Темы статей
Выбрать темы

РРО/ПРРО: проверки и ответственность

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Настоящая статья — не пособие на тему, как уклониться от нарушений РРОшного законодательства. И не справочник финсанкций, которые могут угрожать за такие нарушения. Она — о действующих на сегодня законодательных новеллах военного времени о проведении проверок в сфере осуществления расчетных операций. А еще о штрафах, которые разрешено/запрещено налагать в результате этих проверок. Прочитайте ее внимательно и сделайте правильный вывод.

Война — не повод пренебрегать РРО/ПРРО

Прошло уже более полугода с того времени, как все отлагательные условия для применения РРО/ПРРО в зависимости от системы налогообложения, годового объема дохода, перечня товаров, которые реализуются, и тому подобное прекратили свое существование.

С 01.01.2022 РРО/ПРРО должен быть у каждого субъекта хозяйствования, в том числе ФЛП, если он:

— осуществляет деятельность в сфере торговли, общественного питания, услуг;

— осуществляет расчетные операции в наличной и/или безналичной форме, в частности, с применением электронных платежных средств (ЭПС) при продаже товаров (предоставлении услуг);

— не попадает под освобождение от РРО/ПРРО по ст. 9 или 10 Закона об РРО.

При этом

никакие послабления в отношении применения РРО/ПРРО на период военного положения (ВП) не вводились

Поэтому даже во время войны в полной мере остается обязанность использовать РРО/ПРРО в тех случаях, когда этого требует Закон об РРО.

Вместе с тем из-за определенных обстоятельств эти требования удается соблюсти не всегда. А иногда встречаем откровенное пренебрежение нормами закона. Чего можно ожидать, если по тем или иным причинам вы и до сих пор работаете без РРО/ПРРО?

Ответ на этот вопрос начнем не со штрафов, а с того, что им предшествует — с проверок. Ведь для того чтобы наложить штраф, налоговики должны сначала документально зафиксировать соответствующее нарушение. Именно с этой целью они и проводят проверку. Конечно, если имеют право на ее проведение. Поэтому выясним прямо сейчас, какие проверки разрешены в период ВП и во время каких из этих проверок можно обнаружить нарушения РРОшного законодательства?

Проверки: что можно, а чего нельзя

Историю законодательных изменений в части проверок с начала войны оставим в стороне* из-за их быстротечности. Сосредоточимся лишь на тех нормах, которые действуют прямо сейчас.

* Кому это интересно, читайте статью «Нововведения в проверках во время военного положения» в «Налоги & бухучет», 2022, № 39.

Итак, согласно действующей редакции п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ налоговикам теперь разрешено проводить:

— все камеральные проверки. Впрочем, по вопросам применения РРО/ПРРО камералить нечего, потому что налоговая отчетность по этим вопросам не подается. Правда, камеральная проверка проводится в том числе на основании данных системы учета данных РРО (см. п.п. 75.1.1 НКУ), однако установить, а тем более зафиксировать РРО/ПРРО-нарушения только по результатам камералки вряд ли возможно;

— отдельные документальные внеплановые проверки, а именно:

(1) по обращению плательщиков;

(2) по основаниям, определенным пп. 78.1.7 (реорганизация; прекращение юрлица или ФЛП) и 78.1.8 НКУ (плательщик подал декларацию по НДС, в которой заявлено бюджетное возмещение / отрицательное значение выше 100 тыс. грн);

(3) фискалы получили налоговую информацию, которая свидетельствует о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков расчетов в ВЭД.

Такие проверки могут коснуться вопросов соблюдения Закона об РРО в случаях (1) и (2) (в последнем случае — по основаниям, определенным п.п. 78.1.7 НКУ).

Конечно, налоговикам по силам обнаружить РРО/ПРРО-нарушения и во время других документальных проверок, особенно плановых, поскольку последние включают контроль за соблюдением прочего (в том числе РРОшного) законодательства (см. п.п. 75.1.2 НКУ). Однако мешает им то, что документальные внеплановые проверки по всем прочим основаниям, а также

все остальные виды документальных проверок, в том числе документальные плановые проверки, остались на период действия ВП под запретом

— все фактические проверки (применение РРО/ПРРО, POS-терминалов; наличие лицензий; соблюдение трудового законодательства). Здесь, как видите, прямое попадание — именно во время фактических проверок по большей части и происходит контроль за порядком осуществления расчетных операций.

Нарушение есть. А наказание будет?

Допустим, налоговики проверку (из числа тех, которые разрешены во время ВП) провели, нарушение Закона об РРО установили, должным образом его зафиксировали. Что дальше?

Общие правила. Привлекут ли вас к ответственности за нарушения, обнаруженные во время разрешенных проверок, которые проводятся в период действия ВП, говорит п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ. В нем сказано, что в случае выявления таких нарушений:

— применяются штрафы согласно НКУ и другим законам, контроль за выполнением которых возложен на налоговиков. Закон об РРО — один из таких законов. Поэтому если им предусмотрена ответственность, то ее, казалось бы, не избежать (к данному Закону мы еще вернемся немного дальше);

— мораторий на наложение штрафных (финансовых) санкций на период действия ВП (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ) и/или на период действия карантина (п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ) не применяется. Однако для вас эти нормы ничего не весят, поскольку ни военный, ни карантинный моратории ответственности за нарушение правил, установленных Законом об РРО, никак не ограничивают;

— наказывать не будут, если правонарушение (действие или бездеятельность) случилось вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) (п.п. 112.8.9 НКУ). То есть штрафов за любые нарушения, обнаруженные в течение действия ВП, в том числе нарушения Закона об РРО, можно избежать, если вы докажете, что они случились именно из-за форс-мажора.

Специальные правила. Они прописаны в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО.

На период действия ВП санкции за нарушение требований Закона об РРО не применяются, кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров

Следовательно, во время войны п. 12 разд. ІІ Закона об РРО спасает от штрафов за нарушение РРО-законодательства только при продаже не подакцизных товаров. Это освобождение:

— касается всех субъектов хозяйствования — как ФЛП, так и юрлиц;

— не ограничено какой-то территорией, например, где ведутся/велись боевые действия. То есть касается всей территории Украины;

— амнистирует нарушение всех требований Закона об РРО. То есть не только собственно применения РРО/ПРРО, но и требований в отношении ведения учета товарных запасов ФЛП.

Если же с нарушениями Закона об РРО вы продаете подакцизные товары*, избежать штрафов в период действия ВП не удастся.

* Как правило, речь идет об алкогольно-табачной продукции, хотя не стоит забывать и об остальной подакцизке, скажем, о персональном электротранспорте (подробнее — в статье «Гироборд — не игрушка! Единщик, не трогай, а то…» в «Налоги & бухучет», 2022, № 49).

Какие правила главнее: общие или специальные? Если отталкиваться только от общих правил наложения штрафов из п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ, то можно прийти к безутешному заключению: к тем субъектам хозяйствования, которым война не мешает выполнять требования Закона об РРО (которые не находятся под воздействием форс-мажорных обстоятельств), штрафы, предусмотренные данным Законом по результатам разрешенных в военное время проверок, полностью применимы. Поэтому чтобы лишний раз не спорить с проверяющими,

рекомендуем использовать РРО/ПРРО при продаже любых товаров (не только подакцизных) и услуг, если нет объективных препятствий для выполнения требований Закона об РРО

Вместе с тем специальные нормы законодательства должны превалировать над общими. Поэтому если по определенным причинам (в том числе не связанным с форс-мажором) РРО/ПРРО вы не применяете, можно надеяться на освобождение от штрафов по специальному п. 12 разд. ІІ Закона об РРО (в отношении всех товаров/услуг, кроме подакцизки), а не по общему п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ (только по форс-мажорным основаниям). Надежду на такой либеральный подход дают и сами налоговики (см. БЗ 109.18), которые, отвечая на вопрос об РРО-штрафах, о п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ не упоминают вообще.

Однако и при таком подходе стоит сказать о ложке дегтя, которая есть в освобождении от штрафов по п. 12 разд. ІІ Закона об РРО. И даже не об одной.

Послевоенные штрафы за военные нарушения

То, что на период ВП санкции не будут применяться (если воздержаться от торговли подакцизными товарами) — это, конечно, хорошо. А что будет потом, после войны? Смогут ли налоговики применить санкции за РРО/ПРРО-нарушения, совершенные во время действия ВП? Законодатель ответа на этот вопрос, к сожалению, не дал.

На наш взгляд:

— во время военного положения временно заблокирована возможность налагать санкции за нарушение требований Закона об РРО как за военные, так и за довоенные нарушения;

военные нарушения освобождены от санкций навсегда. То есть и позже за эти нарушения оштрафовать будет нельзя.

В свою очередь, в БЗ 109.18 (наш комментарий см. в «Налоги & бухучет», 2022/№ 49).

налоговики заявляют, что в случае установления после войны нарушений Закона об РРО, допущенных в период с 24.02.2022 по день окончания ВП, будут применять штрафные санкции в обычном порядке

То есть контролеры считают, чтоб РРО-нарушение, допущенное во время действия ВП при продаже не подакцизных товаров, так и остается нарушением. И пусть оно осуществлено в военное время, после войны отвечать за него все равно придется.

Такой подход в части РРО-штрафов нам кажется бессмысленным. Ведь если вы уже допустили нарушение (например, не пробили через РРО/ПРРО продажу товара), то исправить его потом, после войны, нельзя. И зафиксировать должным образом, кстати, тоже. Однако фискалы, как видите, не могут смириться с уж слишком либеральным освобождением от штрафов по п. 12 разд. ІІ Закона об РРО (ср. ). Поэтому тем, кто не хочет с ними спорить после войны, лучше и во время ВП не допускать РРО-нарушений даже при торговле не подакцизными товарами.

Админштраф(ы) все равно будет(ут)

Это еще одна неприятная деталь того освобождения, о котором мы здесь говорим.

Правда, при отсутствии вины лица админштрафа быть не должно (ст. 9 КУоАП). То есть если лицо докажет, что приняло все меры, чтобы предотвратить возможное правонарушение, оно освобождается от предусмотренной ответственности. Если же вина лица в совершении админправонарушения будет установлена, то админштраф — полностью реален. Причем

на время ВП освобождения от административной ответственности, в том числе и за нарушение РРО-законодательства, нет

Это фактически подтверждают и сами налоговики (БЗ 109.18 БЗ). Они указывают, что во время проведения фактических проверок в период военного времени контролирующие органы составляют на физлица и должностные лица юрлиц протоколы об административных правонарушениях по ст. 1551, 16315 КУоАП. Что это за статьи?

Нарушение порядка проведения расчетов (ст. 1551 КУоАП). За такое правонарушение административное взыскание может быть наложено на:

(1) лиц, которые непосредственно осуществляют расчетные операции (то есть продавцов, кассиров и тому подобное) — в размере от 34 до 85 грн;

(2) должностных лиц, которые виновны в том, что было допущено нарушение, — в размере от 85 до 170 грн.

В случае если такие же действия совершены лицом, к которому в течение года применялось административное взыскание за такие же нарушения, минимальный и максимальный размер штрафов удваивается.

При этом налоговики только составляют протокол об админправонарушении (ст. 255 КУоАП). Рассматривают дела суды (ст. 221 КУоАП), поэтому:

— административное взыскание может налагаться не позже чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позже трех месяцев со дня его выявления (ч. 2 ст. 38 КУоАП);

— придется уплатить судебный сбор, который взыскивается с виновника, в размере 496,20 грн.

Невозможность рассчитаться ЭПС (ст. 16315 КУоАП). Получить этот штраф рискуют ФЛП и должностные лица юрлиц. А вот для продавцов/кассиров админответственность в этом случае не предусмотрена.

Размер штрафа — от 1400 до 3400 грн, а за нарушение, совершенное в течение года после наложения штрафа за такое же нарушение, штраф составит уже от 8500 до 17000 грн!

Дела об админправонарушениях рассматривают сами налоговые органы (ст. 2342 КУоАП). Поэтому нет необходимости уплачивать судебный сбор. И еще имеем несколько более короткий срок давности. Админштраф может быть наложен не позже чем через два месяца со дня совершения такого правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позже чем через два месяца со дня его выявления.

Остальные подробности в отношении админштрафов за нарушение РРО-законодательства читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 37, а отдельно для ФЛП — в «Налоги & бухучет», 2022, № 36.

Выводы

  • Нарушение требований Закона об РРО в период действия ВП налоговики могут обнаружить по большей части во время фактических, а также отдельных документальных внеплановых проверок. А вот плановых проверок можно не бояться — они во время войны запрещены.
  • При нарушении РРОшного законодательства при продаже:
    — подакцизных товаров угрожают финсанкции (одна или несколько) по ст. 17 Закона об РРО и админштраф по ст. 1551 КУоАП;
    — не подакцизных товаров — только админштраф по той же статье.

  • Кроме того, еще один достаточно серьезный админштраф (по ст. 16315 КУоАП) могут получить те, кто не обеспечивает возможность покупателю/заказчику рассчитаться ЭПС.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше