Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

е-Трудовая: прихоти Пенсионного фонда растут

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Налоги & бухучет Июль, 2022/№ 51
Печать
15.07.2022 вступают в силу изменения в Порядок № 11-1*. Именно в нем прописан механизм подачи сведений о трудовой деятельности работника в электронной форме. Давайте рассмотрим, что изменяется.

* Порядок подачи сведений о трудовой деятельности работника, физического лица — предпринимателя, физического лица, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, в электронной форме, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда от 12.03.2021 № 11-1.

Одной из функций Пенсионного фонда (далее — ПФУ) является формирование и ведение реестра застрахованных лиц Госреестра соцстрахования (далее — реестр застрахованных лиц). В нем на каждое застрахованное лицо заводится персональная электронная учетная карточка. Перечень всего того, что должно содержаться в этой карточке, достаточно большой и приведен в ч. 4 ст. 20 Закона № 2464*.

* Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.

Есть там и информация, которой владеют работодатели, но не передают ее ПФУ. Точнее, эта информация раньше указывалась в бумажных трудовых книжках и попадала пенсионщикам. Однако переход на е-трудовые этот канал перекрыл.

А еще в персональной электронной учетной карточке лица есть часть, которая отражает его трудовую деятельность. Так называемая электронная трудовая книжка. Порядок и очередность подачи сведений для создания е-трудовых определяет ПФУ по согласованию с Минсоцполитики (п. 5 ч. 4 ст. 20 Закона № 2464). Прописаны они в Порядке № 11-1.

Поэтому ПФУ, похоже, решил воспользоваться приведенной нормой и прибавить в Порядок № 11-1 то, чего ему не хватало для счастья. А заодно и существующие нормы Порядка подкорректировать/уточнить.

Начнем с наиболее интересной и неоднозначной прихоти ПФУ.

А ему все мало...

С 15.07.2022 в Порядке № 11-1 появится п. 8. В нем будет прописано, что в случае отсутствия в реестре застрахованных лиц Госреестра соцстрахования отдельных сведений на застрахованное лицо, такие сведения подаются страхователем с помощью веб-портала электронных услуг ПФУ.

Что же это за сведения, которые могут отсутствовать на том портале? И как работодатель должен узнать, что они там отсутствуют?

Начнем с ответа на первый вопрос. Перечень сведений, которые подают страхователи в случае отсутствия таких сведений на портале ПФУ, пенсионщики приводят в том же п. 8 Порядка № 11-1. Это сведения о:

— приеме на работу

— перемещении с одного структурного подразделения в другое;

— переводе на другую постоянную должность или работу,

— увольнении,

— восстановлении на работе,

— приостановке/возобновлении действия трудового договора,

— присвоении, изменении или лишении ранга, разряда, класса, звания, категории, принесении присяги;

— стажировке, обучении и тому подобное.

Как видите, перечень не полон. И какие еще сведения под «и тому подобное» спрятал ПФУ, по-видимому, одному ему известно.

О том, как работодатель узнает об отсутствии этих сведений, пенсионщики умалчивают. На наш взгляд, если и говорить об их предоставлении работодателем-страхователем через портал ПФУ, то исключительно на своих наемных работников и за свой период трудовых отношений.

Что касается самих сведений, то считаем, что все их вносить через портал ПФУ работодателю не нужно. По-прежнему главным поставщиком трудовых сведений на работника является Д5 Объединенного отчета. В этом приложении работодатели отражают среди прочего информацию о:

— приеме и увольнении лица;

— перемещении лица с одного структурного подразделения в другое,

— переводе на другую постоянную должность или работу;

— назначении лица на новую должность.

Поэтому, если в реестре застрахованных лиц отсутствует информация, которая указывается в Д5, то это значит, что где-то что-то «накосячили» при подаче отчета. Следовательно и «заводить» ее в реестр, на наш взгляд, следует через исправление ошибки в Д5, а не напрямую через портал ПФУ.

Сведения, которых недостает, например, о присвоении, изменении или лишении ранга, разряда, класса, звания, категории, следует подавать через веб-портал электронных услуг ПФУ в электронной форме в виде xml-файла, структура которого будет приведена в приложении к Порядку № 11-1 после 15.07.2022.

В какие сроки вносить? Они не определены.

Подытожим. Для верного выполнения предписаний п. 8 Порядка № 11-1 нужны подробные разъяснения ПФУ.

Переходим ко второй порции изменений в Порядок № 11-1. Касаются они подачи сканкопий трудовых книжек.

Тем, кто сканирует...

Если вы еще не отскакивали бумажные трудоввые своих наемных работников и не передали эти сканы ПФУ, то вам будет интересна следующая информация.

Пенсионщики вносят такие изменения в Порядок № 11-1.

В отношении способе подачи. По-прежнему подать сведения о трудовой деятельности может или работодатель за работника, или сам работник.

Причем, если до изменений имели лишь вариант подачи с помощью портала ПФУ в электронной форме, то с 15.07.2022 появляется еще один — лично работником (то есть ножками) в терорган ПФУ.

Внимание! Если подаем через портал, то сведения о трудовой деятельности за период:

до 10.06.2021 формируем (на выбор) или в виде копий предусмотренных законодательством документов, изготовленных путем сканирования, или в оцифрованном виде (то есть создаем соответствующую электронную запись в электронном кабинете на портале ПФУ и прилагаем к ней сканированные копии документов, на основании которых создавали запись);

с 10.06.2021 — в электронной форме в виде xml-файла, структура которого будет приведена в приложении к Порядку № 11-1.

В отношении сканов. Уточнено, что сканируем исключительно те страницы трудовых книжек, в которые внесены записи. Пустые страницы ПФУ не нужны. Об этом мы писали и раньше.

В отношении переподачи. Сведения о трудовой деятельности работника подаем единоразово. Повторная подача возможно, только если:

— передали сканы трудовой, а потом обнаружили в ней неправильную или неточную запись за периоды после 01.07.2000 и исправили ее;

— самостоятельно оцифровывали трудовую книжку на портале ПФУ и допустили ошибку.

При повторной подаче сведений о трудовой деятельности подаем сканы титульной страницы и страницы с изменениями.

Берегите себя! Все будет Украина.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше