Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Приостановка сроков: основы

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Май, 2022/№ 32
Печать
В военное время не все субъекты хозяйствования, даже если у них есть возможность, могут своевременно выполнить возложенные на них обязанности, например, в отношении подачи отчетности, уплаты налогов, предоставления ответов на запросы фискалов, и т. п. Поэтому чтобы субъекты хозяйствования могли не спеша выполнить возложенные на них обязанности, законодатели на время действия военного положения останавливают течение разных сроков. Что это за остановка, как она действует, на какие сроки распространяется, на какие — нет, поговорим в этом тематическом номере. А начнем с основной нормы, которая и внесла такое замораживание сроков.

Общие правила

Еще в начале войны законодатели Законом № 2118 (действует с 07.03.2022) впервые внесли военные правки в НКУ. Согласно им в НКУ в том числе появился п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ, которым для налогоплательщиков и контролирующих органов останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. При этом эта приостановка будет действовать на период до прекращения или отмены военного положения (ВП).

С того времени в НКУ было внесено еще много военных уточнений. Но эта норма как была, так и осталась неизменной.

О чем говорит это послабление.

1) приостановка действует с 24.02.2022 и по конец ВП в Украине;

2) распространяется приостановка на все сроки, которые предусмотрены налоговым законодательством.

Напомним, что к налоговому законодательству ст. 3 НКУ относит:

— Конституцию Украины;

— сам НКУ;

Таможенный кодекс Украины и другие законы по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, которые возникают в связи с обложением пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины;

— действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлена ВРУ и которыми регулируются вопросы налогообложения;

— нормативно-правовые акты, принятые на основании и во исполнение НКУ и законов по вопросам таможенного дела;

— решения ВР АР Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятые по правилам, установленным НКУ.

Итак, по сути, п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ приостанавливает на время ВП все сроки, которые определены вышеупомянутыми нормативно-правовыми актами. Например, сроки исковой давности, определенные ст. 102 НКУ, сроки подачи отчетности по разным налогам и сборам, сроки уплаты разных налогов и сборов, сроки рассмотрения жалоб и заявлений и т. п.;

3) распространяется приостановка на все сроки, установленные другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

В качестве примера можно привести:

— РРО-законодательство, а именно сроки, определенные Законом об РРО. Так, например, согласно п. 7 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования, которые для расчетов использовали КУРО с РК, должны подавать фискалам Отчет ЗВР-1 вместе со Справкой об использовании РК не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца. Так вот, поскольку срок подачи такой отчетности контролируют фискалы, то срок подачи такой отчетности остановлен на время действия ВП.

— ЕСВ-законодательство, то есть сроки, предусмотренные в Законе № 2464. Так, например, ФЛП-упрощенцы должны уплачивать ЕСВ за себя раз в квартал, до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается единый взнос (п. 8 ст. 9 Закона № 2464). Контроль за сроком уплаты ФЛП ЕСВ за себя возложен на фискалов, а потому этот срок также должен быть приостановлен на время действия ВП.

Если же срок, определенный другим законодательством, контролируют не налоговики, а другие органы власти, то тогда приостановка сроков бездействует. Даже в случае, когда именно фискалы карают за несоблюдение этих сроков. В качестве примера можно привести сроки расчетов в ВЭД. Подробно об этом см. в статье «Другие остановленные/неостановленные сроки»;

4) приостанавливаются сроки для всех налогоплательщиков независимо от того, где они находятся. То есть на сегодня приостановка сроков действует как для налогоплательщиков, находящихся на территории, где ведутся боевые действия или которая находится в оккупации, так и для тех, кто находится на другой территории Украины.

К сведению! Во ВРУ зарегистрированы законопроект № 7311, которым хотят несколько ограничить случаи приостановки сроков, в том числе и по территориальному принципу. Об этом подробно смотри ниже.

5) на время действия ВП сроки, определенные вышеперечисленным законодательством, должны быть остановлены. То есть

эти сроки должны быть заморожены до окончания ВП, и как только ВП будет закончено, течение этих сроков должно быть восстановлено

Чтобы понять, как эта норма действует на практике, рассмотрим пример с приостановкой срока давности по ст. 102 НКУ, в том числе и на проведение проверки контролерами в отношении правильности начисления налоговых обязательств, продолжаются на период действия ВП.

Так вот, на период военных действий срок давности только прерывается и продолжается после его завершения. Это означает, что если окончание 1095 (2555) дней приходится на период действия ВП, то к ним добавляются еще дни такое военного положения. Если же срок давности закончится после ВП, то его нужно увеличить на срок действия ВП.

Таким образом, когда речь будет идти о приостановке сроков, то их нужно приостанавливать с учетом вышеприведенных правил.

Не одной приостановкой единой

После того как появился п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, который приостановил действие всех сроков, казалось, что больше тему сроков законодатели затрагивать не будут. А вот и нет.

Законом № 2120 законотворцы решили внести подобную норму о приостановке сроков в ст. 102 НКУ. В ней с подачи этого Закона появился отдельный п. 102.9 НКУ. Положения этого пункта со временем были подкорректированы. Но это были чисто технические правки, которые не повлияли на общее освобождение.

Нормы п. 102.9 НКУ звучат так:

«На период действия правового режима военное, чрезвычайного положения, которое вводится в Украине, останавливается течение сроков, определенных этим Кодексом, другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы».

Кто-то может сказать, что эти нормы просто дублируют положения п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. А потому являются, по сути, не нужными.

На самом деле это не совсем так. Давайте приведем отличия этих двух норм о приостановке сроков:

1) приостановка сроков из п. 102.9 НКУ касается не только введения ВП, а и введения в Украине правового режима чрезвычайного положения. Это два разных события. Вместо этого п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ касается только введения на территории Украины военного положения. То есть по большому счету

положения п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ являются более специальными в отношении введения ВП, чем положения п. 102.9 НКУ;

2) п. 102.9 НКУ приостанавливает только сроки, определенные НКУ и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Нормы же п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ касаются приостановки сроков, определенных всем налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Как было сказано выше, НКУ является только одной из составляющих налогового законодательства. Поэтому получается, что положения п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ теоретически приостанавливают сроки, установленные большим количеством нормативно-правовых актов, чем положения п. 102.9 НКУ. Так, например, положения п. 102.9 НКУ точно не касаются приостановки сроков, определенных в международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ и которыми регулируются вопросы налогообложения.

Из вышеприведенного следует, что

положения п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ являются более универсальными, чем положения п. 102.9 НКУ, и могут остановить большее количество сроков во время действия ВП, чем положения п. 102.9 НКУ

Карантин и ВП

На период действия ВП в Украине введены послабления именно на время осуществления этого правового режима. Вместе с тем до введения ВП в Украине властвовали и другие послабления. А именно вызванные карантином. И среди карантинных послаблений были и случаи приостановки действия определенных сроков.

В отличие от военной приостановки сроков карантинные приостановки были намного уже. Касались они (п. 528 и п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

— течения сроков проведения процедуры админобжалования решений фискалов, кроме жалоб в отношении законности декларирования заявленного к возмещению НДС и/или в отношении отрицательного значения по НДС. Итак, карантин остановил течение сроков админобжалования, определенных ст. 56 НКУ, в том числе подачи налоговых жалоб, а также ЕСВ-жалоб;

— предоставления налоговиками индивидуальных налоговых консультаций в письменной форме (ст. 52 и 53 НКУ)

— предоставления налогоплательщиками ответов на запросы контролирующих органов, кроме запросов в отношении бюджетного возмещения по НДС и/или отрицательного значения по НДС (ст. 73 и 78 НКУ),

сроков давности, предусмотренных в ст. 102 НКУ.

При этом приостановка вышеупомянутых сроков из-за карантина произошла с 18.03.2020 по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершится карантин. Карантин пока что будет действовать до 31.05.2022. И, наверное, его продолжать не будут.

Многих интересует, как сосуществуют карантинные и военные приостановки сроков? На наш взгляд, так. После того как началось ВП, эти два вида приостановок сроков начали действовать одновременно и дополнять друг друга. То есть то, что не останавливалось карантином, с 24.02.2022 остановилось ВП.

Поэтому считаем, что с первого дня ВП:

1) те сроки, которые не были приостановлены карантином, приостанавливаются с первого дня начала действия ВП (с 24.02.2022) и до конца действия ВП;

2) те, которые были приостановлены карантином (то есть остановка произошла 18.03.2020) остаются приостановленными и в течение действия ВП.

При этом если 31.05.2022 закончится карантин и не закончится ВП, то сроки, которые были приостановлены карантином, начнут отсчитываться только после последнего дня ВП.

Если ВП закончится раньше срока, отведенного на ковидный мораторий (например, 25.05.2022), то вплоть до окончания карантина (31.05.2022) сроки, приостановленные именно карантином, не начнут свой отсчет. Те же сроки, которые были приостановлены только ВП, начнут отсчитываться после окончания ВП.

Чтобы было нагляднее, продемонстрируем это на примере остановки срока давности из ст. 102 НКУ. Так, если на начало карантина (18.03.2020) срок исковой давности для проведения проверки не закончился (например, осталось еще 90 дней до его истечения), то если

— ВП закончится 24.05.2022, а карантин 31.05.2022, то продолжение отсчета срока давности (то есть истечение 90 дней) начнется после окончания карантина, то есть с 01.06.2022.

— ВП будет продлен до 24.06.2022, а карантин закончится 31.05.2022, то продолжение отсчета срока давности (то есть истечения 90 дней) начнется после окончания ВП, то есть не раньше 25.06.2022.

Возможные изменения

Законодатели Законопроектом № 7311 намерены изменить правила приостановки сроков на время ВП.

А именно, они намерены сократить перечень сроков, которые останавливает на сегодня п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. В частности из-под приостановки законодатели намерены вывести:

1) сроки подачи отчетности, в том числе финотчетности в налоговую теми плательщиками налога на прибыль, которые обнародуют финотчетность, а также сроки уплаты налогов и сборов теми налогоплательщиками, которые находятся за пределами временно оккупированных РФ территорий или территорий, на которых ведутся боевые действия.

Если же плательщик находится в оккупации или на территории, где он находится, ведутся боевые действия, то для него даже после преобразования Законопроекта № 7311 в закон будут приостановлены и вышеупомянутые сроки.

2) сроки проведения камеральных проверок, составления актов, подачи и рассмотрения возражений, приема, посылки и обжалования налогового уведомления-решения по результатам камеральных проверок;

3) сроки проведения фактических проверок, составления актов, подачи и рассмотрения возражений, дополнительных документов и объяснений, приема, посылки и обжалования НУР, админареста имущества по результатам фактических проверок.

Все остальные сроки будут приостановлены для всех плательщиков и в течение всего времени действия ВП.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше