товара». Но здесь речь идет о том, что отрывная часть квитанции должна содержать соответствующие строки для указания этих данных. Но ничего не говорит об обязательности их заполнения. Название товара непосредственно названо обязательным реквизитом РК, только если реализовывается подакцизный товар. Впрочем, Перечень КМУ № 1336 на торговлю подакцизными товарами не распространяется.

Следовательно,

в корешке квитанции достаточно указать только общую сумму покупки. Без детализации в отношении каждого товара, оплаченного по одной расчетной операции

То есть расписывать наименование и стоимость каждого товара в корешке квитанции в случае, который нас интересует, не нужно;

2) отрывную часть РК (которая выдается покупателю), то здесь Положением № 13 установлены аналогичные требования. Сказано, что отрывная часть должна содержать:

общую стоимость всех товаров (услуг), оплаченных по одной расчетной квитанции;

строки для записи данных о товаре (услуге): название товара (услуги), стоимость единицы измерения товара (суммы средств по одной операции выплаты), ставки акцизного налога, ставки НДС в процентах, стоимость товара (суммы средств по осуществленным операциям выплаты). Но опять же, в Положении № 13 просто сказано, что отрывная часть квитанции должна содержать соответствующие графы для указания этих данных. Но ничего не говорит об обязательности их заполнения. Это корреспондирует с нормами Порядка № 547, в котором сказано, что данные о товаре, если речь не идет о реализации алкоголя и табачных изделий, заполняются по требованию покупателя. С одной стороны, это подтверждает необязательность «росписи» товара в РК. С другой стороны — название товара, стоимость каждой единицы товара нужно будет указать в отрывной части РК, если этого требует покупатель.

Соответственно:

если покупатель не требует, то можно название и единицу проданного товара/товаров/работ/услуг не указывать в отрывной части расчетной квитанции. А достаточно лишь указать общую сумму покупки

Обратим внимание на еще один момент. Нужно ли в отрывной части РК обязательно указывать дату проведения расчетов (день, месяц, год) и обязательно ли в ней должна быть подпись лица, которое провело расчет с покупателем? Вопрос этот возник в связи с тем, что если смотреть требования Порядка № 547, то из него следует, что как будто эти реквизиты в отрывной части РК обязательно заполнять по требованию покупателя:

«По требованию покупателя в отрывной части расчетной квитанции дополнительно указываются все или часть реквизитов, предусмотренных установленной формой: наименование товара (услуги), стоимость единицы измерения, ставка в процентах налога на добавленную стоимость (для субъектов хозяйствования — плательщиков налога на добавленную стоимость) и акцизного налога или другого налога (сбора) (для субъектов хозяйствования — плательщиков акцизного налога или другого налога (сбора)), стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) по каждому наименованию, дата и подпись лица, которое провело расчет. При продаже алкогольных напитков и табачных изделий наименования товаров и их стоимость, ставка акцизного налога или другого налога (сбора) и сумма акцизного налога или другого налога (сбора) обязательно записываются в отрывной части и корешке расчетной квитанции».

Но! Положение № 13 называет дату (день, месяц, год) проведения расчетов обязательным реквизитом отрывной части РК (как, собственно, и корешка). Кроме того, и в Законе о защите прав потребителей* (ч. 11 ст. 8) сказано, что во время продажи продавец обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы, который удостоверяет факт приобретения, с отметкой о дате продажи.

* Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 № 1023-XII.

Поэтому

дата продажи обязательно должна указываться в отрывной части расчетной квитанции

Что касается подписи лица, которое провело расчет, то, в соответствии с требованиями Положения № 13, отрывная часть РК должна содержать надпись «Расчет провел», а также строку для подписи лица, которое осуществляет расчеты. Опять-таки сказано, что квитанция должна содержать соответствующую строку, но что подпись лица, которое провело расчеты, является в ней обязательной, не сказано. Но с учетом требований Порядка № 547, если покупатель требует, то подпись должна быть.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше