Темы статей
Выбрать темы

Минфин об амортизации у ФЛП-общесистемщика

Децюра Сергей, налоговый эксперт

Вывод документа

В состав расходов ФЛП-общесистемщика можно относить амортизацию ОС, которые были приобретены до 01.01.2017, а также по грузовикам, которые были приобретены до 23.05.2020

Напомним, впервые упоминание о том, что ФЛП имеют право включать в расходы сумму начисленной амортизации на ОС (кроме ОС двойного назначения), появилось 01.01.2017. С 23.05.2020 из состава ОС двойного назначения выпали грузовые автомобили. Следовательно, с этой даты в расходы ФЛП-общесистемщик мог относить амортизацию, начисленную и на грузовики.

Кажется, все просто и понятно. В то же время, по мнению налоговиков, все не совсем так. Они сразу начали настаивать. что разрешение на амортизацию касается только ОС, приобретенных именно начиная с 01.01.2017, а относительно грузовиков — только приобретенных с 23.05.2021. Те же ОС, что были приобретены до 01.01.2017 (грузовики — до 23.05.2020), амортизировать нельзя.

Такой подход был ошибочным. Это подтверждали и суды (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 31, с. 16).

И вот в комментируемой ОНК такой же вывод сделал и Минфин. Он прямо сказал, что начисление амортизации не зависит от того, ФЛП приобрел ОС до или после 01.01.2017 (относительно грузовиков — до или после 23.05.2020).

А значит, фискальным нападкам на амортизацию переходящих ОС пришел конец!

Вывод документа

Сумма амортизации, рассчитанная за ту часть срока полезного использования ОС, который истек до 01.01.2017 (для грузовиков — до 23.05.2020), в состав расходов не включается

В комментируемой ОНК Минфин прямо сказал, что те ФЛП-общесистемщики, которые решили учитывать амортизацию на ОС в расходах:

1) должны начинать учитывать ее в расходах только с периода принятия решения о таком учете. Обычно этот период начинается после того, как в НКУ появилось разрешение на отнесение амортизации в расходы. Поэтому ФЛП желательно оформить документально решение о включении в расходы амортизации на определенные ОС;

2) срок полезного использования, установленный для ОС, у них начинает отсчитываться для распределения расходов, понесенных на создание или приобретение ОС, не от даты принятия решения о включении в расходы суммы амортизации, а с периода начала использования ОС в хоздеятельности. Дата, когда ОС начало использоваться, подтверждается актом ввода в эксплуатацию ОС и приказом ФЛП об использовании актива в его хоздеятельности.

Например, ФЛП 15.01.2015 приобрел производственное помещение стоимостью 1000000 грн. В этот же день ввел его в эксплутацию. Решение об отнесении в расходы амортизации принял только в январе 2022 года.

В этом случае начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект стал пригодным для полезного использования, то есть с февраля 2015 года. В то же время в расходы сумму начисленной амортизации ФЛП может отнести впервые только в январе 2022 года. Именно этот месяц будет первым месяцем, за который можно учесть амортизацию в уменьшение доходов;

3) чтобы определить, сколько месяцев ФЛП может относить в расходы сумму начисленной амортизации на ОС, ФЛП должен отнять от срока полезного использования, установленного им для ОС (он не может быть меньше минимального, определенного п.п. 177.4.9 НКУ), срок полезного использования, который истек до даты принятия решения о включении в расходы амортизации.

Если брать вышеупомянутый случай с производственным зданием, то при условии, что срок эксплуатации для него был установлен на минимальном уровне — 10 лет (120 месяцев), то от начала использования здания в январе 2015 года до периода принятия решения о включении амортизации в расходы прошло целых 7 лет (84 месяца). Следовательно, относить месячную сумму амортизации (1000000 : 120 = 8333,33 грн) в расходы ФЛП может начиная с января 2022 года, и то только 36 месяцев (120 - 84 = 36).

Вывод документа

ФЛП имеет право относить рассчитанные им амортизационные отчисления на месяц в состав расходов по каждому месяцу соответствующего отчетного периода

Когда Минфин в 2021 году приказом от 13.05.2021 № 261 утвердил таблицу для расчета амортизационных отчислений, то все увидели, что авансовый взнос по НДФЛ остался без уменьшения на амортизацию.

В новом приложении ФЛП должен был осуществлять расчет амортизации за отчетный период. В свою очередь, отчетным периодом для общесистемщика является год. Поэтому ФЛП не сможет уменьшать предпринимательский доход на сумму амортизации в течение года. А значит, на протяжении года ФЛП приходилось платить авансовые платежи с НДФЛ в большем размере, чем если бы он ежемесячно включал в расходы амортизацию.

Если посмотреть на ОНК, то в ней Минфин хоть прямо и не говорит о расчете авансовых платежей, но в ней прослеживается его подход к включению амортизации в расходы.

Минфин отметил, что ФЛП имеет право включать рассчитанные на месяц амортизационные отчисления в состав расходов, связанных с получением в таком месяце доходов, при условии использования ОС в хоздеятельности ФЛП.

То есть кажется, что Минфин не против, чтобы ФЛП в расходы относил сумму амортизации не раз в году по результатам года, а ежемесячно. А потому можно говорить, что месячная сумма амортизации должна была бы учитываться при определении размера авансовых платежей по НДФЛ.

В то же время сама типовая форма учета доходов и расходов на это не указывает. Да и налоговики могут проигнорировать сказанное Минфином в ОНК, принимая во внимание то, что он об этом нюансе прямо здесь не говорит.

Поэтому если ФЛП хочет, чтобы месячная сумма амортизации повлияла на размер ежемесячных авансовых взносов по НДФЛ, советуем получить индивидуальную консультацию по этому поводу.

Вывод документа

ФЛП на общей системе могут относить в состав расходов сумму расходов на обязательное страхование

Минфин в комментируемой ОНК дал четко понять, что в расходы ФЛП сможет отнести стоимость услуг по страхованию, только когда:

— речь идет об обязательном страховании, которое определено Законом о страховании (например, страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов);

— без такого обязательного страхования ему не удастся осуществлять свою деятельность. Например, ФЛП без страхования не сможет перевозить опасные грузы и тому подобное.

Налоговики обычно не хотят видеть страхование в расходах ФЛП (БЗ 104.05). Хотя иногда они и давали разрешение на расходы по определенным видам обязательного страхования (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 22, с. 53). Теперь проблем с отнесением в расходы затрат на обязательное страхование у ФЛП быть не должно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше