Торгуете алкоголем (в т. ч. пивом)? Выбросьте свои РРО и купите новые!

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Вот уже год, как фискалы пытаются взять под контроль обращение каждой бутылки спиртного, маркированной акцизной маркой. Таких попыток было немало. Сегодня расскажем о последней: как фискалы вынуждают розничных алкоторговцев избавиться от полностью пригодных РРО и поставить вместо них новые РРО/ПРРО и как в дальнейшем таким торговцам без проблем осуществлять свою деятельность. Повод поговорить на эту тему — появление новой редакции Государственного реестра РРО*. Никогда с ним не имели дела и не знаете, что это такое и зачем? Тогда объясним все по очереди.

* Утвержден приказом ГНСУ от 28.07.2022 № 489

Что такое Госреестр РРО

Это достаточно важный документ для каждого пользователя РРО — как действующего, так и потенциального. Потому что ст. 12 Закона об РРО*

позволяет применять только те кассовые аппараты (именно РРО, а не ПРРО), которые включены в Государственный реестр РРО

Следовательно, по крайней мере один раз, перед приобретением РРО, в него заглянуть все же придется.

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

Главные налоговики время от времени обновляют этот Госреестр, добавляя новые модели/модификации РРО и вычеркивая из него старые. Кроме того, обновлениям подвергаются и версии программного обеспечения (ПО) для РРО, которые тоже указываются в Госреестре.

Обычно такие изменения точечные, они не касаются широкой общественности, поэтому проходят почти незаметными.

Но не так случилось на этот раз. Изменения оказались настолько поразительными и, главное, неожиданными, что ГНСУ вынуждена была прокомментировать их, чтобы успокоить пользователей РРО (ее комментарий см. здесь). Но от этого суть таких изменений не слишком смягчилась. В чем же они заключаются?

В чем суть изменений

Госреестр РРО, о котором мы только что сказали, среди прочего, обязательно содержит следующие сведения об РРО (п. 2 Положения № 1315*):

— название модели, модификации;

— версия внутреннего ПО;

сфера применения.

* Положение о Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденное постановлением КМУ от 29.08.2002 № 1315.

Вы их приводили в регистрационном заявлении (ф. № 1-РРО) при постановке на учет кассового аппарата. Они же указаны в регистрационном удостоверении вашего РРО (ф. № 3-РРО).

Обычно сферу применения кассового аппарата Госреестр определял достаточно широко, а именно как «Торговля; общественное питание; сфера услуг». То есть каждое такое устройство было почти универсальным. Вы имели право использовать его хоть в магазине, хоть в кафе или ресторане, хоть в юридической конторе или стоматологическом кабинете. При этом ассортимент товаров/услуг, которые можно было реализовывать через тот или иной РРО, никоим образом не ограничивался.

Конечно, были и есть в Госреестре специализированные кассовые аппараты. Их назначение более узкое — реализация горючего, торговля валютой за наличные, применение в торговых автоматах и т. п. Но разговор сегодня не о них, а о тех РРО, которые мы выше назвали универсальными.

Так вот, после появления последней редакции Госреестра универсальность многих таких РРО оказалась несколько суженной. Почему? Потому что в графе «сфера применения» появилось достаточно существенное ограничение«Кроме реализации алкогольных напитков» или «Кроме реализации алкогольных напитков версиями такими-то» (речь идет о версиях внутреннего ПО).

Таким образом, после утверждения нового Госреестра с указанными изменениями, то есть

с 28.07.2022, продавать любые алкогольные напитки через такие РРО нельзя

Чтобы вы быстро сориентировались в сути изменений, приведем пару примеров.

Пример 1. В разд. І Госреестра под номером 1 занесен портативный кассовый аппарат Экселлио DP-05. Версии его ПО, разрешенные к использованию, — 68.16; 68.18; 68.20. При этом в гр. 8 «Сфера применения» действующего Госреестра теперь указано «Торговля; общественное питание; сфера услуг. Кроме реализации алкогольных напитков версиями 68.16; 68.18».

Это значит, что в дальнейшем продавать алкогольные напитки через такой РРО можно только в случае, если он имеет версию ПО 68.20. РРО с остальными двумя версиями ПО (68.16 и 68.18) тоже остаются пригодными к дальнейшему использованию. Более того, их первичная регистрация не запрещена, то есть такие кассовые аппараты можно продать, и налоговики зарегистрируют их на другого субъекта хозяйствования. Но продавать через них алкоголь ни предыдущий собственник, ни тот, кто их приобретет, уже не будут иметь права.

Пример 2. Портативный кассовый аппарат Экселлио DPU-50 значится в разд. ІІ Госреестра под номером 107 с версией ПО 68.45 с модемом Экселлио DTT-500(G). Его сфера применения на сегодня — «Торговля; общественное питание; сфера услуг. Кроме реализации алкогольных напитков».

Это значит, что первичной регистрации он больше не подлежит. Применять его в дальнейшем имеет право только субъект, на которого этот РРО сейчас зарегистрирован, до окончания срока эксплуатации устройства. Однако продавать через него алкоголь нельзя. Такой РРО после снятия с регистрации в налоговой поставить опять на учет не удастся. Его можно или утилизировать, или продать тому, кто захочет использовать этот кассовый аппарат в нефискальном режиме без регистрации в налоговой (например, ФЛП на ЕН группы 1, которые вообще освобождены от применения РРО/ПРРО).

Какая цель преследуется

Если вы торгуете алкоголем за наличные или через POS-терминал с применением платежных карт, то, бесспорно, знаете о новой норме (см. п. 11 ст. 3 Закона об РРО), введенной с 01.01.2022. Начиная с этой даты в чеках РРО (и ПРРО также) вы должны, среди прочего,

отражать и цифровое значение штрихкода акцизной марки (серию и номер) при розничной торговле алконапитками

Обратите внимание! Невзирая на четкую формулировку нормы о ее распространении исключительно на розничную торговлю, фискалы вынуждают указывать в чеке реквизиты акцизной марки и при оптовой продаже алкогольных напитков за наличные (БЗ 109.10). Хотя почему-то не упоминают о такой обязанности, если оптовые партии алкоголя покупатель оплачивает платежной картой.

Напомним, что маркировке акцизными марками подлежат все (кроме указанных в п. 226.10 НКУ) алкогольные напитки, которые реализуются в Украине, с содержанием спирта этилового свыше 8,5 % об. ед. (п. 226.6 НКУ). Подробнее с перечнем алкоголя, который маркируется / не маркируется, можно ознакомиться в «Налоги & бухучет», 2022, № 15.

Для чего это все было сделано? По мнению авторов такой затеи, это позволит отслеживать реализацию контрафактных/контрабандных алкогольных напитков с использованием реквизитов подделанных акцизных марок. Ведь все кассовые чеки передаются на сервер ГНСУ. Поэтому налоговики в автоматическом режиме будут знать, кто нагрешил, и непременно наведаются к такому субъекту на проверку. А вы помните, что фактические проверки соблюдения Закона об РРО при продаже подакцизных товаров разрешены даже сейчас, в период действия военного положения (п. 12 разд. ІІ Закона об РРО). Детали — в статье «РРО/ПРРО: проверки и ответственность» в «Налоги & бухучет», 2022, № 54.

Что мешает ее реализации

Реализации таких благих намерений фискалов мешало то, что значительное количество РРО технически не могло обеспечить отражения в чеке цифрового значения штрихкода акцизной марки. Причем часть таких кассовых аппаратов не подлежала доработке производителем. А вся борьба с алкогольным контрафактом ничего не стоит, если через РРО будет проходить только часть маркированного алкоголя, который реализуется за наличные или с оплатой платежными картами.

Вместе с тем, просто так вообще исключить из Государственного реестра модели РРО, которые раньше прошли первичную регистрацию и используются субъектами хозяйствования, тоже было нельзя. Сделать это до окончания срока службы таких РРО запрещает ст. 12 Закона об РРО.

Из-за этого фискалы вынужденные были констатировать (письма ГНСУ от 11.02.2022 № 347/ІПК/99-00-07-05-01-06, ГУ ГНС в Тернопольской обл. от 16.05.2022 № 521/ІПК/19-00-07-04-10), что

при отсутствии технической возможности доработки субъект хозяйствования все равно может в дальнейшем использовать такие РРО

Хотя тут же и предупреждали, что применение таких, образно говоря, «дефективных» РРО при продаже алкогольных напитков будет приводить к формированию и выдаче несоответствующих расчетных документов. А это угрожает штрафом. Его размер составляет 100 % стоимости проданных с таким нарушением алконапитков — за нарушение, совершенное впервые, и 150 %за каждое последующее нарушение (п. 1 ст. 17 Закона об РРО). Кроме того, будет еще и небольшой админштраф по ст. 1551 КУоАП (см. БЗ 109.18).

Казалось бы, на этом все. Фискалы зашли в тупик, и выбраться из него законным путем, как оказалось, не так уже и легко. Причем проблему не решил бы и перевод «дефективных» РРО из разд. І в разд. ІІ Госреестра. Ведь до окончания срока их службы такие РРО можно было бы использовать в том числе и при продаже алкогольных напитков. Тогда они выдумали тот ход конем, о котором мы сказали выше, — ограничили сферу применения моделей РРО, которые и до сих пор не умеют отражать в чеке реквизиты акцизной марки.

Законный ли путь, предложенный налоговиками

По нашему мнению, не совсем. По крайней мере Положение № 1315 не содержит такого способа заставить субъектов хозяйствования отказаться от РРО, которые по большей части еще не исчерпали свой срок эксплуатации.

Более легальным кажется способ, предусмотренный п. 24 Положения № 1315. В нем сказано, что в случае изменения фискальных требований или требований нормативных документов к регистраторам ГНС на основании предложений технической комиссии устанавливает сроки и порядок выведения из эксплуатации или доработки регистраторов, которые не отвечают новым требованиям. А если доработка не помогла, исключить такие РРО из Госреестра, что означало бы полную невозможность их дальнейшей эксплуатации.

Этот путь, кстати, уже был проторен налоговиками. По крайней мере однажды они прибегали к нему, когда надо было избавиться от тех кассовых аппаратов, которые не умели передавать по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов. Хотя и на этом пути есть формальная преграда, о которой мы уже упоминали, из ст. 12 Закона об РРО. Она запрещает исключать из Госреестра модели РРО, которые раньше прошли первичную регистрацию и используются субъектом хозяйствования, до окончания срока их службы…

В этот раз налоговики таким путем не пошли. Они поступили менее строго, ограничив лишь сферу применения «дефективных» РРО. Но оправдан ли такой шаг во время войны? Не лучше было бы вообще отсрочить затею с вводом сплошного указания реквизитов акцизной марки в фискальных чеках?

Конечно, эти вопросы являются риторическими. Вместо ответа на них ГНСУ пытается успокоить встревоженных пользователей РРО. В своем комментарии она указывает, что внесенные изменения в Госреестр

не предусматривают автоматической отмены регистрации уже зарегистрированных РРО, не запрещают их использования на территории Украины, поскольку они продолжают находиться в Государственном реестре

И добавляет, что дальнейшее использование таких регистраторов алкоторговцами не целесообразно из-за вероятности начисления последним значительных сумм финансовых санкций за выдачу несоответствующего расчетного документа.

Мы же, в свою очередь, лучше расскажем, что следует делать тем торговцам алкогольными напитками, которых затронули вышеупомянутые новации в Госреестре РРО.

Что теперь делать торговцам алкоголем

Сверяемся с Госреестром. Задание № 1 — проверить, позволяет ли действующий Госреестр и дальше использовать ваш РРО при продаже алкогольных напитков. Для этого следует заглянуть в его регистрационное удостоверение и по названию модели/модификации и версии внутреннего ПО убедиться в том, ограничена сфера применения РРО или нет.

Если нет — считайте, вы вытянули счастливый билет.

Если да, то продавать через этот РРО алкоголь уже нельзя. Однако сами налоговики в своем комментарии указывают:

все РРО, которые не обеспечивают отражения реквизитов марок акцизного налога в чеке, могут и в дальнейшем без ограничений использоваться для продажи любых товаров и услуг, кроме алкогольных напитков

Поэтому просто переведите такой кассовый аппарат в отдел, где нет алкоголя.

Перерегистрируем «дефективный» РРО. Это придется сделать даже тогда, когда новое место, где вы поставите такой кассовый аппарат, расположено по тому же адресу, что и алкогольный отдел, где он стоял раньше. Объясняется это тем, что изменилась его сфера применения. А изменение сферы применения РРО приводит к необходимости в течение пяти рабочих дней, следующих за днем, когда возникли изменения, провести перерегистрацию РРО (п. 2 гл. 3 разд. ІІ Порядка № 547*).

* Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

Если же изменяется адрес использования РРО (решили переставить его на другую хозяйственную единицу), здесь однозначно без перерегистрации не обойтись (п. 1 гл. 3 разд. ІІ Порядка № 547). Детали перерегистрации в обоих случаях и перечень документов, которые следует будет подать, — в БЗ 109.06.

Продаем «дефективный» РРО. Выше мы уже говорили, что его можно продать другому субъекту хозяйствования, который не осуществляет алкоторговли. Однако только при условии, если ваш кассовый аппарат на тот момент будет находиться в разд. І Госреестра РРО. Не забудьте только перед этим отменить его регистрацию. Как это сделать, читайте в БЗ 109.06.

Приобретаем новый РРО. Заработали денег на продаже старого РРО — покупайте новый. Только обязательно выбирайте такой, который по данным разд. І Госреестра разрешен для реализации алкоголя. Иначе зарегистрировать вам его не удастся. Да и зачем тогда вообще менять шило на мыло…

Каким образом осуществляется регистрация РРО и постановка его на учет контролирующим органом, см. в БЗ 109.06.

Выбираем ПРРО вместо РРО. Не хотите железного «коня» — берите программный. Он, кстати, может быть и бесплатным. В своем комментарии налоговики хвастаются, что уже в течение 2 лет успешно функционирует бесплатное программное решение фискализации расчетных операций, которое способно удовлетворить потребности торговцев алкогольной продукцией. Речь идет о ПРРО «Касса» от ГНСУ. Однако вы можете отдать предпочтение любому другому.

Какова последовательность действий при регистрации ПРРО, см. в БЗ 109.20.

Вносим изменения в алколицензии. В приложении к лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками указывают перечень электронных контрольно-кассовых аппаратов и информацию о них: модель, модификацию, заводской номер, производителя, дату производства; регистрационные номера КУРО, которые находятся в месте торговли. Сведения о таких кассовых аппаратах налоговики переносят в лицензионное приложение из соответствующего заявления, которое подается хозсубъектом. Поэтому

после приобретения нового РРО/ПРРО и его регистрации в налоговом органе придется заняться еще и внесением изменений в алколицензию

Полную процедуру такого действа ищите в БЗ 113.03 (ср. ).

И последнее.

Совет для торговцев немаркированным алкоголем. В первую очередь пивом. Если вы торгуете только им, то спешить с любыми изменениями мы бы не рекомендовали. Потому что при продаже пива (и остального немаркированного алкоголя) реквизиты акцизной марки в чеке НЕ отражают! Ну где вы, скажите, видели на пиве акцизную марку?..

По нашему мнению, фразу «Кроме реализации алкогольных напитков» в Госреестре прописали очень небрежно. То есть как всегда… Если бы хоть на минуту задумались, то там должно бы быть «Кроме реализации маркированных алкогольных напитков». И тогда проблем с проведением через РРО операций по реализации пива точно не возникло бы. Но имеем то, что имеем. И при сугубо формальном подходе есть шанс услышать от фискалов, что «дефективные» РРО нельзя использовать при продаже любого алкоголя.

Наш совет: попробуйте обратиться к ним за индивидуальной налоговой консультацией. Если вам повезет, расскажете нам, а мы уже — всем. А до тех пор можете смело пользоваться своим РРО. Штрафы за несоответствие чека установленным требованиям вам не угрожают.

Выводы

  • До сих пор ассортимент товаров/услуг, которые можно было реализовывать через тот или иной РРО (кроме специализированных кассовых аппаратов), никоим образом не ограничивался. А вот в последней редакции Госреестра РРО фискалы прибегли к введению ограничений при продаже алкоголя.
  • Начиная с 28.07.2022 продавать любые алкогольные напитки, в том числе и НЕмаркированные акцизными марками, нельзя через РРО, сфера применения которых в Госреестре содержит оговорки «Кроме реализации алкогольных напитков» или «Кроме реализации алкогольных напитков версиями такими-то».
  • Вместе с тем РРО, которые не обеспечивают отражения реквизитов марок акцизного налога в чеке (их мы образно назвали «дефективными»), можно и в дальнейшем без ограничений использовать для продажи любых товаров и услуг, кроме алкогольных напитков.
  • Чтобы в дальнейшем без проблем торговать алкоголем, вы должны вместо «дефективного» РРО установить новый кассовый аппарат (классический или программный), зарегистрировать его в налоговой и внести изменения в лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше