Темы статей
Выбрать темы

Военная остановка сроков по-новому

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Также законодатели решили не только подкорректировать военные послабления в части подачи отчетности и уплаты налогов, регистрации НН/РК и проверок, но и изменили подход к остановке на время войны разных сроков. О том, что именно изменилось, поговорим дальше.

Новации в сроках

От начала введения ВП в соответствии с п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ для налогоплательщиков и контролирующих органов было остановлено течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. При этом эта приостановка должна была действовать на период до прекращения или отмены военного положения (ВП).

О том, как именно должна была действовать приостановка сроков, читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 32.

Законом № 2260 законодатели решили несколько урезать перечень случаев, когда приостановка сроков во время ВП действовать не будет. Для этого они подкорректировали п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Так, отныне приостановка сроков не будет касаться:

— сроков регистрации НН/РК к ним в ЕРНН;

подачи отчетности, в том числе подачи плательщиком налога на прибыль, который обнародует финотчетность, в налоговую всего комплекта финотчетности вместе с аудиторским отчетом;

уплаты налогов и сборов налогоплательщиками;

— сроков проведения камеральных проверок, составления актов, подачи и рассмотрения отрицаний, определения денежных обязательств, приема, отправки и обжалования налогового уведомления-решения по результатам камеральных проверок, начисления пени;

— сроков проведения фактических и документальных внеплановых проверок, составления актов, подачи и рассмотрения отрицаний, дополнительных документов и объяснений, определения денежных обязательств, приема, отправки и обжалования налогового уведомления-решения, административного ареста имущества по результатам фактических проверок.

Все остальные сроки, которые не упомянуты выше, и после вступления в силу Законом № 2260 остаются приостановленными до окончания ВП

О том, как эти нововведения повлияют на плательщиков налога, поговорим дальше.

Сроки регистрации НН/РК

Законом № 2260 отменена остановка сроков регистрации НН/РК в ЕРНН. То есть по общим правилам со дня вступления в силу данным Законом начинается отсчет сроков для регистрации НН/РК, которые были составлены во время ВП или были составлены до начала ВП и срок регистрации которых приходится на ВП.

При этом, чтобы определить, когда НН/РК будут считать зарегистрированными вовремя, следует учитывать особые правила, прописанные в п.п. 691.1 подразд. 10 розд ХХ НКУ. Исходя из норм этого подпункта, сроки регистрации НН/РК за время действия ВП будут у разных плательщиков НДС разными. Все будет зависеть от возможности или не возможности зарегистрировать НН/РК во время ВП, а также от того, избрал ли субъект хозяйствования спецЕН. Приведем эти сроки ниже.

1) Плательщик НДС не имеет возможности зарегистрировать НН/РК во время всего ВП. В данном случае все его НН/РК, предельный срок регистрации которых приходится на ВП, чтобы были зарегистрированы своевременно, должны быть зарегистрированы в течение 6 месяцев после прекращения или отмены ВП.

2) Плательщик НДС не имел возможности во время ВП или утратил возможность во время ВП зарегистрировать НН/РК из-за ВП (например, начались на его территории вестись боевые действия), а потом такая возможность появилась, то, чтобы НН/РК были зарегистрированы своевременно, их следует зарегистрировать в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей;

3) Плательщик НДС постоянно во время ВП имел возможность регистрировать НН/РК. Тогда срок своевременной регистрации НН/РК:

— для НН/РК, составленных до 24.02.2022 и срок регистрации которых приходится на время действия ВП, а также НН/РК, составленных во время ВП и по обычным правилам предельный срок которых приходится на период до вступления в силу Закона № 226 (то есть до 27.05.2022), составляет период до 15 июля 2022;

— для НН/РК, составленных во время ВП и по обычным правилам предельный срок которых приходится на период после вступления в силу Закона № 2260 (то есть с 27.05.2022), составляет привычный срок регистрации НН/РК, который начинает отсчитываться со дня вступления в силу Закона № 2260.

В то же время, в отношении НН/РК, составленных в мае, налоговики имеют свое мнение (tax.gov.ua/media-tsentr/novini/585465.html). И что самое главное, оно является либеральным!

Так, они считают, что составленные в мае НН/РК (при этом не имеет значения, до 27.05.2022 или после) следует регистрировать плательщикам НДС, у которых есть возможность это сделать, в тот срок, что и составленные НН/РК в феврале, марте, апреле. То есть

НН/РК за май следует зарегистрировать до 15 июля 2022 года

4) Плательщик НДС перешел на спецЕН. Для такого плательщика все его НН/РК, предельный срок регистрации которых приходится на период с 24.02.2022 и по дату перехода им на спецЕН, следует зарегистрировать в течение 60 календарных дней со дня перехода на ту систему налогообложения, на которой они были до перехода на спецЕН.

Выше мы привели общие сроки, в которые следовало бы зарегистрировать плательщикам НН/РК, чтобы она была своевременно зарегистрирована. Если в эти сроки не зарегистрировать НН/РК, то плательщика НДС могут привлечь к ответственности за несвоевременную регистрацию НН/РК.

При этом, чтобы не было оснований у фискалов хитрить и говорить, что сроки регистрации из п.п. 691.1 подразд. 10 розд ХХ НКУ это не те сроки, на которые следует ориентироваться, Законом № 2260 освобождены плательщики НДС от штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК в случае регистрации НН/РК именно в вышеупомянутые специфические сроки.

Так, например, в контексте приостановки сроков интересным является освобождение от штрафов налогоплательщиков, которые с начала ВП имели возможность зарегистрировать НН/РК или она у них появилась до вступления в силу Законом № 2260. Для таких плательщиков НДС, чтобы не было штрафов, свои НН/РК, предельный срок регистрации который приходится на период с 24.02.2022 и по день вступления в силу Закона № 2260 (по 27.05.2022), следует зарегистрировать до 15 июля.

Хотелось бы несколько слов сказать о блокировке НН/РК. Как только заработает ЕРНН, то сразу заработает и система мониторинга НН/РК и их блокировки. Так вот,

все сроки, связанные с разблокировкой заблокированных НН/РК, на время действия ВП приостанавливаются и Закон № 2260 на начало их отсчета не повлиял

Поэтому, например, если у вас были заблокированы НН/РК до начала действия ВП, то на время действия ВП срок для подачи разблокировочных документов налоговикам (365 календарных дней, следующих за датой возникновения НО, отраженного в НН/РК) также останавливается и будет продолжен после завершения ВП.

Подача отчетности и уплата налога

Случаи приостановки. Законом № 2260 также отменена приостановка сроков для подачи отчетности и уплаты налогов.

В этом контексте стоит сначала сказать, что когда речь идет о налоговой отчетности, то имеют в виду налоговую декларацию (расчет) — документ, который подается налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением) контролирующим органам в сроки, установленные НКУ, на основании которого осуществляется (п. 46.1 НКУ):

начисление и/или уплата денежного обязательства, в том числе налогового обязательства

— или отражаются объемы операции (операций), доходов (прибылей), в отношении которых налоговым и таможенным законодательством предусмотрено освобождение плательщика налога от обязанности начисления и уплаты налога и сбора,

— или документ, который свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога, а также суммах начисленного единого взноса.

Также к налоговой отчетности приравнены расчеты (в том числе расчет части чистой прибыли (дохода), дивидендов на государственную долю), которые подаются в налоговую в соответствии с другим законодательством.

Учитывая это, считаем, что Законом № 2260 дан отсчет для расчета сроков отчетности только для тех документов, которые являются налоговой декларацией. Если же документ, который подается в налоговую, не является налоговой отчетностью, то приостановка сроков для подачи таких документов действует и после вступления в силу Закона № 2260.

Так, например, налоговой отчетностью не является ф. № 20-ОПП. Так как на основе ее не происходит начисление налоговых обязательств. Поэтому считаем, что и после вступления в силу Закона № 2260 сроки подачи ф. № 20-ОПП остаются все равно продленные. То есть

если необходимость подачи ф. 20-ОПП приходится на период действия ВП, то подать такую форму следует в течение 10 дней после завершения ВП

Что же касается деклараций по разным налогам и сборам или уплаты налоговых обязательств по разным налогам, то Закон № 2260 с даты вступления в силу (с 27.05.2022) дает старт отсчету сроков, которые были приостановлены на время действия ВП.

Кроме того, Закон № 2260 освободил многих плательщиков от штрафа за несвоевременную подачу отчетности и уплату налогов (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Так, например, если предприятие имеет возможность во время ВП подать отчетность или уплатить налог, но этого не делало, то без штрафов можно:

уплатить налоги, предельный срок уплаты которых приходится на период со дня начала ВП (с 24.02.2022) и по день вступления в силу Закона № 2260 (по 27.05.2022) — не позже 31 июля;

подать отчетность, предельный срок подачи которой приходятся на период со дня начала ВП (с 24.02.2022) и по день вступления в силу Закона № 2260 (по 27.05.2022) — до 20 июля.

Установка таких сроков для отчетности и уплаты дает право налогоплательщикам, которые могут отчитываться и уплачивать налоги во время ВП, в июле исполнить свои обязанности в отношении уплаты и отчетности.

В то же время такое освобождение от штрафов не покрывает сроки уплаты налогов, предельный срок уплаты которых приходится на конец мая, а именно речь идет об уплате НДС, платы за землю, акцизного налога, рентной платы и спецЕН за апрель 2022 (срок уплаты всех этих налогов приходится по общим правилам на 30.05.2022).

На наш взгляд, из-за того что НКУ, а именно п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ были приостановлены сроки, то срок уплаты этих налогов с учетом приостановки должен приходиться не на 30.05.2022, а на 26.06.2022 (то есть 30 дней от 27.05.2022).

В то же время фискалы почему-то игнорируют такую возможность. Они говорят, что уплатить налог следует за апрель в общие сроки, то есть не позже 30.05.2022. Так как в НКУ, обновленном Законом № 2260, не содержится каких-либо особых правил определения сроков уплаты налогов за апрель. Тот факт, что в Законе № 2260 сроки уплаты налогов за апрель также были приостановлены, их не волнует.

Послабление они делают в устных разъяснениях только для тех налогов, в отношении которых предельная дата подачи отчетности за апрель приходится на 20.07.2022. Так вот, если субъект уплатит налог не позже даты подачи декларации по этому налогу, то тогда штрафов не будет. Так как в этом случае уплата налога будет до даты согласования обязательств.

Досадно, что по плате за землю в случае подачи отчетности на год вперед такая логика налоговиков, получается, действовать не будет. Потому что согласованными обязательства по плате за землю за апрель в этом случае стали 20.05.2022 (по дате подачи месячной декларации по плате за землю).

На наш взгляд, такие выводы фискалов не обоснованы. И если налогоплательщик пойдет в суд, то сможет отстоять подход, что с 27.05.2022 следует начинать отсчет сроков уплаты налогов за апрель.

Тем же плательщикам, которые спорить не будут, советуем уплатить налог за апрель как можно быстрее. И желательно сначала уплачивать налог, а потом подавать декларацию.

Проверки

Также Закон № 2260 отменил приостановку сроков для проведения камеральных, фактических и документальных внеплановых проверок.

Отмену приостановки сроков для проведения вышеупомянутых проверок нужно было сделать еще тогда, когда было дано право фискалам проводить все фактические проверки. Поскольку в случае, когда на проверки распространяется приостановка сроков, то получалось, что к плательщику фискалы могли прийти на разрешенную проверку в течение ВП и сидеть не в течение срока, выделенного в НКУ на проведение таких проверок, а пока им не надоест.

Но это же абсурд. Налоговики должны не мешать работать какому-то одному субъекту хозяйствования, а должны ходить по проверкам разных субъектов и побуждать их работать в рамках закона. А если фискалы обнаружат, что последние нарушают законодательство, то они должны наказывать их по всей строгости закона.

Так вот,

чтобы фискалы не надоедали налогоплательщикам больше, чем им дает право НКУ, законодатели и отменили распространение приостановки сроков на разрешенные во время ВП проверки

При этом обращаем внимание, что законодатели Законом № 2260 не только отменили приостановку сроков на проведение самих проверок, но и все сроки, связанные с проверками, а именно сроки:

— оформления налоговиками результатов проведенной проверки, а именно составления актов;

— подачи и рассмотрения отрицаний к актам, дополнительным документам и объяснениям,

— определения денежных обязательств, приема, отправки и обжалования налогового уведомления-решения, административного ареста имущества по результатам фактических проверок.

То есть после вступления в силу Закона № 2260 все разрешенные на время ВП проверки (о них см. «Нововведения в проверках во время военного положения») и операции, связанные с их проведением, будут осуществляться в общие сроки, определенные НКУ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше