Темы статей
Выбрать темы

Мы сегодня на ушах, проверяет нас соцстрах…

Савченко Елена, податковий експерт
Представители фонда соцстраха* в числе тех, кто может посетить предприятие (ФЛП) с проверкой. Какие проверки они имеют право проводить? Что будут смотреть? Как подготовиться к визиту представителей ФСС? Расскажем прямо сейчас.

* Фонд социального страхования (далее — ФСС, Фонд).

Имеют право?

Какие проверки имеют право проводить работники рабочих органов исполнительной дирекции ФСС и ее терорганов?

При проведении проверок ФСС руководствуется Порядком № 23. Согласно ему, Фонд имеет право проводить документальные плановые и внеплановые проверки, которые могут быть как выездные, так и не выездные, а также камеральные проверки.

«А как же мораторий на проверки?» — спросите вы. Увы, ФСС относится к госорганам, которые имеют право приходить на проверки и в карантинный период. Проверочный мораторий на их визиты не распространяется.

Основания для проверки

Почему страхователь оказался в плане проверок ФСС? Как часто могут проходить плановые проверки?

ФСС формирует квартальные планы-графики проверок. Они размещаются на веб-порталах Фонда в областях и г. Киеве перед началом каждого квартала (до 20-го числа последнего его месяца).

В план проверок есть большие шансы попасть, если по страхователю сработает хотя бы одно из оснований, приведенных в п. 2.7 Порядка № 23. Это:

— рост количества оплаченных больничных листов, и/или дней временной нетрудоспособности (беременности и родов), и/или сумм пособий в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

— выплата пособий застрахованному лицу в пределах, близких к максимальным размерам в расчете на один день;

— расходование страховых средств Фонда при отсутствии уплаты ЕСВ.

А если по страхователю обнаружится несколько таких «маркеров», тогда он становится «первоочередником» по включению в план-график.

Теперь о частоте проверок.

Плановая проверка страхователя, по которому срабатывают названные критерии, может проводиться не чаще чем один раз в году

Если же по страхователю отсутствуют «рисковые» основания для включения его в план-график, то к нему с проверкой могут пожаловать не чаще чем один раз в три года.

Имейте в виду: ФСС будет проверять документы за отчетные периоды текущего и предыдущих лет, за которые не осуществлялась проверка (сроков давности нет).

О плановой проверке страхователь должен быть предупрежден заранее — не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала. Вас не уведомили или несвоевременно уведомили? Тогда имеете право не допускать ФСС к плановой проверке.

В общем случае продолжительность плановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а страхователей — субъектов микро-, малого предпринимательства — 5 рабочих дней*.

* Сроки проведения проверки могут быть продлены по решению руководителя, но не более чем на 5 рабочих дней, а по страхователям — субъектам микро-, малого предпринимательства — не более чем на 2 рабочих дня.

В каких случаях ФСС может прийти к страхователю с внеплановой проверкой? Как долго она может длиться?

ФСС может пожаловать к вам с внеплановой проверкой, если, например:

— на предприятии (у ФЛП) много болеющих работников при условии отсутствия роста уровня заболеваемости. Много болеющих — это когда вы представили к оплате за счет средств Фонда больничные листы по страховым случаям, наступившим в текущем месяце и выданным ≥ 10 % от общего числа ваших застрахованных лиц. А для микропредприятий (не более 10 человек) и малых предприятий (не более 50 человек) ≥ 50 % от общего количества застрахованных лиц;

— 30 % и более больничных у страхователя выданы одним (!) учреждением здравоохранения / врачом-ФЛП;

— есть увеличение в 1,1 и более раз расходов Фонда на материальное обеспечение по сравнению с предыдущим месяцем при условии отсутствия аналогичного роста фонда оплаты труда;

— по результатам камеральной проверки выявили факты неправомерного использования средств Фонда;

— есть системные нарушения в использовании страховых средств Фонда. В частности, по результатам двух предыдущих документальных проверок установлены нарушения использования страховых средств.

— в течение трех месяцев со дня финансирования Фондом сумм, указанных в заявлении-расчете, не подано уведомление о выплате средств застрахованным лицам;

— предприятие само запросило проверку (подано заявление о ее проведении);

— начата процедура прекращения юрлица (его обособленного подразделения) в результате реорганизации или ликвидации (разрегистрация ФЛП), открыто производство по делу о банкротстве страхователя, получено от налоговиков уведомление о том, что страхователь, на которого не распространяется действие Закона о госрегистрации, снимается с учета как плательщик ЕСВ;

— застрахованное лицо в обращении в ФСС указало, что страхователь нарушает законодательство в сфере соцстрахования;

— по акту проверки представлены возражения, и их рассмотрение невозможно без проведения внеплановой проверки;

— по требованию правоохранительных органов или по решению суда.

В общем случае, продолжительность внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а страхователей — субъектов микро-, малого предпринимательства — 2 рабочих дней.

Во время проведения внеплановой проверки рассматриваются исключительно те вопросы, которые стали основанием для ее проведения и указаны в направлении на проведение такой проверки.

Как и зачем ФСС проводит камеральные проверки?

Камеральная проверка — это проверка, которая проводится в помещении ФСС без уведомления работодателя.

Для этого используют сведения, которые содержат: информационно-аналитическая система ФСС; заявления-расчеты; уведомления о выплате средств застрахованным лицам; данные из реестра застрахованных лиц Госреестра соцстрахования, полученные от Пенсионного фонда.

Если в результате такой проверки контролеры нашли нарушение, они зафиксируют это в справке.

Этот документ будет основанием для проведения плановой или внеплановой проверки работодателя.

Я — готов!

Как подготовиться к проверке ФСС? На что обратить внимание?

При подготовке к проверке приведите в порядок все протоколы комиссии / решения уполномоченного о назначении пособия (или об отказе в его предоставлении)*.

* Подробнее о работе комиссии можно прочитать в статье «Комиссия по соцстрахованию: нюансы по е-больничным и не только» («Налоги & бухучет», 2021, № 76, с. 14).

Проверьте все, что связано с расчетом больничных, декретных, а также пособия на погребение и при несчастном случае на производстве, если такие были.

Наиболее распространенные нарушения, на которые обычно обращают внимание при проверке от ФСС, таковы:

— ошибки в расчетах: среднедневной зарплаты; страхового стажа; количества дней оплаты по больничным из разных источников (за счет предприятия и ФСС);

— неправомерное назначение больничных/декретных комиссией (уполномоченным) по соцстрахованию.

А могут ли проверяющие попросить акты расследования несчастных случае непроизводственного характера, например, если работник дома в нерабочее время получил травму или попал в аварию?

Попросить-то могут, но этих актов может и не быть. И на назначение пособия это никак не повлияет (см. письмо ФСС по ВПТ от 07.06.2016 № 2.4-46-920).

Но если расследование было и комиссии по соцстрахованию известно, что травма непроизводственного характера получена работникам по вине других юридических или физических лиц, такая комиссия может инициировать перед ФСС вопрос о возмещении Фонду расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с травматизмом непроизводственного характера за счет виновных лиц. Но это все происходит в рабочем порядке. Ждать проверки не нужно.

Из хорошего. Поскольку из электронного больничного невозможно определить, имел работник травму или общее заболевание, опрашивать работника и требовать от него объяснений не нужно. Ведь диагноз — это персональные данные работника.

Возражаю!

Заканчивается проверка ФСС. Предоставили акт проверки. Но к нему есть возражения. Как действовать?

В случае несогласия страхователя с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, вы вправе подать свои возражения и/или дополнительные документы в соответствующий рабочий орган ФСС, проводивший проверку.

На это есть 5 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания (отказа от подписания) и/или получения акта.

Возражения/дополнительные документы будут рассмотрены ФСС в течение 7 рабочих дней, следующих за днем их получения. Далее вам предоставят письменный ответ.

Если ответ вас не устраивает, его можно обжаловать, обратившись в специальную комиссию ФСС по вопросам разрешения споров или в судебном порядке.

Кстати, пока комиссия ФСС или суд будет рассматривать вашу жалобу, срок перечисления страховых средств и финансовых санкций остановят.

выводы

  • Проверочный мораторий на проверки ФСС не распространяется.
  • Поводом для внеплановой проверки могут служить только перечисленные в Порядке № 23 основания.
  • Камеральные проверки ФСС проводит без какого-либо решения руководителя отделения ФСС и направления.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше