Темы статей
Выбрать темы

POS-терминалы с 01.08.2022: будет ли взрыв (новостей)?

В чем дело. Кабмин подготовил проект постановления, которое определяет, кто из субъектов хозяйствования (торговцев) и в какие сроки должен обеспечить потребителю возможность рассчитаться за товары/услуги в безналичной форме. Почему важен этот проект, кого он касается и когда готовиться к изменениям — сейчас расскажем.

Речь идет об этом проекте постановления .

Начнем с того, что сейчас при определении круга субъектов, которые должны иметь платежные терминалы, мы пользуемся еще «старым» постановлением № 878*, которое уже давно не отвечает реалиям времени.

* Постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 № 878.

Проект, который подготовил Кабмин, придет на смену этому постановлению.

Обратите внимание: проект разработан уже под требования нового Закона о платежных услугах*, который должен быть введен в действие с 01.08.2022 (одновременно с этой даты утратит силу в настоящее время действующий Закон № 2346**). Как сказано в проекте:

* Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 159-IX.

** Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 № 2346-III.

«постановление вступает в силу одновременно с введением в действие Закона Украины «О платежных услугах», но не раньше дня его официального опубликования».

А это значит, что до 01.08.2022 точно еще будем работать по требованиям старого постановления № 878 (о них подробнее вы могли узнать в частности из материала «Платежные терминалы» // «Налоги & бухучет», 2021, № 40). А вот с 01.08.2022 (а если постановление вступит в силу позже — то с даты вступления им в силу) не факт!

Так что же кроется за этими изменениями?

Новый Закон о платежных услугах (ст. 38) говорит, что обеспечить покупателю/заказчику возможность осуществить расчет за товары/услуги* в безналичной форме должны торговцы. Под которыми фактически понимают все тех же субъектов хозяйствования (как юридические лица, так и предпринимателей и физлиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность), которые принимают оплату за товары/услуги от покупателей/заказчиков.

* Под услугами, считаем, следует понимать и услуги, и работы.

А вот кто конкретно из торговцев и в какие сроки должен обеспечить покупателю возможность рассчитаться за товары/услуги в безналичной форме, в соответствии со ст. 38 Закона должен определить Кабмин. Вот проект, о котором мы говорим, разработан именно под эту норму.

Проект постановления

адресует требование обеспечить покупателю/заказчику возможность рассчитаться за товары/услуги в безналичной форме всем субъектам хозяйствования / «независимым профессионалам», которые продают товары / предоставляют услуги, — независимо от того, обязаны они или нет использовать РРО/ПРРО, и независимо от размера населенных пунктов, в которых они осуществляют деятельность

Не касается требование обеспечения безналичных расчетов лишь:

— вновь созданных торговцев — в течение шести месяцев с даты их государственной регистрации;

— предпринимателей — плательщиков единого налога первой группы;

— торговцев, которые осуществляют торговлю с торговых автоматов, выездную (выносную) торговлю, продажу собственновыращенной или откормленной продукции;

— торговцев, которые предоставляют услуги в заведениях общественного питания, которые не имеют зала для обслуживания потребителей.

Все остальные фактически обязаны обеспечить покупателю/потребителю возможность безналичного расчета за товары/услуги. При этом в соответствии с проектом отсрочка дается только торговцам, которые осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

Также есть следующий интересный момент.

В соответствии с действующими в настоящее время требованиями:

— нужно обеспечить именно прием электронных платежных средств (ЭПС), а не просто обеспечить для покупателя/заказчика возможность рассчитаться безналично;

— требуется именно наличие платежного терминала. Так, в постановлении № 878 сказано: «Количество платежных терминалов должно составлять не менее чем 50 процентов количества регистраторов расчетных операций, а в случае наличия одного регистратора расчетных операций субъект хозяйствования обязан обеспечить прием специальных платежных средств». В свою очередь, платежный терминал по нынешнему Закону № 2346 — это электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличности, получения справочной информации и печати документа по операции с применением электронного платежного средства.

А вот в Законе о платежных услугах речь уже НЕ идет о том, что торговец должен обеспечить возможность покупателю рассчитаться именно ЭПС. А говорится о том, что «торговцы обязаны обеспечивать возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), в том числе с помощью электронных платежных средств и/или платежных приложений, и/или платежных устройств».

Конструкция «и/или» фактически значит, что торговцу достаточно будет обеспечить только какой-то один из перечисленных способов безналичных расчетов для покупателя. То есть достаточно будет обеспечить только какой-то один из способов безналичных расчетов для покупателя:

(1) с помощью карты/ЭПС,

(2) или с помощью платежного приложения,

(3) или с помощью платежного устройства.

То есть

достаточно будет, например, иметь «терминал в смартфоне»

Но есть одно «но»! Уже сейчас в Верховной Раде зарегистрированы законопроекты (от 14.06.2022 № 7465, от 24.06.2022 № 7465-1), которыми предусмотрена отсрочка введения в действие Закона о платежных услугах на 01.12.2022. Если соответствующий закон будет принят, то соответственно с 01.08.2022 никакие изменения не произойдут и мы до 01.12.2022 будем жить по тем правилам, которые действуют сейчас!

Выводы

  • С 01.08.2022 должен быть введен в действие Закон о платежных услугах.
  • Согласно этому документу, кто именно из торговцев и в какие сроки должен обеспечить покупателю возможность рассчитаться безналично (в частности, путем установления платежного терминала), должен определить Кабмин.
  • Проект постановления Кабмина предусматривает, что это все субъекты хозяйствования, которые продают товары / предоставляют услуги, работы. Независимо от того, обязаны они использовать РРО/ПРРО или нет, и независимо от размера населенных пунктов, в которых они осуществляют деятельность.
  • Но более вероятно, что введение в действие Закона о платежных услугах депутаты перенесут на 01.12.2022. До этого срока документ КМУ не вступит в силу. Поэтому до 01.12.2022 сможем жить по тем правилам, которые действуют сейчас.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше