Темы статей
Выбрать темы

Платежные терминалы

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Сейчас все больше и больше покупателей и продавцов отдают предпочтение расчетам с использованием платежных карточек и других электронных платежных средств (ЭПС). И не удивительно. Ведь это и быстро, и со сдачей возиться не приходится. А в условиях эпидемии еще и безопаснее с санитарной точки зрения. Для того чтобы оплата с помощью ЭПС была возможной, торговцы устанавливают в месте осуществления расчетов платежные (POS) терминалы*.

* В этом разделе мы не рассматриваем особенности применения ПТКС.

Пункт 1.321 Закона № 2346 определяет платежный терминал (далее — ПТ) как электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе для выдачи наличных, получения справочной информации и распечатывания документа по операции с использованием электронного платежного средства.

В свою очередь, ЭПС это платежный инструмент, который предоставляет его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средствах и инициировать их перевод (п. 1.14 Закона № 2346). К ЭПС, в частности, относятся все виды банковских платежных карточек.

7.1. Прием ЭПС: обязанность или право?

Условия применения платежных терминалов

Для отдельных субъектов хозяйствования установка платежного устройства — это обязанность, закрепленная п. 14.19 Закона № 2346. Нормы этого пункта предписывают субъектам хозяйствования обеспечивать покупателям (заказчикам) возможность осуществлять расчеты за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием ЭПС.

Конкретные требования к субъектам хозяйствования относительно приема ЭПС должны быть определены КМУ. На сегодняшний день документ, устанавливающий такие требования, под действующую редакцию ст. 14 Закона № 2346 существует только в форме проекта. Однако не утратило силу постановление № 878, которое было разработано под «старую» редакцию упомянутой статьи. На то, что ныне следует руководствоваться этим постановлением, указывают, в частности, разъяснения налоговиков, приведенные в письме ГУ ГФС в Полтавской обл. от 05.08.2019 г. № 3641/ІПК/16-31-14-04-29 и в подкатегории 109.06 БЗ.

Субъекты хозяйствования, которые обязаны использовать ПТ, перечислены в п. 1 постановления № 878. Это лица, которые соответствуют одновременно двум условиям:

осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг;

— используют РРО согласно Закону об РРО.

Поэтому, если вы не используете РРО, поскольку освобождены от его применения**, то иметь ПТ вам тоже не обязательно.

** Подробно об РРО-«освобожденцах» см. в подразделе 1.2.

А как быть тем, кто использует ПРРО? Поскольку по своей сути ПРРО — это те же РРО, но реализованные в форме программы, то можно утверждать, что правила постановления № 878 относительно применения POS-терминалов распространяются и на тех субъектов хозяйствования, которые применяют ПРРО. При этом использования классического ПТ они могут избежать, если ПРРО будет интегрирован с банковскими сервисами, позволяющими осуществлять безналичные платежи без дополнительных устройств. Таким образом, субъекты хозяйствования, применяющие ПРРО, вместо классических могут использовать программные POS-терминалы. Но в любом случае обеспечить возможность расчетов с помощью ЭПС такие предприятия/предприниматели обязаны, если, конечно, они не подпадают под исключения, которые мы рассмотрим далее.

От обязанности устанавливать ПТ освобождены следующие субъекты хозяйствования, применяющие РРО/ПРРО (п. 2 постановления № 878):

1) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек;

2) предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций). Здесь важно обратить внимание на то, что понимают под торговой площадью.

Торговая площадь магазина — площадь для торговли и обслуживания покупателей. То есть это сумма площадей, на которых осуществляется продажа товаров, и площадей для размещения служб по дополнительному обслуживанию покупателей (например, отдела заказов, камеры хранения и т. п.). При этом торговая площадь включает площади, занятые под прилавками, стеллажами и другим оборудованием, установленным в торговом зале (п.п. 3.1.2 Инструкции № 327). Таким образом, к примеру, складские помещения в торговую площадь не входят;

3) заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий.

Не попали в число ПТ-«освобожденцев»? Тогда помните, что количество ПТ должно быть не менее 50 % от количества РРО/ПРРО (п. 1 постановления № 878).

Если у вас всего один РРО/ПРРО, вы также обязаны обеспечить прием ЭПС, т. е. вам нужен один ПТ

Учтите: ПТ должен обеспечивать прием ЭПС не менее 3 платежных систем (VISA, MasterCard и т. д.). Причем одной из них должна быть многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины (п. 14.19 Закона № 2346). Например, Национальная платежная система ПРОСТІР.

Регистрировать ПТ в органе ГНСУ или уведомлять о его наличии не нужно.

Также запомните: установка ПТ не заменяет РРО/ПРРО. Он устанавливается дополнительно, а не вместо РРО/ПРРО.

ПТ к нефискальному РРО/ПРРО

Субъекты хозяйствования, которые имеют законодательно закрепленное право не применять РРО/ПРРО при осуществлении расчетных операций в наличной форме или с использованием ЭПС*, при желании могут завести РРО/ПРРО, не переведенный в фискальный режим работы (ст. 13 Закона об РРО). Отсюда возникает вопрос: нужен ли ПТ, если используется нефискальный РРО/ПРРО?

* Кто к ним относится, см. в подразделе 1.2.

По нашему мнению, устанавливать ПТ должны только те субъекты предпринимательства, которые обязаны использовать РРО/ПРРО (п. 1 постановления № 878). Однако налоговики (см. письмо Миндоходов от 26.02.2014 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15) ранее высказывали другую точку зрения. Они утверждали, что ПТ нужно устанавливать даже с нефискальным РРО. Таким образом, контролеры буквально трактовали законодательство: если применяешь РРО, в том числе добровольно, то должен установить ПТ. Это, конечно, не касается случаев, когда субъекты хозяйствования освобождены от применения ПТ п. 2 постановления № 878.

POS-терминал без РРО/ПРРО

Предположим, субъект хозяйствования имеет право не использовать РРО/ПРРО, но хочет установить ПТ. Имеет ли он право это сделать?

Да, имеет. Дело в том, что Закон № 2346 не обязывает владельцев ПТ использовать их только в паре с кассовыми аппаратами (как фискальными, так и не фискальными). Также этого не требует и Закон об РРО.

По сути, ПТ — это всего лишь способ замены наличных расчетов безналичными при осуществлении расчетов по его местонахождению. Поэтому при желании субъект хозяйствования, который не обязан по законодательству использовать РРО/ПРРО, может установить ПТ без применения РРО/ПРРО (см. подкатегорию 109.10 БЗ).

Но еще раз акцентируем ваше внимание: если вы не являетесь РРО/ПРРО-«освобожденцем», установить только ПТ (без РРО/ПРРО) не получится.

Документальное подтверждение расчетной операции

Операции, которые осуществляют с применением ПТ, должны выполняться с оформлением квитанции ПТ (п. 6 разд. VII Положения № 705). В ней указывается такая информация (п. 8 разд. VII Положения № 705):

— наименование платежной системы;

— идентификатор эквайера и торговца или другие реквизиты, которые дают возможность их идентифицировать;

— идентификатор платежного устройства;

— дата и время осуществления операции;

— сумма и валюта операции;

— сумма комиссионного вознаграждения;

— реквизиты ЭПС, которые разрешены правилами безопасности платежной системы;

— вид операции;

— код авторизации или другой код, который идентифицирует операцию в платежной системе;

— другие дополнительные реквизиты документов, предусмотренные правилами платежных систем и/или внутрибанковскими правилами.

Учтите: в квитанции терминала не приводится информация о количестве проданного товара (услуги). То есть этот документ не подтверждает факт продажи товаров (услуг). Соответственно,

квитанция ПТ не может считаться расчетным документом в понимании ст. 2 Закона об РРО

Если торговец обязан применять РРО/ПРРО или РК, то при проведении расчетов через ПТ он в обязательном порядке выдает покупателю расчетный документ — фискальный кассовый чек РРО/ПРРО или расчетную квитанцию.

В случае когда при проведении расчетов с использованием ЭПС применяют ПТ, соединенные или объединенные с РРО, информация по такой операции приводится непосредственно в чеке РРО (см. табл. 4.1).

А если РРО/ПРРО и РК не применяют, достаточно ли выдать покупателю только квитанцию ПТ? Нет. В таком случае продавец также обязан выдать расчетный документ установленной формы, который удостоверяет факт покупки, с указанием даты продажи (п. 11 ст. 8 Закона № 1023). Это может быть квитанция, товарный чек, билет или другой документ.

Рекомендуем в товарном чеке (квитанции и т. п.) отмечать, что оплата произведена через ПТ, с указанием реквизитов «терминальной» квитанции.

7.2. Платежный терминал: устанавливаем и работаем

Чтобы начать работать с ПТ, нужно обратиться в любой банк и заключить с ним договор эквайринга. Проще говоря, договор на технологическое и информационное обслуживание проведения расчетов с помощью ЭПС. При этом можно одновременно использовать несколько ПТ на основании договоров с разными банками.

Одной стороной такого договора является банк-эквайер, а другой — торговец (субъект хозяйствования, который принимает к обслуживанию платежные инструменты с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг, включая услуги по выдаче средств в наличной форме).

Перевод средств между эквайерами и субъектами хозяйствования по операциям с использованием ЭПС, проведенным резидентами и нерезидентами на территории Украины, в том числе через сеть Интернет, осуществляется в гривнях.

Заметьте: при расчетах через ПТ денежные средства, списанные с карточного счета покупателя, поступят на счет продавца не сразу. Обычно разрыв во времени составляет до 3 банковских дней. Сроки расчетов между банком-эквайером и субъектом хозяйствования определяются в договоре эквайринга (п.п. 3 п. 4 разд. V Положения № 705).

Торговец обязан соблюдать правила осуществления платежной операции с использованием ЭПС и процедур безопасности, установленных договором с эквайером.

Учтите:

запрещено копировать платежные карточки или их реквизиты, вносить полный номер ЭПС в учетные книги и/или электронные базы данных

Проводить операции с использованием платежной карточки можно только в присутствии ее владельца, если иное не согласовано с ним или не предусмотрено правилами платежной системы для отдельных видов операций (п. 10 разд. V Положения № 705).

Важно! Есть ряд случаев, когда торговец имеет право отказаться от осуществления платежной операции с использованием ЭПС. К ним относятся (п. 12 разд. V Положения № 705):

1) истечение срока действия ЭПС, отсутствие необходимых признаков его платежности и т. п.;

2) несоответствие между подписью на ЭПС и подписью на бумажном документе, который оформляется по результатам операции, или неправильный ввод пин-кода;

3) отказ пользователя предоставить документ, удостоверяющий его личность, в случаях, предусмотренных законодательством Украины, или если было обнаружено, что лицо не имеет права использовать ЭПС;

4) невозможность выполнения авторизации* в связи с техническими причинами;

* Процедура получения разрешения банка на проведение операции с использованием ЭПС.

5) отсутствие подписи на ЭПС, если это предусмотрено правилами платежной системы;

6) получение отрицательного кода авторизации от эмитента ЭПС.

Обратите внимание: ПТ может выполнять еще одну интересную функцию.

Так, торговец, принимающий в оплату ЭПС с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг и оснащенный ПТ, за счет выручки или средств, полученных из банка, может предоставлять держателю ЭПС услуги выдачи наличных, если это предусмотрено правилами соответствующей платежной системы (п. 9 Положения № 148).

Как и при расчетах с использованием банковских карточек через ПТ за товары/услуги, субъекты хозяйствования выдачу наличных должны проводить сугубо по договоренности с банком-эквайером. Именно в договоре эквайринга и должны быть прописаны условия технологического и информационного обслуживания расчетов с использованием ЭПС по услуге выдачи наличных. Без этого никак.

Как указано в п. 9 Положения № 148, операцию по предоставлению держателю ЭПС услуги выдачи наличных торговец должен проводить с распечаткой квитанции ПТ (или расчетного документа) и отражать такие операции в КУРО либо РК в случае их использования.

Запомните: торговец, принимающий в оплату ЭПС, одновременно с выдачей наличных обязан распечатать чек РРО/ПРРО на выдачу денежных средств (в качестве расчетного документа), а также квитанцию ПТ (если ПТ не соединен/объединен с РРО и информация об ЭПС отсутствует в чеке).

При этом, как поясняют налоговики (см. письмо ГФСУ от 22.03.2019 г. № 1175/ІПК/08-01-14-08-16), торговец должен выдать отдельные чеки на каждую операцию с ЭПС:

1) при расчете за товар/услугу — чек по форме № ФКЧ-1,

2) при выдаче наличных средств — чек по форме № ФКЧ-4.

Обратите внимание: форма № ФКЧ-4 фискального кассового чека по операции по выдаче наличных средств держателям ЭПС приведена в приложении 6 к Положению № 13.

Подробнее о выдаче наличности покупателям, рассчитывающимся платежной карточкой, вы можете прочесть в «Налоги & бухучет», 2019, № 80, с. 5.

7.3. Возврат товара, оплаченного ЭПС

Если покупатель на основании Закона № 1023 возвращает товар, ранее оплаченный через ПТ, торговец должен вернуть покупателю потраченные средства (о правилах и документальном оформлении возврата см. в подразделе 5.4). При этом возврат денег можно осуществить двумя способами:

1) в безналичной форме (путем перевода средств на счет покупателя с использованием ЭПС);

2) наличностью через кассу (через РРО/ПРРО).

При первом способе порядок расчетов будет зависеть от того, является ли банк-эквайер банком-эмитентом ЭПС (карточки). Если да, то торговец перечисляет сумму возврата на счет банка-эквайера, который возвращает эту сумму покупателю на его ЭПС. Возможен также вариант, когда банк-эквайер самостоятельно (согласно документам, оформленным торговцем через ПТ) возвращает сумму покупателю на ЭПС, а торговец затем перечисляет сумму возврата на счет банка-эквайера. Кроме того, договором может быть предусмотрено, что банк самостоятельно списывает со счета торговца суммы средств, возвращенные на ЭПС покупателей.

Если эмитентом ЭПС является не банк-эквайер, то цепочка удлиняется. Торговец перечисляет соответствующую сумму банку-эквайеру, тот — банку-эмитенту, а последний — покупателю.

Обратите внимание: для возврата денежных средств на ЭПС необходимо, чтобы, кроме расчетного документа, удостоверяющего факт покупки, покупатель предъявил квитанцию ПТ (если она печаталась отдельно), а также платежную карточку. Как правило, требуется та карточка, с которой осуществлялось списание средств. В противном случае провести операцию через POS-терминал не удастся.

Второй способ возврата средств — выдать наличные из ящика РРО/ПРРО с оформлением расчетного документа. Но! Так можно поступить, только если этого не запрещают правила платежной системы или условия договора с банком.

Кроме того, такой вариант не приветствуют налоговики. По их мнению, если оплата прошла через ПТ, то и вернуть деньги покупателю можно только путем зачисления средств на его карточку (см. разъяснение в подкатегории 109.02 БЗ). При этом, хоть наличные и не выдаются, сумму средств, возвращенных покупателю, все равно регистрируют в РРО/ПРРО (или в РК). Покупателю выдают расчетный документ.

Мы же считаем такой вывод налоговиков слишком категоричным. Ведь действующее законодательство не ограничивает субъекта хозяйствования в праве применить в этом случае как безналичную (путем зачисления денежных средств на банковский счет покупателя), так и наличную форму расчета (путем выдачи денежных средств из кассы предприятия). С нашим мнением солидарен и НБУ (см. письмо от 12.10.2016 г. № 57-0002/84778).

выводы

  • Для работы с ПТ торговец должен заключить с любым банком договор на технологическое и информационное обслуживание проведения расчетов с помощью банковских карточек (договор эквайринга).
  • Торговец, оснащенный ПТ, может за счет выручки или средств, полученных из банка, предоставлять держателю ЭПС услуги выдачи наличных, если такая услуга предусмотрена правилами соответствующей платежной системы.
  • При проведении расчетной операции с использованием ЭПС должен быть выдан фискальный чек, а если субъект хозяйствования РРО/ПРРО не применяет, то другой расчетный документ.
  • В случае выдачи наличных средств держателям ЭПС формируется фискальный чек по форме № ФКЧ-4.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше