Вывод документа:
Порядок администрирования НДС* приведен в соответствие с нормами НКУ, регламентирующими приостановку расчета показателей реглимита для тех, кто перешел на спецЕН
* Утвержден постановлением КМУ от 16.10.2014 № 569.
Общеизвестно, что при переходе на спецЕН регистрация плательщиком НДС приостанавливается. НКУ предусмотрены две нормы, регламентирующие влияние этой приостановки на расчет реглимита:
1. На период использования спецЕН расчет всех составляющих формулы СЭА приостанавливается.
2. При расчете показателя ΣНаклОтр по зарегистрированным НН/РК, дата НО по которым приходится на период пребывания на спецЕН, такие суммы НДС не учитываются.
Вторая норма выглядит лишней и, скорее, только запутывает, ведь первая охватывает заморозку всех показателей формулы. Да и зарегистрировать НН/РК на плательщика спецЕН невозможно (поставщик составляет НН как на неплательщика).
Другое дело, что возникает вопрос: как определять реглимит после того, как спецЕНщик вернется на предыдущую систему. Первая (общая) норма говорит об остановке расчета показателей формулы на период пребывания на спецЕН, но ничего не говорит о том, что делать после возврата. А вторая запрещает учет одного, конкретного показателя ΣНаклОтр (причем даже если случится такое чудо, что НН/РК будет все-таки зарегистрирована, то реглимит по этой НН/РК не увеличится и после возврата на предыдущую систему).
И вот здесь подзаконный документ должен был бы уточнить, что в первой, общей норме имеется в виду приостановка расчета показателей реглимита «по операциям, совершенным в периоде пребывания на спецЕН» (или хотя бы «за период пребывания на спецЕН»), но не так, как написано в НКУ (приостановка «на период»).
К сожалению, эти моменты КМУ не уточнил.
Ведь такой неудачный оборот, который использован в НКУ, может повлечь за собой ошибочное понимание: мол, в периоде пребывания на спецЕН показатели формулы действительно не увеличиваются, но после возврата на предыдущую систему формула размораживается и по всем операциям, совершенным в периоде пребывания на спецЕН, реглимит должен увеличиться (кроме показателя ΣНаклОтр). Например, если спецЕНщик уплатил НДС при импорте, то в периоде нахождения на спецЕН реглимит не увеличивается*, а дескать, после возврата — нет преград. Конечно, такое превратное понимание п.п. 9.5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ не может быть реализовано на практике (реглимит никто не увеличит, даже при наличии чисто теоретических зацепок).
* Хотя на первых порах применения спецЕН такие случаи встречались, см. статью «Плательщик на спецЕН уплатил НДС на таможне: куда деть НДС?» («Налоги & бухучет», 2022, № 75).
И еще один момент. По идее, после ухода со спецЕН в ΣНаклОтр должны учесться и зарегистрированные входящие НН с датой составления до перехода на спецЕН, независимо от даты их регистрации.
В документе КМУ детализировал, что показатели формулы вновь начинают рассчитывать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращено использование спецЕН. Но как раз здесь особых вопросов нет, это повторение другой нормы (п.п. 9.9 подразд. 8 разд. ХХ НКУ).