План-график: где найти?
План-график налоговых проверок можно найти на сайте ГНСУ по ссылке: tax.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/545291.html. Выгружается он в формате таблицы. Поиск можно осуществлять так:
1) нажать клавиши «ctrl» и «f»;
2) во всплывающем окне ввести код ЕГРПОУ/идентификационный код или наименование предприятия/Ф. И. О. физлица (ФЛП);
3) нажать «найти далее».
«А что, могут проверять в карантин?» — спросите вы. Отвечаем. Запрет на плановые налоговые проверки особый. Он установлен в п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Но есть еще постановление № 89, которое разрешает плановые проверки для юрлиц (подробнее см. «Проверки в карантин: какие разрешены?»).
Итого: по ФЛП проводить плановые проверки на период карантина однозначно запрещено, а вот для юрлиц этот запрет снят незаконным постановлением № 89.
Однако если вы нашли себя в плане, но попадаете под мораторий, то в период карантина с проверкой к вам приходить не могут.
Как формируется план?
Как часто включают? Основы формирования плана-графика установлены в НКУ (ст. 77), а также Порядке № 524.
Хозсубъектов включают в план с определенной периодичностью. Она зависит, в первую очередь, от степени рисковости того или иного налогоплательщика, которая присваивается по определенным критериям.
Всего существует три степени рисковости: высокая, средняя и незначительная.
Налогоплательщиков с высокой степенью риска включают не чаще одного раза в год, средним — не чаще одного раза в 2 года, низким — не чаще одного раза в 3 года (п. 77.2 НКУ).
Однако не чаще чем раз в 3 года включают в план юрлиц, которые одновременно (п. 77.2 НКУ):
— отвечают критериям из п. 44 подразд. 3 разд. ХХ НКУ;
— и у которых сумма уплаченного НДС — не меньше 5 % от задекларированного дохода за отчетный период.
Также не чаще одного раза в 3 года включают самозанятых лиц, у которых сумма уплаченных налогов не меньше 5 % задекларированного дохода за отчетный период (тот же п. 77.2 НКУ).
Исключение по поводу «не менее одного раза в 3 года» не работает в случае нарушения ст. 45, 49, 50, 51, 57 НКУ.
Критерии рисковости. Критерии, по которым определяют степень риска, находим в п. 5 разд. III Порядка № 524. Их достаточно много. Приведем самые яркие примеры.
Вы с высокой степенью рисковости, если:
— рост налога на прибыль в 2 раза (на 50 %) и более ниже уровня роста доходов;
— платите налог на прибыль меньше в 2 раза и более, чем платят налог другие в соответствующей сфере;
— есть взаимоотношения с плательщиками, которые не подавали отчетность в течение 2 налоговых (отчетных) периодов;
— иные расходы превышают 30 % общих расходов операционной деятельности;
— есть операции по реализации продукции (товаров, работ, услуг) ниже себестоимости;
— разница между себестоимостью продукции и чистым доходом от реализации не превышает 10 % себестоимости реализованной продукции;
— дебиторская задолженность превышает кредиторскую более чем в 2 раза и т. д.
Средняя рисковость присваивается, если:
— вы декларируете отрицательное значение объекта, облагаемого налогом на прибыль, в течение 2 отчетных периодов (если период — квартал) или в течение одного налогового периода (если период — год);
— у вас нетипичный экспорт (т. е. по товарам, нетипичным для основного вида деятельности) в сумме более 5 млн грн или более 5 % общего объема поставок (не меньше 100 тыс. грн);
— у вас уменьшилась сумма начисленного ЕСВ за предыдущие периоды более чем на 20 % от общей суммы начисленного ЕСВ за последние 12 месяцев, предшествующих отчетному;
— у вас есть отношения с единщиками, которые одновременно являются руководителями, учредителями или сотрудниками вашего предприятия, в сумме операций более 5 млн грн или более 5 % общих объемов поставок, но не менее 100 тыс. грн;
— у вас есть отрицательные решения комиссии ГНС по поводу остановки регистрации НН в течение 3 отчетных периодов;
— есть несоответствие РРО-отчетности и объемов поставки из декларации по НДС;
— сумма расчетных операций, проведенных через РРО, в 2 раза и более меньше от средней суммы расчетных операций, проведенных через РРО в регионе по одному виду хоздеятельности (с учетом пропорциональности доходов к сумме таких операций) и т. д.
А вот низкая степень грозит, например, тем, у кого IP-адрес или электронный адрес для переписки с налоговиками используется более чем семью налогоплательщиками с объемом реализации более 4 млн грн.
Могут ли менять план-график? Могут. Но все зависит от вида изменений. Их условно разделим на два вида:
1) технические (когда по уже включенному в план субъекту корректируют, к примеру, наименование);
2) фактические (когда в план, например, вносят нового субъекта или меняют период для проверки).
По фактическим изменениям. Их можно вносить 2 раза в год: 1 раз — в первом квартале и 1 раз — во втором (п. 77.2)
Если вас добавили в план в первом квартале года, то проверка может начаться не ранее 1 июля. Если вас добавили во втором квартале, то — не ранее 1 октября.
Также из-за карантина добавляется еще одно основание для внесения изменений в план-график. По Переходным положениям НКУ для проверок, запланированных на период с 18.03.2020 по день окончания карантина, — после окончания карантина (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). В таком случае обновленный план фискалы должны опубликовать в течение 10 календарных дней с даты окончания карантина. Подраздел 10 разд. ХХ НКУ не устанавливает ограничений по сроку начала самой проверки.
Если мы говорим о технических изменениях, то их можно вносить бесчисленное количество раз. Но план с техническими изменениями должен быть опубликован до 30-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором должна начаться проверка. То есть, например, ваша проверка запланирована на май 2022 года, и вы в марте 2022 года меняете наименование. В таком случае план-график с вашим новым наименованием должен появиться не позднее 30 апреля.
Как проходит проверка?
О начале проверки предупреждают? Найдя себя в плане-графике, вы еще не будете знать, в какой конкретно день налоговики придут на проверку. Ведь в этом документе есть только месяц мероприятия, но не конкретная дата. Поэтому в п. 77.4 НКУ установлено правило о том, что фискалы обязаны не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки отправить (вручить) налогоплательщику:
— копию приказа о проведении плановой проверки;
— письменное уведомление с указанием даты начала такой проверки.
Что проверяют? Плановая проверка — это проверка, предметом которой являются:
— своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НКУ налогов и сборов;
— соблюдение валютного и другого подконтрольного налоговикам законодательства (например, своевременность расчетов по ВЭД-договорам);
— соблюдение работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками/наемными лицами (эти вопросы могут интересовать налоговиков в основном в свете начисления и уплаты зарплатных налогов/сборов: ЕСВ, НДФЛ, военный сбор).
Как долго проверяют? Максимальные сроки для проведения плановых проверок устанавливаются в НКУ (п. 82.1 НКУ). Они зависят от типа плательщика. Так, если это:
— субъекты малого предпринимательства (ч. 3 ст. 55 ХКУ), то могут проверять в течение 10 рабочих дней, а продлить проверку — максимум на 5 рабочих дней;
— крупные плательщики (п.п. 14.1.24 НКУ) — в течение 30 рабочих дней, продлить могут на 15 рабочих дней;
— все остальные плательщики — в течение 20 рабочих дней, продлить могут на 10 рабочих дней.
Обратите внимание: налоговики говорят о том, что при проверке они будут ориентироваться на правила внутреннего трудового распорядка (БЗ 130.03). Более того, в этом разъяснении фискалы указали на то, что если у предприятия особый график работы (отличающийся от стандартной 5-дневной рабочей недели по 8 часов в день), то это не может служить причиной для составления акта о недопуске к проведению проверки. Берите на заметку, но помните: особый график нужно оформлять в соответствии с трудовым законодательством.
Включили в план незаконно?
Нарушения правил внесения в план-график различные. Бывают случаи, когда налоговики включают в план плательщиков не в соответствии с критериями рисковости (см. выше) или бесконтрольно вносят новых кандидатов на проверку в течение планового года.
В этой ситуации есть несколько путей:
1) обжаловать факт включения в план-график еще до того, как вы получили уведомление о проведении проверки;
2) не допускать проверяющих и обжаловать приказ о назначении проверки;
3) обжаловать налоговое уведомление-решение (НУР), вынесенное на основании незаконной проверки, аргументируя все тем, что включение в план-график было незаконным.
И здесь не все так просто. Судебная практика (а решать этот вопрос придется именно через суд) неоднозначная.
Если мы говорим об обжаловании факта включения в план-график еще до уведомления о проверке, то есть успешные случаи обжалования (см., например, постановление Второго апелляционного админсуда от 03.02.2021 по делу № 480/1264/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/94838853, постановление ВС от 12.10.2021 по делу № 520/12628/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/100285425). Но встречается и негативная судебная практика, где судьи говорят о том, что в ситуации с незаконным включением в план-график нужно бороться только недопуском к проверке (постановление Шестого апелляционного админсуда от 02.03.2021 по делу № 580/934/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/95363874).
Обжалование же приказа о назначении проверки все-таки должно сопровождаться и недопуском. Дело в том, что незаконный (по мнению налоговиков) недопуск может привести к аресту имущества. Для того, чтобы этого не произошло, нужно сразу подавать иск об отмене приказа о проведении проверки. Так возникнет так называемый спор о праве. Тогда налоговикам не удастся подтвердить арест, ведь суд должен закрыть производство, открытое на основании заявления фискалов о применении ареста (п. 2 ч. 4 ст. 283 КАСУ).
Примеры успешного обжалования приказа: постановления ВС от 26.10.2021 по делу № 813/417/17, от 03.02.2021 по делу № 808/2686/17, от 18.08.2021 по делу № 520/12825/19*.
* См. по ссылкам: reyestr.court.gov.ua/Review/100653502, reyestr.court.gov.ua/Review/94643094, reyestr.court.gov.ua/Review/99062843 соответственно.
Касаемо обжалования НУР, вынесенного по результатам незаконной плановой проверки, ситуация следующая. Здесь мы вплетаем в аргументацию иска обстоятельства незаконного включения плательщика в план-график. При этом требуем отмены НУР.
Примеры успешного обжалования НУР: постановления ВС от 28.10.2021 по делу № 810/3099/18, от 21.10.2021 по делу № 817/1314/17 и Большой Палаты ВС от 08.09.2021 по делу № 816/228/17**.
** См. по ссылкам: reyestr.court.gov.ua/Review/100679729, reyestr.court.gov.ua/Review/100471023, reyestr.court.gov.ua/Review/100022843 соответственно.