Темы статей
Выбрать темы

Обжалуем результаты налоговой проверки

Амброзяк Наталья, юрист
Большое число результатов проверок, к сожалению, не обходится без обжалования. Причины различные: от явно фискальной позиции налоговиков по спорным вопросам до банальных ошибок. Да и карантин добавляет сложностей. Поэтому в этой статье мы решили вам напомнить об основных и актуальных правилах обжалования результатов проверок.

Способы обжалования

Их условно можно разделить на стандартные и дополнительные.

Стандартных процедур всего две:

1) административная (т. е. подача жалобы внутри системы налоговых органов);

2) судебная (т. е. подача иска в админсуд).

А вот к дополнительным можно отнести, например, жалобы:

— в Минфин (контакты для подачи жалоб см. по ссылке: mof.gov.ua/uk/contacts);

— в Совет бизнес-омбудсмена (информацию по поводу подачи жалоб см. по ссылке: boi.org.ua/complainttop/);

— в Комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики или непосредственно его главе (контакты для жалоб главе комитета см. по ссылке: itd.rada.gov.ua/mps/info/page/21023);

— в сервис ГНСУ «Пульс» (если пытаются требовать еще и взятку; контакты см. по ссылке: zir.tax.gov.ua/main/index/pulsinfo/).

Дополнительными мы их называем, потому что решения, принятые этими субъектами, формально не обязательны к исполнению налоговиками. В отличие от стандартных. Но иногда именно дополнительные процедуры помогают разрешить проблемы (в том числе те, которые касаются обжалования результатов проверок).

Что обжалуем?

По результатам проверки налоговики составляют в первую очередь акт, а затем налоговое уведомление-решение (далее — НУР).

Но обжаловать как в административном, так и судебном порядке можно только НУР

Если вы не согласны с актом проверки, то для этого существует процедура подачи возражений на акт. Об этом говорит и судебная практика (постановление ВС от 08.09.2020 по делу № П/811/2893/14 // reyestr.court.gov.ua/Review/91752763).

Хотя ошибки в акте могут служить аргументами для отмены НУР в процессе обжалования последнего. Например, те, которые влияют на размер доначислений и штрафных санкций. В частности, арифметические ошибки (постановление ВС от 07.07.2020 по делу № 813/5584/15 // reyestr.court.gov.ua/Review/90366887). Также аргументом для отмены уведомления-решения может служить совпадение даты составления акта и спорного НУР. Ведь это лишает плательщика права на подачу тех самых возражений, о которых мы сказали выше (постановление ВС от 09.07.2020 по делу № 340/94/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/90329205).

Кроме того, можно обжаловать требование об уплате недоимки по ЕСВ, а также решение о применении финсанкций и пени (ч. 4 и 14 ст. 25 Закона № 2464).

Итак, со способами обжалования и тем, на что конкретно нужно жаловаться, мы определились. Теперь поговорим о процедуре. Сосредоточимся на стандартных процедурах обжалования: административной и судебной.

Админобжалование

Кому подаем жалобу? По общему правилу все жалобы подаются в вышестоящий орган для налоговиков, вынесших то или иное решение (п. 56.3 НКУ, ч. 4 ст. 25 Закона № 2464). То есть админжалобу мы подаем исключительно в ГНСУ.

Заметим: обращаться можно как сразу в суд, так и начать с админобжалования. Но если вы сразу подадите иск в суд, то жалобу в ГНСУ на это же решение налоговиков подать уже будет нельзя.

В какие сроки? Скажем сразу: в связи с карантином сроки подачи жалоб приостановлены до последнего дня календарного месяца, в котором завершится карантин (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). То есть если срок обжалования приходится на карантин, то спешить с админжалобой не имеет смысла. Но о сроках все равно нужно знать, ведь эти ограничения когда-нибудь закончатся.

А по общему правилу все зависит от типа решения. Так, если это:

— НУР, то подать жалобу можно в течение 10 рабочих дней, следующих за днем его получения плательщиком (абз. 1 п. 56.3 НКУ);

Если эти сроки пропущены, то можно подать жалобу еще в течение 6 месяцев с даты окончания указанного выше срока (кроме «нерезидентских» решений по ст. 581 НКУ). Для этого нужно кроме жалобы подать еще и ходатайство о возобновлении пропущенного срока, в котором сослаться на уважительные причины пропуска (абз. 3 п. 56.3 НКУ). Но помните: эти 6 месяцев никак не повлияют на несогласованность обязательств. Т. е. налоговый долг все равно возникнет на 11-й рабочий день после получения спорного НУР!

— уведомление-решение для нерезидента (выданное в порядке ст. 581 НКУ) — в течение 90 календарных дней со дня получения его плательщиком-нерезидентом (п. 56.24 НКУ);

— ЕСВ-требование — в течение 10 календарных дней, следующих за днем его получения плательщиком (ч. 4 ст. 25 Закона № 2464).

Каков алгоритм подачи жалобы? Порядок и требования для подачи жалоб установлены в НКУ, Порядке № 916 и Законе № 2464.

Мы выделяем в алгоритме 4 шага.

1. Составить жалобу. Утвержденных шаблонов, к сожалению, нет. Но можно, например, воспользоваться образцом, приведенным в письме ГНАУ от 14.12.2004 № 24348/7/25-001 (ср. ). Он старый, но его можно отредактировать под современные требования.

Не забывайте, что к жалобе можно прилагать дополнительные расчеты, документы и прочие доказательства вашей правоты (в том числе и результаты фото-, аудио- или видеофиксации во время проверки, см. подробнее «Можно ли снимать проверку на видео?» этого номера).

Жалобу подписывает лично плательщик или его представитель. Если речь идет о представителе, то еще нужно прилагать оригинал или копию документа, подтверждающего полномочия этого представителя (п. 3 разд. IV Порядка № 916).

2. Подать жалобу в ГНСУ. Подать жалобу можно (п. 56.3 НКУ, п. 1 разд. V Порядка № 916):

а) в письменном виде:

— лично или через своего представителя;

— по почте (отправляем с уведомлением о вручении и описью вложения);

б) в электронном виде (нововведение Закона № 1525, хотя и раньше налоговики были не против (БЗ 127.01). Для этого можно воспользоваться меню «Листування з ДПС» в Электронном кабинете. Текст жалобы (в форме мало места) и дополнительные документы оформляем в виде файлов в формате pdf «весом» не более 2 Мб.

3. Уведомить налоговую, которая выдала «спорное» НУР, о том, что мы подали жалобу в ГНСУ. Для этого пишем обычное письмо. Можно в бумажном виде, а можно и электронном, например, через Электронный кабинет (т. е. в порядке п. 42.4 НКУ). Об этом говорит п. 56.5 НКУ.

4. Ждать ответа от налоговиков и/или участвовать в рассмотрении жалобы. Здесь учтите: из-за COVID до конца карантина приостановлены не только сроки подачи админжалоб, но и сроки их рассмотрения фискалами (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Поэтому если вам необходимо решить вопрос быстрее, то возможно имеет смысл обратиться сразу в суд.

При обычных же обстоятельствах (некарантинных) налоговики рассматривают жалобу в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы (п. 56.8 НКУ, ч. 4 ст. 25 Закона № 2464). Также сроки могут продлить до 60 календарных дней (п. 56.9 НКУ, ч. 4 ст. 25 Закона № 2464). О таком продлении вас должны уведомить письменно до окончания 20-дневного срока.

Если решение по жалобе не отправляется плательщику в течение указанного выше срока или его не предупредили о продлении срока ее рассмотрения, то жалоба считается удовлетворенной в пользу такого плательщика.

Внимание! Из-за приостановки сроков рассмотрения жалоб в период карантина правило об «автоматическом» удовлетворении жалобы не работает.

Если вы все-таки настроены на решение вопроса на уровне админобжалования, то не лишним будет принять участие в рассмотрении вашей жалобы. Сделать это можно как лично, так и через представителя (п. 1 разд. VI Порядка № 916). Об участии нужно обязательно указывать в жалобе. Хотя если вас уведомили о рассмотрении, но вы или ваш представитель на него не явились, то рассмотрение все равно будут проводить (п. 5 разд. VI Порядка № 916). К слову, иногда налоговики не должным образом уведомляют о рассмотрении жалобы.

Полезный совет. Подачей админжалобы можно пользоваться не только для того, чтобы отменить НУР. Иногда этим можно просто затянуть время для согласования обязательств и возникновения налогового долга. Для этого подается формальная жалоба.

Однако в период карантина такая стратегия не актуальна из-за приостановки сроков подачи и рассмотрения жалоб. Ведь получается, что до конца карантина и так обязательства считаются несогласованными (абз. 2 п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Результат. По итогу может выйти такая ситуация. Если вы (ст. 60 НКУ):

— полностью победили, то обжалованное НУР отменяется;

— отбились не от всех посягательств, то старые НУР отзывают и направляют вам новое, с уменьшенной суммой начисленных обязательств;

— проиграли, то НУР, которое обжаловалось, остается в силе. Кроме того, бывает, что фискалы еще обнаруживают какое-то нарушение и доначисляют обязательство. В этом случае вам к старому НУР выпишут еще одно на доначисленную сумму.

Во втором и третьем вариантах развития событий вы можете смириться или обжаловать спорные НУР уже в суде.

Судебное обжалование

Кому подаем иск? В окружной административный суд. Его можно подать как по местонахождению хозсубъекта, так и по местонахождению органа ГНС, вынесшего спорное решение. Об этом говорит ч. 1 ст. 25 КАСУ.

В какие сроки? Нормы, закрепляющие положения о сроках обжалования, как показала многолетняя судпрактика, неоднозначны. Поэтому ориентируемся на современную позицию Верховного Суда. Итак, на подачу иска у вас:

1095 календарных дней со дня получения спорного НУР, если процедуру админобжалования вы не проходили (п. 56.18 НКУ);

1 месяц со дня окончания процедуры админобжалования (т. е., в частности, получения решения по админжалобе), если эту процедуру вы проходили (п. 56.19 НКУ).

Изначально этих разделений не было. Иск можно было подать в течение 1095 дней независимо от того, было ли админобжалование. Такое положение дел существовало вплоть до конца 2020 года (см., например, постановление ВС от 03.04.2020 по делу № 2540/2576/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/88575707).

Позиция, о которой мы рассказали выше, закрепилась после постановления ВС от 26.11.2020 по делу № 500/2486/19 (reyestr.court.gov.ua/Review/93404515). Однако обратите внимание: Верховный Суд сейчас стал указывать на то, что если иск был подан до 26.11.2020, то суды не могут оставлять его без рассмотрения (см. постановления ВС от 20.08.2021 по делу № 380/10381/20, от 29.09.2021 по делу № 320/6849/19, от 23.12.2021 по делу № 520/3793/19* и т. д.).

* См. по ссылкам: reyestr.court.gov.ua/Review/99123370, reyestr.court.gov.ua/Review/100124166, reyestr.court.gov.ua/Review/102171159 соответственно.

К слову, если вы обжалуете ЕСВ-требование, то там ситуация другая. Верховный Суд пришел на сегодняшний день к выводу, что сроки подачи иска в этом случае (ч. 4 ст. 122 КАСУ):

6 месяцев со дня получения спорного решения, если вы админжалобу не подавали.

3 месяца со дня вручения решения, если вы подавали админжалобу на ЕСВ-требование;

6 месяцев со дня подачи жалобы, если решение по админжалобе вы не получили;

Эту позицию находим в постановлениях ВС от 25.02.2021 по делу № 580/3469/19 (reyestr.court.gov.ua/Review/95240811) — по поводу админобжалованных требований* и от 18.11.2021 по делу № 460/5355/20 (reyestr.court.gov.ua/Review/101191159) — по поводу «неадминобжалованных» требований.

* См. подробнее в «Налоги & бухучет», 2021, № 38, с. 22.

Полезные советы. Во-первых, сроки для подачи иска в суд на сегодняшний день в связи с карантином не приостановлены. Но теоретически их можно попробовать продлить в отношении, к примеру, обжалования НУР, подав формальную админжалобу. Ведь ВС сейчас считает, что в этой ситуации срок для подачи иска — 1 месяц с момента вручения решения по жалобе. Сроки рассмотрения админжалоб приостановлены (см. выше), и на практике налоговики решения по жалобам из-за этого не всегда выносят, ожидая окончания карантина.

Во-вторых, в доковидные времена на практике никто не ждал все 1095 дней для подачи иска, а обращались в суд в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения спорного НУР или того же ЕСВ-требования. Иначе обязательство становится согласованным, а при неуплате возникает налоговый долг. Хотя формально, если проводится процедура судебного обжалования, до вступления в силу судрешения обязательство считается несогласованным (п. 56.18 НКУ).

Каков алгоритм подачи иска? Здесь мы выделили четыре шага.

1. Составляем иск. То, что должно быть в иске, смотрим в ч. 5 ст. 160 КАСУ. Можно взять за основу приблизительный бланк, размещенный, например, на сайте Харьковского окружного админсуда (см. по ссылке: adm.hr.court.gov.ua/sud2070/gromadyanam/inform/zraz_dok).

2. Уплачиваем судебный сбор. Ставки закреплены в п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о судсборе. По ссылке court.gov.ua/affairs/sudytax/ можно найти реквизиты для каждого суда и калькулятор судсбора.

3. Направляем в суд иск с копиями документов + копию иска и копии этих же документов для других сторон спора. Подавать можно как по почте (письмом с уведомлением о вручении и описью вложения), так и лично в канцелярию. Есть также возможность подать иск в электронном виде через систему «Электронный суд» (cabinet.court.gov.ua/login). Но для этого нужно иметь официальную электронную почту, а также электронную подпись.

Адреса судов можно найти на портале «Судова влада» (court.gov.ua/sudova-vlada/sudy/).

Налоговики еще просят предупреждать о подаче иска налоговую — автора спорного решения (БЗ 127.01). Аналогично ситуации с админобжалованием. Но нормативно это не предусмотрено.

4. Ждем получения определения об открытии производства по делу или оставления иска без движения (если будут на то причины, например недоплачен судебный сбор).

Если ваш иск оставили без движения, то переживать не стоит. Нужно просто исправить ошибки, указанные в определении. Срок для исправлений будет указан в этом документе. Если же все в порядке, то процедура пойдет своим чередом.

Безусловно, это всего лишь общие моменты обжалования. Однако они, думаем, дадут вам уверенность в том, что это вполне выполнимая задача. Так что не бойтесь спорить с контролирующими органами! А мы поможем вам советом.

выводы

  • Обжаловать решения налоговиков можно в админпорядке (жалоба в ГНСУ) и судебном (иск в админсуд). Также можно подавать жалобы в Минфин, Совет бизнес-омбудсмена и т. д.
  • Обжалуем в первую очередь НУР, а не акт проверки.
  • Если вы не согласны с актом проверки, то нужно подавать возражения. Однако ошибки в акте могут стать допаргументом в обжаловании НУР.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше