Темы статей
Выбрать темы

Пришел фискальный запрос: что делать?

Амброзяк Наталья, юрист
Несмотря на карантин, многие плательщики продолжают получать запросы от налоговиков. Этот факт часто вызывает волнение. Более того, в «запросных» нормах произошли некоторые изменения. В общем, в этой статье мы решили напомнить вам об общих правилах реагирования на запросы налоговиков, рассмотрим, как на них повлиял карантин и законодательные новшества.
Содержание статьи:

Запросы и COVID

Во-первых, на период карантина налоговикам не запрещено направлять запросы налогоплательщикам.

Во-вторых, несмотря на отсутствие запрета на отправку запросов, сроки предоставления ответов на них приостановлены (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Причем эта приостановка касается как запросов, связанных с последующей проверкой (ст. 78 НКУ), так и тех, которые с ней не связаны (ст. 73 НКУ). То есть

с ответами можно не торопиться, но и тянуть до окончания карантина, на наш взгляд, не стоит

Напомним: ряд внеплановых документальных проверок могут проводиться только в случае, когда налогоплательщик не отвечает на письменный запрос от налоговиков в течение установленного НКУ срока (см. п.п. 78.1.1 и 78.1.4 НКУ).

К слову, приостановка сроков предоставления ответов на подобные обращения фискалов будет особенно полезна юрлицам, по которым пытаются провести проверку на основании постановления № 89 (см. подробнее «Проверки в карантин: какие разрешены?»). Хотя таких юрлиц не так уж и много.

Общие правила

Какие реквизиты должны быть в запросе? Перечень обязательных реквизитов находим все в том же п. 73.3 НКУ. В частности, запрос:

— подписывается руководителем (заместителем или уполномоченным лицом) налоговой;

— скрепляется печатью контролирующего органа;

— содержит основания для направления запроса в соответствии с п. 73.3 НКУ, с указанием информации, которая это подтверждает;

— содержит перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые должен предоставить плательщик.

Обратите внимание: разного рода информационные письма, которые могут приходить на электронную почту и разные мессенджеры налогоплательщика (например, Телеграм или Вайбер), официальными запросами не являются. Чаще всего такие письма не содержат всех обязательных реквизитов, в частности, квалифицированных электронных подписей (п. 421.2 НКУ).

Каковы основания для запроса? Перечень оснований указан в п. 73.3 НКУ. Их все перечислять не будем. Остановимся на наиболее часто используемых.

1. По результатам анализа налоговой информации были выявлены факты, которые могут говорить о нарушениях плательщиком законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов, налогового, валютного и прочего подконтрольного налоговикам законодательства (п.п. 1 п. 73.3 НКУ). Эти факты должны указываться в запросе.

Обратите внимание: с 01.01.2022 речь уже не идет о фактах, которые однозначно говорят о нарушениях.*

* Мы писали об этих изменениях в «Налоги & бухучет», 2021, № 104, с. 2.

Формулировка стала более размытой. А ведь до 01.01.2022 плательщики успешно обжаловали приказы о назначении проверок на основании запросов без указания на конкретные нарушения (постановление ВС от 04.10.2021 по делу № 804/4223/17// reyestr.court.gov.ua/Review/100079334). В дальнейшем это сделать будет сложнее. Однако в любом случае в запросе должны указываться конкретные факты, которые могут говорить о нарушении, со ссылками на ту или иную информацию. Хоть они и будут с оттенком подозрения. Этот момент признают и налоговики в информационном письме от 01.02.2022 № 2/2022*.

* См. по ссылке: tax.gov.ua/broshuri-ta-listivki/563937.html

2. Выявлена недостоверность данных в поданных плательщиком налоговых декларациях (п.п. 3 п. 73.3 НКУ). Если налоговики ссылаются на это основание, то в запросе обязательно они должны указать среди прочего:

— какие конкретно данные являются недостоверными;

— информацию, подтверждающую недостоверность;

— конкретные периоды декларирования (т. е. те, в которых была выявлена недостоверная информация);

— перечень информации и документов, которые должен предоставить плательщик.

Именно такой перечень сформулирован судпрактикой. В этой части полезным будет постановление ВС от 23.12.2021 по делу № 160/10657/19 (reyestr.court.gov.ua/Review/102171404), хотя оно и не в пользу плательщика.

Также в последнее время иногда наши читатели получают запросы с основанием «иные случаи, предусмотренные НКУ» (п.п. 6 п. 73.3 НКУ). Причем задают под этим соусом достаточно странные вопросы. Например, почему показатели декларации по НДС и декларации единоналожника не совпадают. Интересно, что документы при этом не требуют. Таким образом фискалы намекают на недоплату налогов. Хотя разница в показателях — вполне законное и нормальное явление… Если документы не требуют, то на такой запрос отпиской с разъяснением азов формирования показателей деклараций обойтись безопасно.

Отвечать или не отвечать? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно:

1) проверить запрос на наличие обязательных реквизитов (см. п. 73.3 НКУ и выше);

2) проанализировать, правильно ли сформулировано основание для направления запроса:

— есть ли ссылки на конкретные пункты НКУ;

— указаны ли конкретные факты, говорящие о подозрении на конкретное(ые) нарушение(я) (если основание для запроса — п.п. 1 п. 73.3 НКУ) или конкретизированы ли данные о недостоверной информации в декларации (см. п. 2 из перечня оснований выше);

— указана ли информация, подтверждающая факты, о которых мы сказали выше, и т. д.;

3) установлен ли конкретный перечень документов и информации, которую просят налоговики у плательщика.

Если в запросе что-то из перечисленного выше отсутствует, то он является незаконным.

Далее возможны такие стратегии поведения.

Во-первых, не отвечать на незаконный запрос. Формально плательщик имеет на это право (п. 73.3 НКУ). Но, как правило, эта стратегия вызывает проблемы, так как налоговики считают запрос законным и приходят на проверку (если запрос связан с этим мероприятием и оно не попадает под «карантинный» запрет**).

** См. подробнее «Проверки в карантин: какие разрешены?» этого номера.

Во-вторых, давать отписку на незаконный запрос. То есть написать налоговикам, почему вы отказываетесь предоставлять запрашиваемые документы и информацию. При этом указать, что все будет предоставлено после того, как плательщик получит правильно оформленный запрос. Стратегия, на наш взгляд, более эффективная, поскольку так проще будет отбиваться.

В-третьих, предоставить все документы и информацию на законный запрос. И этот факт играет в пользу плательщика при обжаловании дальнейших действий фискалов (постановление ВС от 21.10.2021 по делу № 1.380.2019.003031 // reyestr.court.gov.ua/Review/100512448).

В-четвертых, не предоставлять информацию и документы на законный запрос в предусмотренных НКУ случаях. Так, с 01.01.2022, если вы уже предоставляли копии каких-либо документов и/или информацию в ответ на предыдущие запросы, то можно вместо повторного их предоставления сослаться на такие ответы (п. 73.3 НКУ). Нужно указать даты и номера таких писем.

Итого: даже если вы получили запрос, то нужно подходить к нему с холодным сердцем и чистым разумом ☺.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше