Сперва посмотрим, что разъясняют контролеры. По мнению налоговиков (БЗ 108.01.02):
— положительное значение курсовых разниц (КР) от перерасчета инвалюты включается в состав дохода единоналожника-юрлица, а
— отрицательное значение КР от перерасчета инвалюты не влияет на ЕН-доход и базу обложения единым налогом не уменьшает.
Таким образом, налоговики требуют включать в ЕН-доход только положительные курсовые разницы.
Если валюта продается (до даты баланса), то в ЕН-доход, по мнению фискалов, попадет только положительная разница между доходом от продажи инвалюты (по коммерческому курсу) и ее стоимостью (по курсу НБУ) на дату зачисления на валютный счет. А при продаже после даты баланса (поскольку на дату баланса уже будут посчитаны курсовые разницы) в ЕН-доход следует включить только положительную разницу между доходом от продажи валюты (по коммерческому курсу) и стоимостью валюты (по курсу НБУ), пересчитанной на дату баланса (БЗ 108.01.02).
С позицией фискалов не можем согласиться. Считаем, что в доход юрлица-единоналожника курсовые разницы вообще включаться не должны. Так как объектом обложения для юрлица-единоналожника является денежный доход (в наличной/безналичной форме), а также доход полученный в материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 НКУ (п.п. 2 п. 292.1 НКУ). Причем к материальному/нематериальному ЕН-доходу относятся исключительно:
— сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и
— стоимость бесплатно полученных товаров, работ, услуг.
Однако курсовые разницы ни под один из перечисленных видов ЕН-дохода не попадают. Тем более, что курсовые разницы возникают в результате пересчета валютной составляющей и не сопровождаются никаким поступлением денежных средств, а стало быть, и денежным доходом единоналожника расцениваться не могут.
Поэтому, на наш взгляд, при операциях с валютой правильно поступать следующим образом: облагать единым налогом валютный доход единоналожника (при зачислении валюты на текущий счет), а при продаже валюты облагать единым налогом возникшую положительную разницу (между коммерческим курсом, по которому продана валюта, и курсом НБУ, по которому валюта зачислялась при поступлении на валютный счет).
Также хотим напомнить, что по правилам валютного п. 8 НП(С)БУ 21 курсовые разницы рассчитывают:
— на дату операции и
— на дату баланса.
При этом у единоналожников отчетный период — год. Поэтому единоналожники составляют только годовую финотчетность (т. е. финотчетность микропредприятия в составе: Баланса (ф. № 1-мс) и Отчета о финрезультатах (ф. № 2-мс), п.п. 2 п. 2 НП(С)БУ 25, п. 2 Порядка № 419) — квартальную не составляют*. А это значит, что и курсовые разницы на дату баланса в бухучете единоналожники будут рассчитывать только по итогам года. Подробнее о расчете курсовых разниц см. статью «Исчисляем курсовые разницы: правила» // «Налоги & бухучет», 2021, № 44.
* Хотя по желанию могут составлять по общим правилам полную финансовую отчетность (п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1). Поэтому свое решение о том, по какой форме финотчетности (полной или микро) отчитываться, нужно закрепить в приказе об учетной политике.