Миссия — выполнить
Норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью установлен для работодателей, у которых среднеучетное количество штатных работников (СКШР) учетного состава за год составило 8 человек или больше.
А если работодатель — ФЛП, то он тоже обязан выполнять норматив? Да, обязан.
Для предпринимателей исключений нет. Правда, в выполнение норматива они могут засчитать себя, если имеют инвалидность (абзац второй п. 7 Инструкции № 591*).
* Инструкция по заполнению формы отчетности № 10-ПОІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью», утвержденная приказом Минсоцполитики от 27.08.2020 № 591.
Чему равнен норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью? Его размер зависит от СКШР за год, трудоустроенных у работодателя (ст. 19 Закона № 875**). Если этот показатель:
— от 8 до 25 человек, то норматив — 1 рабочее место;
— от 25 человек и более — 4 % от СКШР за год.
Ну, а если СКШР за год не достигло 8 человек, то работодателю выполнять норматив не нужно.
Кстати, рассчитывают СКШР в соответствии с Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286. Но быстрее и без нервов вам помогут рассчитать этот показатель «Налоги & бухучет», 2020, № 77, с. 15.
Учитываем в выполнение
Норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью рассчитываем самостоятельно.
В выполнение норматива учитываем лиц с инвалидностью, трудоустроенных по основному месту работы
При этом не имеет значения:
— группа инвалидности;
— занятость (полное/неполное рабочее время) работника с инвалидностью. Обратите внимание: даже если такому работнику установлено неполное рабочее время, в выполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью засчитываем его как полную единицу;
— достигли такие лица пенсионного возраста или нет (см. письмо Фонда от 08.08.2007 № 1/8-81).
Если в течение 2021 года:
— принято на работу лицо с инвалидностью, то его засчитываем в выполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью с даты трудоустройства;
— работнику установлена инвалидность, то его учитываем в норматив с даты установления инвалидности (см. письмо Минсоцполитики от 17.10.2019 № 17976/0/2-19/29).
Чем подтвердишь?
Если работодатель учитывает работника в выполнение норматива, то он должен иметь подтверждение того, что работник является лицом с инвалидностью. Для этого пригодится полученная от работника копия:
— пенсионного удостоверения (удостоверения получателя государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии);
— копия справки к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссией. Форма № 157-1/0 утверждена приказом МОЗ от 30.07.2012 № 577.
А вот индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) не является документом о состоянии здоровья. Поэтому даже если работник с инвалидностью не предоставил ее, при наличии документов, которые подтверждают его статус лица с инвалидностью, работодатель имеет право включить такого работника в выполнение норматива.
Отчитываемся
Прошлогодняя отчетная кампания заявила о себе изменением формы отчета о выполнении норматива просто посередине периода, отведенного для ее подачи. В результате часть работодателей успела отчитаться по одной форме, а остальные — по другой. ☺
В этом году Минсоцполитики решило повторить свой «подвиг».
01.02.2022 вступил в силу приказ Минсоцполитики от 13.10.2021 № 589, которым в форме отчетности и в Инструкции № 591 слова «Фонду соціального захисту інвалідів» были заменены словами «Фонду соціального захисту осіб з інвалідністю». Изменения косметические, но, заполняя форму № 10-ПОІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью», утвержденную приказом Минсоцполитики от 27.08.2020 № 591, обратите внимание на ее «шапку». Там должно быть указано, что она подается Фонду социальной защиты лиц с инвалидностью.
Важно! Если вы отчитались до 01.02.2022 по старой форме (с учетом изменений, внесенных приказом Минсоцполитики от 08.12.2020 № 821), то ничего пересдавать не нужно.
Отчет по форме № 10-ПОІ за 2021 год следует подать не позднее 1 марта 2022 года
Работодатели — юрлица, которые имеют обособленные подразделения, подают сводный Отчет по форме № 10-ПОI с учетом подразделений. То есть работников, которые трудоустроены в таких подразделениях, включает в свою отчетность головное предприятие. Каким образом будет выполнен норматив — за счет головного предприятия, за счет его обособленных подразделений или поровну — здесь не важно. Главное, чтобы в целом норматив был выполнен.
Пройдемся по реквизитам формы.
Заглавная и заключительная части. Адресную часть отчета (наименование работодателя, его местонахождение и адрес) и сетку кодов заполняем по данным ЕГРПОУ.
Подписывает отчет руководитель (собственник).
Табличная часть отчета. Ее заполнение приведем в таблице ниже.
Табличная часть формы № 10-ПОІ. Пояснения по заполнению
Код строки | Что указываем? |
01 | В графе 1 указываем СКШР за 2021 год (в целых единицах). Здесь детализации нет |
02 | В графе 1 проставляем СКШР с инвалидностью за 2021 год (в целых единицах). Этот показатель рассчитываете так же, как и СКШР всех работников. Только учитываете лиц с инвалидностью, для которых место работы у вас является основным. Далее в графах 2 — 13 приводим распределенные данные СКШР с инвалидностью за 2021 год. Сначала в графах 2 и 3 детализируем по полу (мужчины — графа 2, женщины — графа 3). Потом, чтобы жизнь малиной не казалась, распределяете лиц с инвалидностью и считаете СКШР с инвалидностью за 2021 год в зависимости от пола и: — фактического места проживания (в городе или же в сельских населенных пунктах и поселках городского типа). Обратите внимание, не прописка здесь рулит, а именно фактическое место проживания; — возраста (от 18 до 35 лет (графы 8, 9), от 36 до 60 лет (графы 10, 11) и более 60 полных лет (графы 12, 13)). Внимание! Абсолютно нормально, если общее значение показателя графы 1 строки 02 не будет совпадать с суммой распределенных показателей граф 2 и 3 строки 02 (или граф 4 — 7 строки 02 или граф 8 — 13 строки 02). Такие расхождения связаны с округлением показателей |
03 | Рассчитываем и указываем норматив (в целых единицах). Если у работодателя СКШР за 2021 год: — от 8 до 25 человек, то показатель строки 03 = 1; — 25 человек и более, то показатель строки 03 = показатель графы 1 строки 01 х 0,04. Внимание! Если в результате расчета получаете не целое число, применяете такое правило округления до целого: если после запятой число от 1 до 4, округляем в сторону уменьшения, от 5 до 9 — в сторону увеличения (п. 9 Инструкции № 591) |
04 | Проставляем в тыс. грн фонд оплаты труда штатных работников, учтенных в графе 1 строки 01 Отчета, за 2021 год. Составляющие фонда оплаты труда определяем в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госстата от 13.01.2004 № 5. Поэтому, например, больничные, пособие по беременности и родам, пособие по частичной безработице в годовую сумму зарплаты и, соответственно, в строку 04 попасть не должны. Заметим, что Инструкция № 591 не содержит указаний относительно того, как округлять данные этой строки. По мнению Минсоцполитики, сумму фонда оплаты труда следует указывать в тыс. грн с двумя знаками после запятой (см. письмо от 21.10.2019 № 18162/0/2-19/29) |
05 | Проставляем результат расчета по формуле: стр. 05 = стр. 04 х 1000 : стр. 01. Инструкция № 591 не содержит указаний о том, как указывать данные этой строки. На практике традиционно указывали в гривнях с двумя знаками после запятой |
06 | Если вы не выполнили норматив (строка 02 меньше строки 03), здесь указываете сумму административно-хозяйственных санкций (далее — АХС). Для работодателей с СКШР (см. графу 1 строки 01): — от 8 до 15 человек — стр. 06 = (1 × (стр. 05 : 2)); — от 15 до 25 человек — стр. 06 = 1 × стр. 05; — 25 человек и более — стр. 06 = (стр. 03 - стр. 02) × стр. 05. Внимание! Бюджетные учреждения (ч. 1 ст. 20 Закона № 875) и неприбыльные предприятия, учреждения, организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов (см. письмо Фонда от 10.10.2019 № 02/21-796/05-02), АХС не платят. Поэтому эту строку не заполняют. Также считаем, что эту строку не должны заполнять работодатели, которые (1) создали (выделили) рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью, (2) проинформировали вовремя об этом центр занятости путем подачи формы № 3-ПН, однако центр занятости не направил им нужное количество лиц с инвалидностью, или направил, но они отказались от предложенной работы, или эта работа им была противопоказана согласно заключениям МСЭК. В таком случае нет вины работодателя в невыполнении норматива. А значит, и АХС к нему применяться не должны |
Заполненную и подписанную форму № 10-ПОІ либо относим на бумаге в отделение Фонда по местонахождению работодателя, либо направляем по почте заказным письмом.
Датой поступления Отчета будет:
— дата подачи согласно отметке Фонда на бланке — если Отчет подавался лично;
— дата на почтовом штемпеле — если Отчет отправлен по почте.
А вот вариант подачи в электронной форме до сих пор недоступен.
Отчета маловато. Несите еще…
Если с подразделениями. Если количество подразделений изменилось, вместе с Отчетом надо подать обновленные сведения о подразделениях (приложение к форме № 10-ПОI).
Неприбыльщики. Они подают в Фонд копию решения о включении в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.
Если Отчет подаете лично, то вместе с копией несете его оригинал.
Если же Отчет отправляете по почте, то копию решения надо заверить нотариально.
Хозобъединения. Если они созданы в соответствии со ст. 19 Закона № 875 (в состав которых входят предприятия, организации общественных объединений лиц с инвалидностью), то подаете перечень документов, приведенный в п. 3 Порядка трудоустройства*.
+ на местах. Не везде, но бывает, что на местах работники Фонда соцзащиты лиц с инвалидностью при принятии отчета просят предоставить:
— список лиц с инвалидностью, которых зачли в выполнение норматива;
— копии документов, которые подтверждают инвалидность лиц, включенных в норматив.
Поэтому перед тем как нести Отчет в Фонд, лучше уточнить, какие документы, кроме Отчета, желают видеть работники именно вашего Фонда.
Ну, а если вы впервые идете сдаваться, то вам также понадобятся документы для регистрации.
Если в первый раз
Работодатели, у которых впервые возникла обязанность выполнить норматив, обязаны зарегистрироваться в отделении Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью по своему местонахождению. Регистрируют новичков в Фонде в период с 1 января до 1 февраля.
Однако большинство, чтобы два раза не бегать, регистрируются одновременно с подачей Отчета. Ведь ответственности за несвоевременную регистрацию в Фонде социальной защиты лиц с инвалидностью нет.
Если вы среди таких работодателей, то возьмите с собой заявление о регистрации по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.2007 № 98, и выписку/извлечение из ЕГР.
Если имеете обособленные подразделения, подготовьте сведения о таких подразделениях по форме, приведенной в приложении к Инструкции № 591 (ср. ).
Учреждения, которые полностью содержатся за счет бюджетных средств, предоставляют еще и копию решения о внесении в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.
Ответственность
АХС за невыполнение норматива. Их следует уплатить самостоятельно до 15 апреля 2022 года.
В случае несвоевременной уплаты санкций начисляется пеня.
Ее рассчитывают исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь срок ее существования (то есть за каждый календарный день просрочки) (ст. 20 Закона № 875).
Контролирует выполнение инвалидного норматива Гоструда (ч. 8 ст. 19 Закона № 875). А вот споры, которые могут возникнуть в случае невыполнения этого норматива, решаются Фондом соцзащиты лиц с инвалидностью или в судебном порядке.
Внимание! В постановлении от 21.02.2011 № 21-9а11 (см. reyestr.court.gov.ua/Review/14405504) Верховный Суд Украины пришел к заключению, что право на взыскание не уплаченных добровольно сумм АХС в судебном порядке возникает у контролирующего органа с 16 апреля соответствующего года.
На эти правоотношения распространяется срок обращения в суд, установленный КАСУ.
Аналогичные выводы были сделаны Верховным Судом, например, в постановлениях от 08.08.2019 по делу № 809/1931/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/83552872 и от 06.11.2020 по делу 160/8707/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/92691934.
Таким образом, если работодатель отказывается добровольно уплачивать санкции (пеню),
Фонд должен успеть обратиться в административный суд в 3-месячный срок с момента возникновения оснований для предъявления требований по уплате
Это следует из предписаний ч. 2 ст. 122 КАСУ.
Поэтому, если Отчет о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью за 2021 год был подан, но санкции не уплачены, с 16 апреля 2022 года начнется 3-месячный срок, в течение которого Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью может обратиться в административный суд с требованием о взыскании с работодателя суммы санкций.
Внимание! Рассматривая дела, суды сходятся в том, что АХС не могут применяться к работодателю, который принял все зависящие от него меры по трудоустройству лиц с инвалидностью на созданные им рабочие места (см., например, постановление Третьего апелляционного админсуда от 13.01.2021 по делу № 160/7061/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/94100481).
Что имеется в виду под теми «мерами»? Это:
1) создание (выделение) рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в соответствии с установленным нормативом;
2) информирование Службы занятости о наличии вакансий, на которые вы готовы трудоустроить таких лиц. Такое информирование осуществляется путем подачи информации по форме № 3-ПН.
Админштраф. За невыполнение норматива трудоустройства лиц с инвалидностью, неподачу Отчета о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью ст. 1881 КУоАП предусмотрена админответственность. Это штраф на должностных лиц предприятий и ФЛП-работодателей в сумме от 170 до 340 грн.
Вышеупомянутые нарушения могут обнаружить в ходе проверки инспекторы труда. Они же и составят протокол об административном правонарушении.
Решение о наложении административного штрафа согласно ст. 1881 КоАП принимает суд.
Внимание! Фонд соцзащиты лиц с инвалидностью настаивает, что своевременная уплата АХС не является основанием для освобождения от админответственности (см. письмо Фонда от 10.10.2019 № 02/21-796/05-02).
выводы
- Норматив трудоустройства лиц с инвалидностью установлен для работодателей, у которых СКШР учетного состава за 2021 год составило 8 человек или больше.
- Отчет о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью по форме № 10-ПОІ за 2021 год следует подать в Фонд соцзащиты лиц с инвалидностью не позже 1 марта 2022 года.
- 01.02.2022 в форму № 10-ПОІ были внесены изменения.
- АХС за невыполнение норматива следует уплатить самостоятельно до 15 апреля 2022 года.