Темы статей
Выбрать темы

Карантин продлен до конца лета: изменилось ли что-нибудь?

Томашпольский Сергей, налоговый эксперт
Постановление КМУ от 27.05.2022 № 630

Вывод документа

КМУ продлил действие COVID-карантина до 31 августа 2022

Кто-то уже начал сомневаться, но нет. КМУ не стал отступать от своей традиции. И в очередной раз продлил действие карантина, введенного постановлением № 1236*, — до 31 августа 2022. Изменилось ли что-то за счет этого? Сейчас выясним.

* Постановление КМУ «Об установлении карантина…» от 09.12.2020 № 1236.

Штрафной мораторий

Пока действует карантин, действует:

— освобождение от ответственности за некоторые налоговые нарушения (предусмотрено п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ);

— освобождение от санкций и пени за некоторые ЕСВ-нарушения (п. 911.1 и п. 911.2 разд. VIII Закона № 2464*).

При этом от административных штрафов, к сожалению, карантинного освобождения нет.

Так вот что важно учесть с точки зрения на действие сейчас военного положения. Начнем с ЕСВ. Потому что здесь все просто. От ЕСВ-штрафов и пени имеем «военное» освобождение, которое полностью перекрывает собой карантинное. Оно действует, пока продолжается военное, чрезвычайное положение + 3 месяца (п. 921 и 922 разд. VIII Закона № 2464). Мало того, налоговики говорят, что и админштрафа также быть не должно (категория 201.09 БЗ, zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). Поэтому ответственности пока что нет, и фактически не важно, до когда будет продолжаться карантин.

А вот что касается другой ответственности, здесь ситуация интереснее. Смотрите!

Мы несколько потеряли интерес к «карантинному» штрафному мораторию, предвиденному п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ. Почему? Потому что «военный» п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ позволял нам во время действия военного положения определенное время без штрафов не исполнять свои налоговые обязанности. А п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ останавливал течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на налоговиков.

Поэтому до ответственности дело не доходило. Но ситуацию изменил Закон № 2260**. Фактически тех, у кого есть возможность исполнять свои налоговые обязанности, вернули (с учетом переходных моментов) к привычным правилам. Нарушишь — будешь отвечать.

Поэтому интерес к «карантинному» штрафному мораторию из п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ опять вернулся.

И тот факт, что срок карантина продлен до 31.08.2022, конечно, является позитивной новостью. Потому что соответственно продлено и действие «карантинного» штрафного моратория (он охватывает нарушения, совершенные по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина).

Но и слишком радоваться здесь не следует, потому что:

— как раньше, так и сейчас «карантинный» штрафной мораторий из п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ покрывает далеко не все штрафы. Также он не освобождает от административной ответственности;

— если нарушение будет обнаружено налоговиками по результатам разрешенных в течение военного положения проверок (в том числе камеральных), то ответственность будет применена независимо от действия «карантинного» штрафного моратория (последний абзац п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ). Единственное, что может спасти в таком случае, так это пребывание под влиянием форс-мажорных обстоятельств (п.п. 112.8.9 НКУ). Но если субъект находится под влиянием таких обстоятельств, то его и без «карантинного» штрафного моратория нельзя штрафовать.

Впрочем, в том же «военном» п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ есть и дополнительные освобождения. В частности от «самоштрафа» («В случае самостоятельного исправления налогоплательщиком в налоговых периодах до 25 июля 2022 года, с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных статьей 50 этого Кодекса, ошибок, которые привели к занижению налогового обязательства в отчетных (налоговых) периодах, которые приходятся на период действия военного положения, такие плательщики освобождаются от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных пунктом 50.1 статьи 50 этого Кодекса, и пени»)

* Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI.

** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогового администрирования налогов, сборов и единого взноса во время действия военного, чрезвычайного положения» от 12.05.2022 № 2260-ІХ.

Проверочный мораторий

Вы, очевидно, еще помните, что карантин несколько ограничивал налоговиков в части проверок:

— согласно п. 522 подразд. 10 разд. XX НКУ;

— согласно п. 912 разд. VIII Закона № 2464.

Но сейчас на эти нормы не следует обращать внимания, потому что на время действия военного, чрезвычайного положения:

— действие п. 522 подразд. 10 разд. XX НКУ приостановлено (Законом Украины от 15.03.2022 № 2120-IX). А вместо нее действуют «военные» проверочные правила, выписанные в п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ. Кстати их недавно нескольк обновили, разрешили еще больше проверок, о чем читайте в статье «Нововведение в проверках во время военного положения» этого номера;

— что касается ЕСВ-проверок, то нормы п. 912 разд. VIII Закона № 2464 фактически перекрыто «военной» нормой п. 923 того же раздела, согласно которой установлен мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение трех месяцев после их прекращения/отмены

Неналоговые проверки на период карантина тоже были ограничены — п. 3 разд. ІІ Закона № 533*. Впрочем, теперь это регулирование фактически перекрыто специальными правилами из постановления № 303**. Позволяется проведение лишь узкого круга внеплановых контрольных мероприятий. Впрочем, нужно следить за новостями, потому что некоторые проверки законодатели уже хотят обновить. В частности внеплановые мероприятия контроля по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений и прекращения трудового договора (законопроект от 05.04.2022 № 7251). И карантинные ограничения здесь будут ни к чему, потому что действует специальное «военное» регулирование

* Закон Украины «О внесении изменений…» от 17.03.2020 № 533-IX.

** Постановление КМУ «О прекращении мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения» от 13.03.2022 № 303.

Регулирование цен на социально значимые товары

Пока продолжается карантин:

— розничный продавец товаров, которые имеют существенную социальную значимость, должен заблаговременно декларировать повышение розничной цены на такие товары. Порядок такого декларирования подробно прописан в Порядке № 341*;

— на некоторые позиции таких продовольственных товаров установлен предельный уровень торговой надбавки (наценки) в размере не более чем 10 % (п. 4112 постановления № 1236).

А вот действие предельных торговых надбавок на дизельное горючее и бензины автомобильные (которые тоже были установлены на период действия карантина п. 414 постановления № 1236) теперь остановлены постановлением КМУ от 17.05.2022 № 594

* Порядок декларирования изменения розничных цен на товары, которые имеют существенную социальную значимость, и товары противоэпидемического назначения, которые необходимы для предотвращения распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, утвержденный постановлением КМУ от 22.04.2020 № 341.

Сроки исковой давности

Продление карантина здесь особенно погоды не делает, потому что «карантинная» приостановка течения сроков исковой давности из п. 12 Заключительных и переходных положений ГКУ теперь имеет «военный» аналог в п. 19 Заключительных и переходных положений ГКУ.

Поэтому приостановка и в дальнейшем продолжалась бы, даже и без продления действия карантина

КЭП на токенах

Эту проблему КМУ успел решить (отсрочил КЭП на токенах на период военного положения и в течение 6 месяцев со дня его прекращения/отмены) еще до того, как продлил действие карантина. Мы уже об этом рассказывали — в статье «КЭП на токенах отсрочена», «Налоги & бухучет», 2022, № 37. Единственное, что здесь можно добавить, — появились реквизиты соответствующего документа. Это постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 17 марта 2022 г. № 300» от 24.05.2022 № 617 (ср. )

«Карантинные» ограничения в отношении осуществления деятельности

Еще помните о таких? Для «зеленого», «желтого», «оранжевого», «красного» уровней опасности. Ограничения в отношении посещения заведений ресторанного хозяйства, ТРЦ и тому подобное.

С введением военного положения они стали неактуальными.

Так, постановлением № 372* на период военного положения Кабмин:

— рекомендовал субъектам ведения хозяйства соблюдать противоэпидемические меры, направленные на предотвращение распространения COVID-19;

— прописал, что уровень эпидемической опасности распространения COVID-19 («зеленый», «желтый», «оранжевый», «красный») не устанавливается. А МОЗ прокомментировал так: «Согласно изменениям, зеленый, желтый, оранжевый и красный уровни эпидемической опасности распространения COVID-19 и соответствующие ограничительные противоэпидемические мероприятия не применяются на период военного положения в Украине».**

Поэтому продление карантина в этом смысле ничего не означает.

Также напомним, что согласно указанному постановлению № 372 на период военного положения не действуют требования в отношении обязательных профилактических прививок против COVID-19 / отстранения от работы тех работников, которые от них уклоняются (п. 416 постановления № 1236)

* Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 декабря 2020 г. № 1236» от 26.03.2022 № 372.

** moz.gov.ua/article/news/zatverdzheno-osoblivosti-dii-karantinu-v-umovah-voennogo-stanu

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше