О правилах оформления фискального чека, если покупатель авансирует (полностью или частично) заказанный товар, вы можете узнать из статьи «РРО/ПРРО при предварительной оплате» в «Налоги & бухучет», 2022, № 58.
В двух словах: при получении предоплаты наличностью или платежной картой продавец должен пробить сумму предоплаты через кассовый аппарат, указав при этом в чеке тот товар, который собирается продать. То есть товар, который покупатель выбрал при заказе. Причем даже в том случае, если такого товара на момент поступления предоплаты у продавца еще нет физически (его только доставляют или производят).
Вы скажете: а как же быть с тем, что
название товара (услуги) должно однозначно идентифицировать товар или услугу в документообороте субъекта хозяйствования
Не будет ли противоречить указание в чеке несуществующего товара этому требованию, прописанному в п. 2 разд. І Положения № 13*?
По нашему мнению, не будет противоречить никоим образом. Ведь в приведенной норме не сказано, что товар на момент получения аванса за него должен непременно быть на складе. В ней речь идет о документообороте вообще, а не о документах складского учета. Поэтому достаточно будет включить товар, который предлагается для продажи, хотя бы в прайс и под таким же названием пробить его в чеке в момент получения предоплаты — и дело будет сделано.
Кстати, налоговики тоже соглашаются с тем, что фискальный чек на предоплату должен быть выдан независимо от наличия товара на данный момент (см. письма ГНСУ от 28.04.2022 № 443/ІПК/99-00-07-05-01-06 и ГУ ГНС в Киевской обл. от 28.04.2022 № 449/ІПК/10-36-07-07-20).
А как с продажей несуществующего товара сочетается п. 12 ст. 3 Закона об РРО, который обязывает осуществлять продажу только тех товаров, которые отражены в учете товарных запасов?
И здесь ничего противозаконного мы тоже не видим, поскольку через кассовый аппарат регистрируют поступление денег, а не отгрузку товара. А фискальный чек в момент получения аванса подтверждает именно факт оплаты товара, а не факт его продажи. Собственно продажа состоится уже после того, как заказанный товар поступит на склад продавца и будет отражен в его товарном учете. В подтверждение такой продажи покупатель получит соответствующие документы на товар (товарный чек, расходную накладную, а при необходимости — гарантийный талон).
Если же трактовать п. 12 ст. 3 Закона об РРО как-то иначе, то придем к абсурдному заключению, что РРО-обязанным вообще нельзя продавать по предоплате товар, который отсутствует у продавца на момент получения денежных средств.
А как быть тогда, когда покупателю по его согласию отгрузили не тот товар, который он заказал, а другой, пусть даже по той же цене? Ведь в таком случае чек будет, к примеру, на фен, а расходная накладная — на миксер?!
Да, проблема здесь есть, и мы ее видим в первую очередь в защите прав потребителя, если приобретенный им товар окажется неподобающего качества.
Дело в том, что требования потребителя в таком случае рассматриваются после предъявления им расчетного документа. Таково общее правило (см. абзац первый ч. 11 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 № 1023-XII). А в отношении технически сложных бытовых товаров — после предъявления расчетного документа, предусмотренного Законом об РРО (по большей части это именно фискальный чек), и технического паспорта или другого документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи. В нашем же условном примере сломается миксер, а чек будет на фен...
Чтобы покупатель, который внес предоплату за один товар, а фактически купил другой, получил надлежащий чек,
следует оформить выдачу денежных средств за предоплаченный, но не полученный товар, после чего провести через РРО/ПРРО фактически проданный товар
При таком алгоритме определенные проблемы будут, если предоплата вносилась не наличностью, а платежной картой. В таком случае фискалы отрицают возможность наличных возвратов средств за товар, оплаченный безналично (см. БЗ 109.02, которая хотя и действовала до 01.08.2022, но ее должны скоро возобновить). Если согласиться с их мнением, придется возвращать эти средства на карту, что происходит не мгновенно. И сможет ли покупатель во второй раз заплатить такую же сумму (наличностью или с карты), только теперь уже за новый товар, спрогнозировать трудно...
По нашему же мнению, вполне возможно безналичную предоплату вернуть и наличностью — все зависит от договоренности между сторонами договора. Тогда вышеупомянутая проблема сама собой исчезнет.
Обратите внимание! Налоговики утверждают, что при изменении заказа вносить изменения в фискальный чек не нужно (письмо ГНСУ от 17.02.2022 № 355/ІПК/99-00-07-05-01-06). И в этом с ними можно согласиться, но лишь в той части, что для возврата товара и выдачи средств за него предыдущий чек действительно не изменяется. Процедура здесь другая.
Регистрацию выдачи средств в случае возврата товара осуществляют путем регистрации отрицательной суммы. При этом регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно» запрещено (п. 7 разд. III Порядка № 547*). После оформления выдачи средств с помощью расходного чека по форме № ФКЧ-2 составляют акт, в котором указывают данные об ошибочной сумме и реквизитах расчетного документа (п. 8 разд. III Порядка № 547). А уже после можно и пробить новый чек на фактически проданный товар.